Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Компас на пути к Пасхе. Неделя ваий

История возникновения

Воскресный день, который предшествует Пасхе Христовой и открывает собой Страстную седмицу, имеет несколько названий. Во-первых, в этот день отмечается двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. И это первое наименование. Второе название, Неделя ваий (от греч. — пальмовая ветвь), или Пальмовое воскресенье, дано в связи с символикой события и богослужебным празднованием, где важное место занимают пальмовые ветви. Так как на Руси найти это растение было невозможно, то его заменили вербами. Отсюда третье имя — Вербное воскресенье. Наконец, в славянских богослужебных книгах этот день именуется Неделей цветоносной (или цветной). Это связано с тем, что в природе к этому времени многие растения начинают распускаться и цвести.

Время установления праздника достаточно раннее. О нем в III веке упоминает в одном из своих поучений святитель Мефодий Патарский. А богослужения и особенности его совершения в IV веке описывает в своих воспоминаниях паломница Этерия.

В древней иерусалимской богослужебной традиции в этот день совершалось шествие верующих с пальмовыми ветвями. Процессию возглавлял епископ, восседавший на осле.

Как минимум с XVI века на Руси в этот день также совершалось шествие на осляти. Патриарх или архиерей ехал верхом на осле, которого вел под уздцы сам царь или кто-нибудь из знати. Этот чин с конца XVII века сохранился только на патриаршем богослужении. А со времени правления Петра I вовсе перестал совершаться.

Значение

Одно из главных событий последних дней земной жизни Спасителя описано всеми евангелистами. Оно, с одной стороны, неразрывно связано с чудом воскрешения праведного Лазаря, а с другой — является началом Страстной седмицы. Поэтому этот праздник наполнен одновременно и радостью, и печалью.

Вход Господень в Иерусалим — это осуществление ветхозаветного пророчества Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9:9). Вхождение в сердце Израиля является одним из последних знаков для народа о том, что Иисус — Мессия.

При описании этого события евангелисты подчеркивают царственное достоинство Спасителя. Но это и один из этапов на пути ко Кресту и шествие на Страсти.

Эта тема раскрывается и в богослужебных текстах праздника:

Церковнославянский текст:
Честно́е воскресение Твое прообразу́я нам, воздвигл еси уме́ршаго повелением Твоим, бездыха́ннаго Лазаря друга Блаже, из гроба четверодневна смердяща. Темже и на жребя возшед о́бразно, якоже на колеснице носи́м, язы́ки укротева́я Спасе. Сего ради и хваление приносит возлюбленный Израиль из уст ссущих, и младенец незлобивых, зрящих Тя Христе, входяща во святый град, прежде шести дней Пасхи.
Русский текст:
Священное воскресение Твое предзнаменуя нам, Ты, Благой, умершего друга Твоего Лазаря воздвиг повелением Своим, из гроба на четвертый день, бездыханного, смердящего. Потому и на осленка Ты воссел, Спаситель, как на колеснице носимый на нем, образно призвание язычников тем предвещая. Потому и хвалу Тебе приносит возлюбленный Израиль устами грудных младенцев и детей беззлобных, видящих Тебя, Христе, входящим во Святой Град за шесть дней до Пасхи.

Богослужебные особенности

Почти все воскресные особенности (например, пение «Воскресение Христово видевше», «Ангельский собор», «Свят Господь Бог наш» и др.) уступают место молитвословиям праздника.

Главной «видимой» особенностью богослужения является освящение ваий, а в нашей традиции — вербы. Этот чин совершается на Утрени. Священник читает особую молитву на освящение ваий, после чего трижды окропляет их святой водой.

Святитель Иоанн Златоуст и другие отцы Церкви свидетельствуют, что в их время (IV в.) молящиеся стояли во время богослужения с ветвями и зажженными свечами. Этим изображалась встреча Господа при входе Его в Иерусалим. Распустившиеся ветви служат знамением победы над смертью и Воскресения Христа. А свечи означали величие и светлость торжества Воскресения Спасителя.

В день праздника совершается Литургия по чину святителя Иоанна Златоуста, а не как в прошлые воскресные дни Четыредесятницы — святителя Василия Великого. Вместо изобразительных антифонов (попеременное исполнение, то есть двумя хорами, псалма с припевом) поются праздничные. На входе с Евангелием произносится стих из 117-го псалма: «Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам».

Сразу после праздника наступает особое время перед Воскресением Господним — Страстная седмица. Эти дни значимы как с богословской точки зрения, так и с литургической. В песнопениях Постной Триоди Церковь призывает верующих пойти за Христом, сораспяться с Ним и стать наследниками Царства Небесного. Всю седмицу не поминают усопших и не совершают память святых. Все эти дни посвящены исключительно воспоминанию страданий Спасителя и Его Крестной смерти.

В первые три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В среду в конце Литургии последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В Великий Четверг воспоминаются четыре события: установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечере и умовение Спасителем ног Своих учеников в знак смирения и любви к ним; молитва Иисуса в Гефсиманском саду и предательство Иуды. В этот день совершается Литургия святителя Василия Великого. Вместо Херувимской песни поется следующее песнопение: «Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь, Сы́не Бо́жий, прича́стника мя приими́; не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, ни лобза́ния Ти дам, я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя: помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м».

Вечером накануне Великой пятницы читаются 12 страстны́х Евангелий, в которых повествуется о последних часах земной жизни Иисуса Христа. Литургия в пятницу не совершается. На Великой вечерне, которая относится уже к Великой субботе, в центр храма выносится плащаница с изображением Спасителя. На Утрени совершается крестный ход с плащаницей вокруг храма в память о погребении Спасителя. Все действия, которые происходят обычно на солее (возвышение перед алтарной преградой), переносятся в центр храма к плащанице. Литургия святителя Василия Великого в субботу соединяется с Вечерней, на которой читают 15 паремий. В древности в это время совершалось Таинство Крещения. Об этом свидетельствует также пение «Елицы во Христа крестистеся», а не «Трисвятого». Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча…».

В Великую субботу заканчивается пение Постной Триоди. Главной богослужебной книгой вплоть до Недели всех святых становится Пентикостарион, или Цветная Триодь. Греческое название отражает то, что книга включает в себя молитвы главных богослужений в течение 50 дней от Пасхи. Славянское название дано в связи с тем, что ее использование совпадает с началом весны — временем цветения растений в природе.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Комментарии для сайта Cackle