Статьи
«Как не надо разговаривать про эволюцию в воскресной школе»
Денис Собур: что делать, если ребенок не хочет считать себя произошедшим от обезьяны.
«Богословие для чайников: что в нём не так»
Алеся Храмова: действительно ли по грехам попускаются страдания? Ко всем и всегда ли обращены библейские максимы? Как быть, если «духовное обличение» ранит — и как самому не поранить ближнего? Разбираемся вместе.
«Что демонстрирует “мерзость запустения” в Святой Софии»
Тимур Щукин: Иерусалим, как ангел, как человеческие ум и душа, как само Царство присутствующий везде и нигде, — это подлинный Иерусалим. А Святая София — лишь церковно-политический символ, даже больше политический, чем церковный…
«Айя-София как зеркало главного храма Вооруженных Сил»
Владимир Шалларь: «триумф» православия в современной России — то же, что и «поражение» его в Турции. А не любить геев в России = отстаивать права геев в Европе. Что объединяет Грету Тунберг, схиигумена Сергия (Романова) и расизм в Америке?
Владимир Шалларь: коронавирусная пандемия поставила на первый план медицину, в том числе в богословском аспекте. Многие атеисты злорадно начали вопрошать христиан: «а что же молитвы не помогают?». Как здраво ответить христианам на эту глупость? Книги пяти современных медиков-христиан, пять житий древних святых врачей, пять христианских романов про врачей, подборка фильмов о врачах.
«Семь известных списков Казанской иконы»
Екатерина Смирнова: почти в каждом храме и домашнем иконостасе можно увидеть Казанскую икону Божией Матери. Этот образ прославился многочисленными чудесами. Оригинал иконы утерян, однако существует множество ее списков. Рассказываем о самых известных.
«”Фоколяры”, “Новый путь”, “Вера и свет”: в чем смысл общин» Одни из них стараются жить по Евангелию, стремясь явить любовь к Богу через любовь к ближнему, другие ничего особенного не делают: пьют чай, молятся и играют. У каждой христианской общины свой путь, в конце которого один и тот же Господь.
Мария Пискунова: литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, древние литургии апостола Иакова и апостола Марка… Рассказываем, в чем их похожесть, особенность и различие.
Лекции
Марина Михайлова, философ и филолог, вместе с порталом «Предание.ру» продолжает цикл лекций «Магический кристалл: мир и человек в романах ХХ века». Читаем вместе роман Умберто Эко «Имя розы».
В разгаре лето, и хорошая книжка станет всем нам добрым спутником, в каких бы обстоятельствах мы ни оказались. Вы сможете открыть новые смыслы в давно знакомых произведениях или прочитать их впервые с нами.
Мы продолжаем цикл романом итальянского писателя, профессора семиотики Болонского университета Умберто Эко “Имя розы”. Роман впервые опубликован в 1980 году. Умберто Эко — знаток средневековой эстетики и философ-структуралист, человек университетской культуры и невероятно талантливый рассказчик. Его роман “Имя розы” соединяет в себе детектив, энциклопедию жизни средневекового монастыря, трактат по истории церкви, теологический диспут, печальный рассказ о любви и апофатическое богословие. Роман-игра, роман-загадка, вовлекающий читателя в приключение, раскрывается затем как размышление о смысле культуры, ответственности человека, тайне жизни.
Беседа доктора философских наук, преподавателя кафедры психологии ОНМУ священника Вячеслава Рубского и психолога, руководителя образовательного проекта «Психология для Церкви» Марины Филоник.
Зачем психология христианину, несет ли она пользу или вред? Неужели психологи лучше Святых Отцов? Может ли быть для православного человека опасным обращение к психологу? Может ли психология быть полезна для духовной жизни? Или, наоборот, вредна и опасна? Как найти свою позицию и какое мнение можно считать православным?
(Аудио)Книги
«Наука и религия» (текст и аудио) — короткая, доходчивая книга святителя Луки (Войно-Ясенецкого) — выдающегося хирурга, ученого (анестезиология и гнойная хирургия) и пастыря советского времени. Доктор медицинских наук, профессор, лауреат Сталинской премии первой степени — с одной стороны, с другой — епископ-исповедник, переживший аресты и ссылки. Ясно, что «Наука и религия» посвящена разоблачению недоразумения о несовместимости науки и религии, но книга затрагивает намного больше тем: христианский гуманизм, христианская этика и пр. и пр. Тут важно, что святитель увязывает проблему наука/религия с социально-исторической проблематикой. Святитель Лука прямо и четко отвергает обычные обвинения христианства в пассивности, «смирении», покорности, освящении системы угнетения и пр. и пр. Суть христианства — гуманизм в высочайшем и предельном смысле (христианство есть религия Богочеловечества): оно осуждает всякое зло, призывает активно с ним бороться, в частности с эксплуатацией, с социальной несправедливостью и пр. Это напрямую вытекает из Евангелия, утверждает святитель. И поэтому история христианского мира есть история гуманизма, научного и социального прогресса и пр.: это исполнение Евангелия. «Прогресс» и «гуманизм» — христианские реалии, теологические термины по святителю Луке. И крайне важно, что святитель, разоблачая псевдоконфликт науки и веры, не забывает социального аспекта, который постоянно всеми забывается: «высший нравственный идеал Евангелие полагает в любви к человеку. Эта идея пронизывает всё Евангелие. Вместе с тем Евангелие есть призыв к активному отношению к жизни, призыв к уничтожению всякой эксплуатации человека человеком».
Аудиокнига по рассказам, повестям, трактатам, эссе Честертона, образцового христианского мыслителя и писателя — мудрого, остроумного, парадоксального, ортодоксального — именно в ортодоксальности своей — актуального, современного.
«Древо Иуды» (текст и аудио) — поздний (1961) и один из самых совершенных романов Арчибальда Кронина. По форме — классический психологический роман. Крайне точно и нюансированно показана психология человека, получившего благосостояние за счет предательства.
«Раковый корпус» Солженицына — роман со множеством сюжетных линий, героев и тем. Раковый корпус становится метафорой для тоталитарного государства и шире — мира, ситуации человека как таковой. «Раковый корпус» во многом автобиографичен, написан в 1963–1966 гг. по воспоминаниям о лечении писателя в онкологическом отделении больницы в Ташкенте в 1954 г. (свое излечение от рака сам Солженицын считал чудом).
Отец Александр Шмеман, собеседник, почитатель, но и жесткий критик Солженицына, писал о романе «Раковый корпус»: «В своем романе “Раковый корпус”, говоря об одном из своих героев, Солженицын пишет: “… весь смысл существования — его самого […] и всех вообще людей представлялся ему не в их главной деятельности, которою они постоянно только и занимались, в ней полагали весь интерес и ею были известны людям. А в том, насколько удавалось им сохранить неомутненным, непродрогнувшим, неискаженным — изображение вечности, зароненное каждому”.
Изображение вечности, зароненное каждому… Сознавал ли Солженицын, когда писал эти удивительные строки, что он давал лучшее определение своего собственного творчества, духовный портрет самого себя?»
Также — полное собрание рассказов и крохоток Солженицына (текст и аудио).
«Ипостась, Лицо, Личность: генеалогия понятия в богословии Древней Церкви» — труд историка и теолога Андреа Милано, прослеживающий историю понятия «личность» в христианской теологии: от дохристианской семантики до раннего Средневековья.
«Раннехристианские жития галльских святых» — комментированные жития епископов Марцеллина, Цезария, Далмация, Гермерия, живших в эпоху крушения Римской империи и формирования Средневековья.
Музыка
Молитвы и акафисты в исполнении, может быть, лучшего православного хора на постсоветском пространстве — хора сестер минского Свято-Елисаветинского монастыря: «Иисусова Молитва», «Богородице Дево, радуйся», молебен с акафистом Пресвятой Богородице в честь иконы Ея Державная, молебен с акафистом Пресвятой Богородице в честь иконы Ея Иверская, молебен с акафистом Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неупиваемая Чаша», молебен с акафистом Пресвятой Богородице в честь иконы Ея Казанская, молебен с акафистом Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Умягчение злых сердец», акафист прп. Силуану Афонскому, молебен с акафистом св. мч. и чудотворцу Иоанну Воину, молебен с акафистом св. прпмц. кн. Елизавете, акафист «Слава Богу за всё», акафист Рождеству Христову, акафист святителю Николаю.