Лучшие книги о вере по мнению поэта Михаила Кукина

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Поэт М. Кукин рекомендует аудитории “Предания.ру” свои любимые книги о вере.

Поскольку мое детство проходило в 70-80-е гг. XX века в Советском Союзе, то какой-то специальной церковной, христианской литературы у меня лично в руках и в моей семье не было. И у большинства моих сверстников тоже. И я думаю, что в этом смысле моя история очень типична. Потому что впервые — это, может быть, странным покажется — но впервые про христианство, про Евангелие что-то внятное я услышал в школьном курсе русской литературы, в 9-м классе, когда проходили книжку Достоевского «Преступление и наказание». Там Соня по просьбе Раскольникова читает Евангелие о воскрешении Лазаря. Это место у Достоевского каким-то образом не было купировано, не было вычеркнуто. В Советском Союзе этот текст издавался полностью, его проходили в школе, и там кусочек из Евангелия подлинный звучит. Вся атмосфера этой сцены очень сильно на меня повлияла. В этом смысле это была первая книга, которая меня, старшеклассника, как-то так немножко «толкнула».

А потом я могу вспомнить не столько книгу, сколько курс лекций по истории древнерусской живописи, который я слушал, когда был студентом первого курса МИФИ и ходил по вечерам на лекции для студентов (необязательные), куда приходили всякие гуманитарии и физиков «обрабатывали», «окультуривали». Там к нам приходил такой человек по фамилии Антонов (как сейчас помню) и рассказывал о древнерусском искусстве, об иконе, и вот там, конечно, на этих лекциях, я получил уже много информации. Он и Евангелие цитировал, и жития святых, и анализировал иконы. Это были очень хорошие, качественные лекции. Они повлияли на меня очень сильно. Потом благодаря этим лекциям я стал уже интересоваться древнерусской иконой и фреской всерьез; естественно, в руки ко мне попали альбомы, изданные в Советском Союзе, в частности — фундаментальный труд «Искусство Древней Руси» В. Н. Лазарева. Вот эти книги, эти изображения, они в моей жизни очень большую роль сыграли, как бы двигая меня в сторону христианства.

[см. раздел о христианском искусстве]

Третье произведение, короткое совсем, но чрезвычайно важное, пронзительное, я хорошо его помню тоже со школы — рассказ Чехова «Студент»: когда ты христианство начинаешь не как-то умозрительно воспринимать, как «одну из религий» или «культурно-историческое явление», которое «надо изучать», «интересоваться каждому культурному человеку, независимо, верующий ты или нет», — в этом смысле Чехов, минуя все эти размышления, прямо в цель вдарил. Это было совершенно пронзительное ощущение личной причастности, собственно именно то, о чем рассказ «Студент» и написан.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle