История возникновения
В Греческой Церкви уже в VII веке существовала «полупостная» подготовительная седмица перед Великим постом – Сырная. Воскресный день, который предшествует ей, именуется Мясопустной неделей, или Неделей о Страшном суде. Первое название отражает то, что в этот день верующие последний раз вкушали мясные продукты. В этот же день читается евангельский рассказ о Страшном суде (Мф 25:31–46), отсюда второе название.
Практика подготовки к посту в Иерусалимской и Константинопольской Церквах была различной. У иерусалимских христиан, в отличие от греков, перед Четыредесятницей была только одна подготовительная неделя – Сырная. Это подтверждает письмо известного богослова и гимнографа VIII века преподобного Иоанна Дамаскина монаху Комите.
Сырная седмица появилась для того, чтобы верующие имели возможность подготовиться к Великому посту, в том числе физически. Этот период помогает сделать переход от мясной пищи к постной постепенным и легким.
Значение
Богослужебные тексты третьей подготовительной Недели напоминают верующим о грядущем Страшном суде, его праведности и неподкупности:
В звании своем монашествующий и иерарх, старец и юный, раб и владыка будут испытаны; вдовица и дева дадут отчет; и горе тогда всем, не имевшим жизни безупречной (из канона на Утрени, песнь 4).
Праведным судьей будет Сам Господь. Никто не минует своей участи и каждый даст ответ за свои дела. Если прошлая Неделя о блудном сыне располагала нас к упованию на милость Божию, то наступившая обращает наш взор на личную греховность. При этом Церковь перед началом поста предлагает положительное решение. Оно содержится как раз в евангельском чтении и призывает христианина к искреннему нравственному житию. Об этом же поется в стихирах (краткая молитва, раскрывающая сущность празднуемого события) богослужения:
Заповеди Господа познав, так и будем поступать: алчущих напитаем, жаждущих напоим, нагих оденем, странников к себе введем, и пребывающих в темнице посетим, чтобы и нам сказал Тот, кто будет судить всю землю: “Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство!” (стихира на литии).
Христос не говорит о высших добродетелях, а только о тех, которые доступны каждому. Их наличие или отсутствие в нашей жизни станет критерием, окончательно определяющим нашу будущую участь в вечности.
Богослужебные особенности
Сам воскресный день имеет те же особенности, что и предыдущие подготовительные Недели. На Утрени к двум полиелейным псалмам (с греч. – «многомилостивым», так как часто повторяются слова «Яко в век милость Его») добавляется 136-й псалом «На реках вавилонских». А после чтения Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и 50-го псалма следуют тропари «Покаяния отверзи ми двери».
Основой для первого является притча о мытаре и фарисее:
Церковнославянский текст: Покаяния отве́рзи ми двери, Жизнодавче, у́тренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм нося́й телесный весь оскверне́н; но яко щедр, очисти благоутро́бною Твоею милостию. | Русский перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости. |
Для второго – притча о блудном сыне:
Церковнославянский текст: На спасения стези́ настави мя, Богородице, сту́дными бо окаля́х душу грехми́ и в лености все житие́ мое ижди́х; но Твоими молитвами избави мя от вся́кия нечистоты́. | Русский перевод: Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты. |
В заключительном – рассказ о Страшном суде:
Церковнославянский текст: Мно́жества соде́янных мною лю́тых помышляя окая́нный, трепе́щу стра́шнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутро́бия Твоего, яко Давид вопию́ Ти: помилуй мя, Боже, по вели́цей Твоей милости. | Русский перевод: Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости. |
Таким образом, покаянные тропари связаны с главными темами евангельских чтений трех подготовительных Недель.
Сырная седмица максимально близко подводит нас к началу поста. В среду и пятницу не служат литургию, а совершают богослужения, подобные великопостным, но с некоторыми отличиями. Во вторник вечером первый раз положено читать молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с земными и поясными поклонами.
С Сырной седмицы прекращаются венчания вплоть до Фоминой недели (Антипасхи).