Это, без сомнения, самый таинственный персонаж Священного Писания, героиня легенд и романов, вдохновительница художников и писателей всех времен и народов. Всякий, кто соприкасается с ней, открывает для себя нечто совершенно новое. Скажи мне, кто она для тебя, особенно для мужчины, и я тебе скажу, каково твое отношение к женщинам. Об этой знаковой и удивительной фигуре рассказывает протоиерей Димитрий Сизоненко.
Юная дева, а может быть, две
Византийское житие Марии Магдалины, которое написал блаженный старец Иерофей Загорейский, озаглавлено так: «Житие святой мироносицы, равноапостольной Марии Магдалины, возлюбленной ученицы, наперсницы и сотаинницы Христовой». Именно в таком качестве Мария Магдалина почитается многими христианами и даже людьми, которые очень далеки от Церкви.
Прежде всего, Мария Магдалина присутствует рядом со Христом в самые ключевые моменты Его жизни. Она первая, кому Он является после воскресения. В Евангелии ее имя упоминается 12 раз. Не так много, мы мало о ней знаем, но это больше, чем о Божией Матери. Мария Магдалина вместе с Богородицей затмевают все другие женские образы в Евангелии, да и многие мужские.
Мария Магдалина окутана ореолом тайны Самого Христа. Существует несколько мифов о ней. Первое, что мне хотелось бы развенчать, это то, что Мария Магдалина была заблудшей женщиной, которую Христос спас от греховной жизни. Все не так тривиально, как изображают некоторые проповедники и люди, далекие от Церкви. В Евангелии от Луки, в 7-й главе, начиная с 36-го стиха, рассказывается о том, как Христос был приглашен на ужин к Симону фарисею. Это было собрание людей почтенных, раввинов, обычно за такими застольями ведутся богословские беседы, и женщины там не могут присутствовать. В то же самое время в городе жила одна грешница, которая, узнав, что Христос сейчас в доме Симона, пришла туда и заявила, что хочет видеть Христа. Это было скандальное появление. Известная в городе блудница появляется незваная на пороге приличного дома и бросается с алавастровым сосудом ко Христу для того, чтобы умастить Его ноги благовониями. Но поведение Христа выглядит еще более неожиданным, потому что Он оказывает этой женщине гостеприимство и защищает ее. Этим возмущены даже ученики.
Христос делает это для того, чтобы донести до учеников простую вещь: все, включая женщин, грешников, людей презренных, имеют право занять место в Царстве Бога, право на прощение. Блудница омывает Его ноги, вытирает своими волосами в знак покаяния или в знак будущего Его погребения. Эту историю рассказывают все евангелисты, но никто не называет ее имени. Предположение, что это была Мария Магдалина, возникает в VI веке. Папа Григорий Великий произносит проповедь, в которой говорит о том, что Мария Магдалина, она же эта грешница, омывшая ноги Христа, она же Мария из Вифании. Есть два разных толкования этого утверждения. Первое, что папа латинянин, потенциальный еретик, потому что в Восточной Церкви, по крайней мере, начиная со свт. Иоанна Златоуста, Мария из Вифании и Мария Магдалина — это две разные женщины. У них разные дни памяти, и в проповеди они так же различаются. А католики специально их объединили. Другое толкование: Григорий Великий просто был женоненавистник, вот и выдал Марию Магдалину за блудницу. Но в действительности все не так просто.
Во-первых, в VI веке уже складывается традиция, которая позволяет смешивать разные истории, видеть общие черты и объединять, отождествлять людей друг с другом. То же самое происходит и в нашей жизни: одно дело, что я знаю о себе, другое дело — мой образ, который существует в воображении тех, кто со мной общается, и историях, которые рассказывают у меня за спиной. Реальный исторический персонаж и его образ никогда не совпадают. Поэтому, если мы видим родственные черты, то очень легко может произойти такое смешение, и ничего криминального в этом нет.
Другое возможное объяснение. Риму угрожают варвары. Среди варваров уже есть крещеные народы, христиане. Есть известное выражение: они крещены, но не просвещены. Поэтому проповедь Григория Великого обращена к таким непросвещенным варварским христианам, чтобы донести в педагогических и катехитических целях весть о том, что Царство Божие открыто для всех. Поэтому даже у вас есть возможность раскаяться и стать полноценными христианами.
Тем не менее возникший миф затмил реальность. В традиции Католической Церкви действительно было отождествление трех персонажей: грешницы из 7-й главы Евангелия от Луки, Марии из Вифании и Марии Магдалины.
Но есть еще более сенсационное открытие. Заканчивается ужин у Симона фарисея, и следующая, 8-я глава начинается словами:
После этого Иисус пошел через города и селения, проповедуя и неся людям Благую Весть о Царстве Божьем. И были с Ним двенадцать апостолов, а также несколько женщин, которых Он исцелил от злых духов и болезней. Среди них была Мария из города Магдала, из которой Он изгнал семь бесов, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода, Сусанна и много других женщин, которые помогали Иисусу и Его апостолам из своих личных средств.
Сенсационное это открытие потому, что странствующий раввин не имеет права путешествовать в окружении чужих женщин. О Марии Магдалине сказано, что она была бесноватой. Служение Христа начинается на берегу Тивериадского моря, здесь собираются первые ученики, совершаются чудеса. К северо-востоку есть селение, которое сейчас показывают паломникам, Магдала, в Евангелии от Матфея однажды оно называется Магадан (Мф 15:39). Паломникам показывают сад, в котором Христос исцелил Марию Магдалину. Представьте женщину одержимую, которая не имеет ни минуты покоя и облегчения. Вспомните гадаринского бесноватого. Мария Магдалина страдала так же, как этот несчастный. Чтобы изгнать бесов, Иисус требует, чтобы бес назвал свое имя. Семь имен называют бесы, и Христос повелевает им выйти. Это момент исцеления, освобождения и нового рождения. В этот момент совершается некая Пасха: Мария Магдалина обрела себя, Христос вернул ей жизнь, и теперь она свою жизнь посвящает Ему. Она будет преданной как никто другой. Появление Христа переменило жизнь Марии Магдалины. Это было лишь предвосхищение того, чем завершится эта история пасхальным утром. Потому что Мария Магдалина тоже проходит свой путь, как и каждый из нас, вместе со Христом.
Многих женщин, которые страдали от болезней или от злых духов, исцелил Христос. Вокруг Него была община женщин, которые стали Его ученицами. Конечно, они чувствовали себя маргинализованными. Они не были ни женами, ни вдовами, были, может быть, женщинами с не совсем сложившейся судьбой, теми, кто не пользовался уважением в обществе. Но среди них были и состоятельные женщины. Например, упоминаемая здесь Иоанна, жена Хузы, мажордома царя Ирода: это высокопоставленная, влиятельная и состоятельная женщина. Эти женщины имели возможность на свои деньги финансировать миссию Иисуса Христа, потому что община нуждается в пропитании, расходов всегда много. Понятно, что женщины, которые дают деньги, тоже имеют власть, влияние.
Паломникам рассказывают о том, откуда у Марии Магдалины могли быть деньги. Магдала — это рыбацкое селение: вероятно, у нее была рыболовная артель, и деньгами от этого бизнеса она могла финансировать деятельность Христа и Его общины. На самом деле ничто этого не подтверждает, но никто не запрещает так думать, чтобы образ обрел полноту, краски, плоть и кровь. В фильме «Мария Магдалина» (режиссер Гарт Дэвис; 2018 год) как новость преподносится то, что Христос обращался не только к мужчинам, но и к женщинам. Некоторые женщины просят крещения. Понятно, что мужчина не может даже разговаривать с посторонними женщинами, тем более крестить и прикасаться к ним. Поэтому Христу нужны женщины, которые имеют вес в обществе, которым доверяют другие женщины.
Апокрифические подробности
Проходит три года, пока они странствуют по Галилее. Евангелие не дает нам никаких сведений о том, что происходит в это время, но есть тексты, которые проливают некоторый свет. Сенсацией стало открытие рукописей Наг-Хаммади. В декабре 1945 года недалеко от селения Наг-Хаммади в Египте на месте, где, вероятно, был какой-то христианский монастырь в древности, крестьянин обнаружил удивительную вещь. В одном из глиняных сосудов, закопанных в земле, он увидел рукописи, которые были спрятаны 1500 лет назад. По сегодняшней классификации, может быть, эту общину следовало бы отнести к категории еретиков или гностиков. Среди этих рукописей есть апокрифические Евангелия. Одно из них — Евангелие от Фомы. В нем сообщается, что между Христом и учениками в какой-то момент происходит конфликт. Прежде всего, возникает фигура Петра, он описан в этом Евангелии как человек с очень гневливым характером, нетерпеливый, вулканический. Петр ставит Христу ультиматум: пусть Мария уйдет, ее надо прогнать, потому что женщина не может вести духовную жизнь, изучать Тору и вообще жить в религиозной общине. Так обстояло дело, например, у ессеев и вообще в традиционном иудаизме. Раввин может учить свою жену или дочь, это его личное дело, но не более того.
Другой апокриф среди этих рукописей — Евангелие от Филиппа. Оно говорит о других причинах, по которым Петр не любит Марию Магдалину. Иисус обращается к Марии Магдалине как к своей спутнице или супруге. В заглавии византийского жития содержатся эпитеты «возлюбленная ученица, наперсница и сотаинница», а в апокрифическом Евангелии говорится, что она «спутница и супруга». Понятно, что если ты ученик, то это означает, что каждый день и все время ты проводишь со своим учителем, и в этом смысле ты его спутник. Слово же «супруг» употребляется в том значении, что вы живете общей жизнью, а не в том, как его употребляем мы. В апокрифе говорится, что Иисус любил Марию Магдалину больше, чем других учеников, и Петр поэтому гневно обращается ко Христу: «Почему Ты ее любишь больше, чем всех нас?»
Христос же перефразирует этот вопрос и говорит: «Почему Я не люблю вас, как ее?» В другом месте в этом же Евангелии говорится, что у Него было обыкновение ее целовать. Именно в этом месте рукопись дальше повреждена, никто не знает, что собой представляли эти лобзания: в уста, ланиты или чело, что вообще они обозначают? В романе Дэна Брауна «Код да Винчи» якобы автор цитирует Евангелие от Филиппа, но очень уверенно дописывает то, чего в рукописи нет. На самом деле тайна сохраняется, и слава Богу. Все спекуляции только будоражат воображение, но то, что мы точно знаем о Марии Магдалине из Евангелия, гораздо интереснее.
Таким образом, апокрифические Евангелия из Наг-Хаммади не содержат никаких доказательств того, что между Иисусом и Марией Магдалиной была романтическая связь. Но подтверждают другое, очень важное — что они были очень близки. Она действительно была близким другом Христа, и Иисус дорожил ею больше, чем другими учениками.
Есть еще один конфликт — между Марией и Петром. Вполне можно представить, что это отражало то напряжение, которое существовало между двумя течениями в раннем христианстве. Часть христиан была из Иудеи и, соответственно, придерживалась принципов иудаизма: они носили бороды, соблюдали предписания Ветхого Завета. А часть была из язычников, это эллинистические христиане, новое поколение, модернисты. Они бреют бороды и носят эллинскую одежду. Между ними возникает конфликт. Мария Магдалина принадлежит к эллинскому крылу христианства, где отношение к женщинам было более уважительным, чем в традиционном иудаизме. Отношения между Петром и Марией являются эхом, отражением отношений между разными течениями или общинами. Все это подтверждается соответствующими фактами, об этом открытым текстом говорится в Книге Деяний.
Вершина любви
Новый Завет говорит, что Мария Магдалина вместе с Матерью Христа была рядом с Ним в самый решающий момент Его жизни, в момент распятия и воскресения. Она приходит из Галилеи в Иерусалим вместе со всеми для того, чтобы отпраздновать со Христом последнюю Пасху. Это последнее испытание для ее любви.
В тот вечер, когда Иуда предаст Христа, совершается Тайная вечеря. Она держится в секрете для того, чтобы никто не знал, где община, и Христос мог совершить пасхальный ужин, попрощаться с учениками, заключить с ними завет. Женщин там нет, кроме того, сцена предательства будет сопровождаться таким насилием, что, вероятно, женщинам там нет места. После лобзания Иуды Иисус предан в руки воинов, на суд к Пилату, осужден на распятие, и дальше Мария Магдалина вместе с другими женщинами видит все, что изображает Мел Гибсон в фильме «Страсти Христовы». Это даже в фильме зрелище не для слабонервных, но они остаются там до конца. Нужно помнить, что мы достаточно привыкли видеть распятого Христа, и это уже не потрясает наше воображение. Но для людей того времени зрелище распятого человека — это ужас, который превосходил все, что можно было представить. Оно было страшным испытанием для всех, поэтому те, кто прошел через это, оказываются на вершине любви. И мы видим, что в тот момент на вершине оказываются женщины. Все великие мужчины — Петр, Иаков, Варфоломей — бежали, спрятались в ожидании арестов, они боялись, что их тоже распнут по обвинению в подготовке государственного переворота. Женщины же идут за Христом до конца и не могут себе представить, что у них будет когда-то жизнь после Христа, с Его смертью завершается и их жизнь. Мария Магдалина видит тело, подвешенное на виселице, терновый венец, видит, как струится кровь, слышит последний душераздирающий крик, пытается утолить жажду. В этот момент ее плоть раздираема страданием, и она сораспинается со Христом. Важно то, что она ученица и исполнила завет «возьми свой крест и иди за Мной». Она сораспинается вместе с Ним и понимает, что это откровение любви. То, о чем апостол Иоанн Богослов говорит в своем Евангелии перед тем, как описать крестный путь:
Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Ин 13:1).
Блаженный Августин, когда произносит проповедь на этот эпизод, говорит, что Богочеловеку были дарованы утешительницы. Отвагу проявили не мужчины, а женщины, Христос не остался один в агонии благодаря их мужеству. Никто из нас не хочет умирать в одиночестве, покинутым всеми. Христос тоже кричит в небо «Вскую оставил мя еси!», но при этом Он знает, что Его мать, Мария Магдалина, другие женщины, Его ученики, Иоанн, здесь, рядом, и это не могло не быть Ему утешением. Мария Магдалина здесь небесный покровитель всех людей — чаще всего это женщины, кто принимает человека при рождении и так же провожает стариков, инвалидов в последний путь, тех, кто проходит через агонию. Всех, кто соприкасается со страданиями другого человека. Мы не можем облегчить страдания, снять с креста, избавить от смерти, но мы можем быть рядом.
Магдалина у гроба
Вечером того дня тело Христа снимают с креста. Обвитый плащаницей, Он положен во гроб, ко входу привален камень. Два дня спустя Мария Магдалина приходит ко гробу. Прошла суббота, и она пришла, чтобы завершить погребение, а не для того, чтобы проверить, все ли на месте. Погребение — это священная обязанность иудея. Ты не имеешь права перед Богом оставить тело твоего родственника или близкого человека без погребения, не воздав ему последние почести.
Одновременно это очень важный момент для нее самой: Мария должна завершить то, что она пережила накануне. Потрясение наполняет ее душу. И вдруг она видит, что камень отвален, плащаница лежит на том месте, где лежало тело, а тело исчезло. Первое, что она думает: кто-то похитил Его. Но для нее очень важно совершить это погребение, и поэтому вот это «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин 20:2) для нее как будто ее саму распинают второй раз. Она бежит к ученикам и сообщает об этом. Тело исчезло! Петр и Иоанн бегут ко гробу. Что испытывает Петр, мы не знаем, вероятно, он в смятении, в негодовании, боится, что начнется разбирательство, и подозрение падет на учеников. Об Иоанне сказано, что он увидел и поверил, больше ничего. Но Мария Магдалина не успокаивается. Мужчины возвращаются восвояси, а она никуда не уходит. Это замечательная черта ее и тех женщин, которые имеют такое пламенеющее сердце. Она не уйдет, ей во что бы то ни стало нужно тело. Она готова горы передвинуть для того, чтобы Его найти. И она смотрит вовнутрь, во гроб, во мрак небытия. Заметим, что она приходит не ночью и не на рассвете, она приходит во мраке. У Иоанна тьма — это всегда образ внутреннего состояния человека. В ее душе хаос. Хаос — это ключевое здесь слово: до тех пор, пока все это не разрешится, она во мраке и смотрит во гроб и видит двух ангелов, они как два херувима над ковчегом завета. Это священное видение, ясный знак. Но Мария Магдалина этого не понимает и поглощена желанием найти мертвое тело, потому что видела Христа умершим, она еще не верит в воскресение.
Затем она видит человека и говорит с Ним. Она разговаривает с человеком, с Которым общалась каждый день три года, но она Его не узнает. Глубина ее горя, траура такова, что она не видит реальности перед своими глазами. «Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин 20:15)
Возможно, в этот момент она отводит взгляд и вдруг слышит, как голос произносит ее имя. Вот тут с Марией Магдалиной происходит невероятный переворот. Она как будто очнулась и в ответ произносит: «Раввуни!» Щемящий момент узнавания двух людей.
Большинство людей, христиан, не верят в воскресение, потому что считают его реанимацией. Но в Евангелии от Иоанна это не так. Воскресение — это прорыв на другой уровень бытия, на другую длину волны, это узнавание. Христос узнает тебя, а ты узнаешь Христа воскресшего.
Вероятно, Мария бросается к Нему с объятиями, поскольку Христос произносит слова «не удерживай Меня». Фраза, которая в переводе означает «не касайся Меня, не трогай Меня больше». Но главное, конечно, что Мария Магдалина первая, кому явился воскресший Христос. Поэтому ее значение в христианстве совершенно невозможно преувеличить. Как говорил библеист Эрнест Ренан, Мария Магдалина вместе со Христом — это основатели христианства. В течение часа или двух она была единственным на свете человеком, который знает о воскресении Христа, более того, она понимает, что это такое. Поэтому Мария Магдалина — это идеальный образ Церкви. Церковь — это сообщество или пространство людей, где присутствует воскресший Христос.
Таинственное исчезновение
Почему Мария Магдалина исчезает затем со страниц истории древней Церкви? Что с ней случилось?
Она была рядом со Христом в самые ключевые моменты Его жизни: в Гефсиманском саду, у гроба, и после этого о ней ни слова: ни в Книге Деяний, ни у Павла, ни в Посланиях Петра, Иакова. Мы знаем, что Церковь возглавит Петр, он будет самым влиятельным из учеников, потому что Христос ему доверяет ключи Царства. Он, как апостол Павел, будет совершать миссионерские путешествия, закончит свои дни в Риме и даже станет первым римским папой. А о Марии Магдалине постепенно забудут, и, может быть, этот эпизод, когда Григорий Великий отождествил ее с раскаявшейся блудницей, — как раз такой момент, когда официальная Церковь пытается ее отодвинуть в тень и несколько маргинализировать ее образ.
Есть замечательный текст, который был обнаружен в 1896 году на рынке одним немецким историком, а опубликован только в 1955 году, сегодня он хранится в Египетском музее Берлина. Это Евангелие от Марии Магдалины, в нем рассказывается, что происходило после воскресения Христа. Открытие этого Евангелия вызвало невероятный энтузиазм и интерес к истории христианства. Это единственное Евангелие, которое приписывается женщине, важный документ, который проливает свет на происхождение христианства.
Мария говорит Петру, что она видела Господа. Петр спрашивает: что Он ей сказал, какие слова она запомнила? Вдруг они чего-то не поняли? Мария отвечает, что вам не было дано понять, а я вам возвещу. Далее описывается, как Мария передает ученикам то, что она услышала от Христа, она говорит с властью, ее свидетельство имеет такую силу, что мужчинам становится не по себе. Более того, она их утешает, поэтому они выставлены в не очень привлекательном свете. Она говорит: не мучайтесь так, не терзайте себя сомнениями, ибо Его благодать защитит вас и будет сопутствовать вам. Женщина успокаивает мужчин! Это не по душе Петру, поэтому, когда она закончила говорить, апостол запрещает ей проповедовать публично и обращается к другим апостолам: «Он предпочел ее нам!» Мария отвечает: «Ты думаешь, я все это придумала, я лгу тебе о Спасителе?»
Здесь видна борьба за власть, за влияние: кто удержит бразды правления и продолжит миссию Христа? Петр уверен, что именно ему предназначена эта роль, прежде всего потому, что он мужчина, ведь никто не будет слушать свидетельство женщины.
Но Мария Магдалина продолжает проповедовать наравне с другими апостолами мужчинами и всегда начинает такими словами: я видела Господа Иисуса своими собственными глазами. По критериям евангелиста Луки тот, кто видел Христа, разделил с Ним жизнь, и кто видел Христа воскресшего, тот апостол и может свидетельствовать. Евангелие от Марии — это единственный текст, который описывает Марию Магдалину как ключевую фигуру в древнем христианстве. Можно ли доверять этому свидетельству, остается вопросом, но тем не менее все апокрифы всегда что-то добавляют, либо задают вопросы, на которые мы ищем ответы. Даже если его нельзя считать надежным свидетельством, оно передает правдоподобную деталь о том, что в Церкви происходил спор о роли женщины. С одной стороны, рядом с апостолом Павлом есть женщины, например, Хлоя диаконисса. Но апостол Павел ни разу не упоминает Марию Магдалину, что кажется странным. Когда речь заходит о Марии Магдалине, то особенно под влиянием западной живописи часто возникает образ привлекательной женщины с роскошными волосами, которая выглядит примерно сверстницей Иисуса Христа. Но вполне могло быть и иначе. Существует версия, что она была уже в почтенном возрасте, она могла быть вдовой и посвятить себя в конце жизни духовным исканиям и поэтому могла ненадолго пережить Иисуса. Этим можно было бы объяснить, почему о ней больше ничего не говорится. Но это не более чем гипотеза. Несомненным остается то, что Мария Магдалина — это самый близкий ученик Христа, и в этом смысле она образец, икона ученика для всех последующих учеников.
Подготовила Наталия Щукина по лекции протоиерея Димитрия Сизоненко «Мария Магдалина: апостол апостолов и женщина, покорившая мир»