Мир обеспокоен появившимся новым вирусом Covid-19, более известным как коронавирус. Новостные ленты пестрят неутешительными данными о новых заболевших, о закрытии целых стран на карантин, падении экономики и отмене важных общественных мероприятий. Церковные лидеры дают рекомендации своей пастве, как вести себя в этой непростой ситуации.
Я как человек близкий медицине, как многодетный отец, знающий не понаслышке, каково это – болеть всем семейством по очереди по полгода без перерыва, попытаюсь внести свою лепту в созидание спокойного и разумного отношения к новой беде.
Медицина достигла многого – открытие мира бактерий и вирусов, а вместе с ними вакцин и антибиотиков значительно продлило жизнь человечества. Мы уже практически забыли о кори, краснухе, полиомиелите и еще длинном списке болезней, обрывавших жизнь в детском возрасте. Холера и чума остались страшными признаками прошлого. Даже изменчивый вирус гриппа зачастую недолго остается без специфической вакцины.
При этом, когда человек видит успехи ученых, нередко у него создается иллюзия собственного бессмертия, которая приводит к печальным последствиям – эгоизму и гедонизму. Мы перестаем ценить время, данное нам Творцом, для достижения Его подобия через любовь. Ведь кажется, что всё и вся подчинено человеку, и – особенно если он может повелевать, распоряжаться и жить благополучно – это состояние продлится неизмеримо долго. А некоторые болезни – следствие небрежного отношения к здоровью как к чему-то неизменному, напоминают нам о конечности земной жизни и неспособности человека все держать в своей власти. По мысли митрополита Антония Сурожского, знание о грядущей смерти не обесценивает жизнь, а наоборот, делает каждый день ценнейшим, наполненным возможностью прожить его так, как прожил его Господь на земле.
Есть еще одно свидетельство попечения Небесного Отца о своих детях. Проявляется оно в том, что в странах с очень низким уровнем жизни, медицины и гигиены, с большой скученностью населения, как, например, в Индии, где люди до сих пор могут есть руками с банановых листьев, постеленных на землю, и не всегда имеют возможность эти руки помыть, где бегают крысы, а по рекам плывут тела умерших, не вспыхивают эпидемии. Это говорит о том, что болезни не происходят спонтанно, и их распространение не неизбежно, но если уж мы сталкиваемся с эпидемией, то можно это воспринять как возможность стать более внимательным к себе и ближним.
Безусловно, в нынешней ситуации не стоит поддаваться страху и панике, ведь для многих печальные новости и сводки становятся своего рода наркотиком, от которого почти невозможно отказаться. Под видом контроля ситуации мы умножаем свои тревогу и печаль, которые парализуют и не дают разумно мыслить и действовать.
Инфекционисты сходятся с одном: коронавирус не является чем-то тяжелым и неизлечимым, хотя может иметь серьезные осложнения. Мы уже успели забыть о панике по поводу лихорадки Эбола, птичьего и свиного гриппа, теперь мы боимся нового вируса, хотя от осложнений обычного гриппа или атипичной пневмонии тоже гибнет достаточно большое количество людей.
Конечно же, надо следовать указаниям эпидконтроля и приучить себя к соблюдению нормальных гигиенических правил: чистые руки и лицо, чистые носовые ходы, свежий воздух и, по возможности, избегание больших скоплений людей.
Лучше прогуляться по улице, выйдя на полчаса раньше или пересесть на велосипед, благо погода и инфраструктура городов во многом позволяют это сделать.
Мы слышим необоснованные опасения, что храм может стать местом заражения через Святое Причастие и целование святынь. Но метро, например, является местом куда большего стечения людей, по сравнению с храмом, куда в любые периоды заболеваний приходили верующие – то есть доверяющие Богу люди.
Важно, чтобы этот непростой период, который для нас совпал с Великим постом, был временем глубокого и деятельного диалога с любящим нас Отцом Небесным, без воли Которого “влас главы нашея не погибнет” (Лк 21:18). И выходя из храма, мы бы не только оставили страх и тревогу, но смогли бы ободрить и других.