Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Компас на пути к Пасхе. Неделя преподобной Марии Египетской

История возникновения

Последний воскресный день Четыредесятницы посвящен преподобной Марии Египетской. Точные даты жизни святой неизвестны, так как не сохранилось никаких хронологических и исторических указаний в ее жизнеописании. Но известно, что житие возникло около 600 года или в VII веке. По крайней мере, преподобный Иоанн Дамаскин, живший в VIII столетии, цитирует из него некоторые места. Житие святой имеет несколько переработок и, соответственно, разных версий.

Подвижницу почитают не только в Восточной Церкви, где ее память совершается 1/14 апреля и в 5-ю Неделю Великого поста, но и в Западной.

Появление воскресной памяти преподобной Марии в Великом посту появляется в XI веке. Это обусловлено той же ситуацией, что и с преподобным Иоанном Лествичником. В связи с тем, что память святой приходилась на будний день поста, когда полная Литургия не совершается, она была перенесена на воскресенье. Цель этого переноса очевидна: совершение почитания великого святого должно совершаться на торжественном богослужении с Евхаристией. А в Великом посту это возможно только в субботний или воскресный день.

Значение

Преподобная Мария Египетская не принимала монашеский постриг, а добровольно ушла в пустыню для аскетического подвига. Такие случаи нередко встречались в Древней Церкви. Согласно житию, которое читается в среду вечером на богослужении, подвижница не́когда пребывала в большом грехе. Но когда она прибыла в Иерусалим и попыталась войти в храм на праздник Воздвижения Креста Господня, то почувствовала, что какая-то сила не пускает ее внутрь. Она осознала, что ее грешная жизнь становится препятствием для того, чтобы увидеть Честное Древо Креста. Грешница принесла покаяние и смогла пройти в храм. После этого она обратилась в молитве к иконе Божией Матери, чтобы Она наставила ее в жизни. Услышав, что за Иорданом она найдет свое успокоение, Мария оставила все, что у нее было, взяла три хлеба и ушла в пустыню. Там она подвизалась в течение 47 лет, вплоть до смерти.

Пример преподобной Марии показывает, что каким бы страшным грешником ни был человек, Господь никогда его не отринет, если он приносит искреннее покаяние.

Об этом говорят и молитвы воскресного богослужения. Они напоминают нам, что для того, чтобы соединиться со Христом, впустить Его в свою душу, необходимо переосмыслить свою жизнь, измениться. То есть принести плоды покаяния.

Церковнославянский текст:
Тебе у́бо возбраня́ше честны́х взира́ния, скверн прежде привлече́нное скверне́ние: твое же чувство, и твоя богому́драя соде́янных совесть, к лучшим тебе обращение соде́яша. На икону бо воззре́вши благослове́нныя Богоотрокови́цы, всех пока́явшися прегрешений своих всехвальная прежних, в дерзнове́нии честно́му Древу поклони́лася еси.
Русский текст:
Тебе препятствовало на святыни взирать от прежних мерзостей идущее осквернение; но твое чувство и твое, богомудрая, сознание содеянного обращение к лучшему в тебе произвели. Ибо, воззрев на икону благословенной Богоотроковицы и осознав все свои прежние согрешения, всехвальная, ты с дерзновением священному Древу поклонилась.

Богослужебные особенности

В последний раз в это воскресенье мы услышим пение тропарей «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», а также воскресного гимна «Воскресение Христово видевше».

В пятницу шестой седмицы заканчивается Четыредесятница и начинается подготовка к Страстно́й седмице и непосредственно Пасхе Христовой. В одной из стихир на вечерне поется:

Церковнославянский текст:
Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе.
Русский текст:
Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страдания Твоего узреть просим, Человеколюбец, чтобы прославить в дни ее величие Твое, и неизреченный Твой замысел о нас, единомысленно воспевая: «Господи, слава Тебе!»

В субботу вспоминается евангельское чудо о воскрешении из мертвых праведного Лазаря. Поэтому она именуется «Лазаревой субботой». Богослужение этого дня во многом схоже с воскресным. Например, последний раз до Пасхи поется «Воскресение Христово видевше». После 9-й песни канона поется «Свят Господь Бог наш».

Еще одной особенностью является пение на Литургии вместо Трисвятого «Елицы во Христа креститеся». Это стих из Послания апостола Павла к Галатам: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3:27). На богослужении Лазаревой субботы он появился в связи с тем, что в этот день в Константинополе совершалось таинство Крещения. Оно совершалось только несколько раз в году и соединялось с Литургией. На ней новокрещенные первый раз причащались Святых Христовых Таин.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Комментарии для сайта Cackle