Компас на пути к Пасхе. Торжество Православия

Священник Алексей Ремизов

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Мы подготовили великопостную рассылку — для тех, кто хочет большего, чем формальное. Подписаться.

История возникновения

Первый воскресный день в Великом посту именуется Неделя Торжества Православия. Это связано с совершением в этот день особого одноименного чина, который был установлен в Греции в IX столетии. Таким образом Православная Церковь указала на торжество над ересями, которые пытались ее расколоть. В особенности последняя из них – ересь иконоборчества, осужденная на VII Вселенском Соборе в 787 году. После Собора гонения на иконопочитателей не прекратились полностью, а лишь ослабли.

Иконопочитание окончательно восстановили на Константинопольском соборе в 843 году. Указом императрицы Феодо́ры было организовано церковное торжество. Оно выпало как раз на первое воскресенье Великого поста. Чин Торжества Православия стали совершать ежегодно. Его автором является святитель Мефодий, патриарх Константинопольский. С некоторыми изменениями его совершают и сегодня.

Значение

В отличие от подготовительных недель евангельское чтение этого воскресного дня напрямую не связано с празднуемым событием. Евангелие повествует о призвании Спасителем апостолов Филиппа и Нафанаила (Ин 1:43–51). Когда-то в первое воскресенье поста совершалась память пророков, с чем и было связано чтение этого зачала. Но, вероятно, история с иконопочитанием внесла свои изменения. При этом чтение осталось прежним.

Особое значение Неделя Торжества Православия имеет с точки зрения правильного исповедания нашей веры. Одно из молитвословий богослужения говорит о том, что икона является доказательством и подтверждением воплощения Иисуса Христа. Потому что нельзя изобразить то, что никогда не видел:

Церковнославянский текст:
Естеством неописанный Божественным Твоим сый, на последняя Владыко воплощься, изволил еси описоватися: плоти бо приятием, и свойства вся сея взял еси. Темже вид Твой образования описующии любезно целуем, к Твоей любви возвышаеми, и исцелений благодать почерпаем из него, апостольским последующе Божественным преданием.
Русский текст:
Естеством Божественным Твоим неописуемый, Ты в последние времена, Владыка, воплотившись, благоволил быть описуемым: ибо плоти принятием и все свойства ее Ты приобрел. Потому начертывая образ с Тобою сходный, как надлежит, его целуем, возвышаясь к Твоей любви, и черпаем благодать исцелений из него, следуя апостольским божественным преданиям.

Богослужебные особенности

В конце Литургии на середине храма совершается чин Торжества Православия. В Киевской Руси он был введен в XI столетии преподобным Феодосием Печерским. А позже распространился в остальных частях Русской Церкви. В XII и XIV веках чин дополнили текстами, которые отражают догматическое учение христианской веры.

Основу чина составляет последование молебного пения. То есть на нем произносят великую (мирную) и сугубую ектении, читают Апостол и Евангелие, молитву об укреплении верующих в православной вере. Особенностями является чтение Символа веры и провозглашение анафематствований (отлучений от Церкви) отступившим от истинного исповедания Христа. Сегодня в храмах анафему чаще всего не произносят. После этого возглашается «Вечная память» всем сохранившим веру православную и многолетие тем, кто остается по сей день в лоне истинной Церкви. Завершается чин гимном святителя Амвросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим». В это время все присутствующие целуют святые иконы.

Тропарь Недели совпадает с тропарем образу Нерукотворного Спаса.

Церковнославянский текст:
Пречи́стому Твоему о́бразу покланя́емся Благи́й, прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших Христе́ Бо́же: во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест, да изба́виши, я́же созда́л еси, от рабо́ты вра́жия. Тем благода́рственно вопие́м Ти: ра́дости испо́лнил еси́ вся Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир.
Русский текст:
Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!».

Священнослужители читают эту молитву перед ликом Спасителя каждый раз, когда совершают вхо́дные молитвы до начала Литургии.

В субботу второй седмицы (последующие шесть дней после воскресного дня), а также третьей и четвертой седмиц совершается заупокойное богослужение и поминовение усопших. Богослужение в пятницу вечером будет отличаться как от великопостного, так и от совершаемого в обычный период года. На Утрени положено читать 17-ю кафизму. Произносится заупокойная ектения. С вечера пятницы до вечерней службы воскресенья отменяются земные поклоны.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle