«Метель Рождества». 5 узнаваемых произведений Георгия Свиридова

Денис Маханько

Журналист, продюсер.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998) не только классик отечественной музыки, но и современник событий XX века, от Гражданской войны до распада Советского Союза. В его творчестве как в зеркале отразилась новейшая история России. Фундаментом для своего творчества Свиридов видел многовековую русскую культуру, этом числе народную музыку, церковное искусство и поэзию Пушкина. В память о Свиридове приводим пять его композиций разных лет, раскрывающих многогранное творчество и мировоззренческий путь композитора.

«Время, вперед!»

1 января 1968 года в эфире советского телевидения появилась информационная программа «Время». Музыкальной заставкой для новой передачи стал отрывок из оркестровой сюиты Георгия Свиридова «Время, вперед!», вышедшей тремя годами ранее. Произведение было написано для одноименного фильма о строительстве Магнитогорского металлургического комбината. Но музыка оказалась гораздо шире, чем тема Магнитки. Как писал режиссер фильма Михаил Швейцер, «потому что эта музыка — навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое, вопреки всем ударам судьбы, историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно…»

Кадр из фильма «Время, вперед!», режиссер Михаил Швейцер

Благодаря программе «Время», произведение Свиридова знакомо без преувеличения каждому жителю нашей страны. Сам композитор говорил об этом: «Я рад тому, что музыка моя была участником общей жизни нашей страны». В то же время использованный в заставке фрагмент из пятой части сюиты не дает представления об этом удивительном произведении, выдержанном в духе русского авангарда. В ней — пульс эпохи, заботливо зафиксированный гениальным композитором.

«Зимняя дорога»

Один из знаковых моментов музыкального творчества Свиридова — обращение к теме Пушкина. Композитор не ограничился написанием музыки на стихи поэта. Он погружался в пушкинские тексты, работая над смыслами и образами, пытаясь посредством музыки выразить размышления и переживания Александра Сергеевича.

Свиридов писал: «Великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно к какому-либо времени, каждое время поет его по-новому. Поэтому, сочиняя музыку, я не хотел стилизовать ее под пушкинскую эпоху, а писал тем языком, какой у меня сложился. Я не пытался даже «осовременить» Пушкина, приспособить его для выражения каких-либо «злободневных мыслей», соображений, а старался лишь идти за ним, в его недостижимую высоту, насколько хватит моих сил». Многолетнее осмыслением композитором творчества поэта привело к тому, что их имена — Пушкина и Свиридова — оказались рядом, как имена соавторов и единомышленников.

«Уральский напев»

Творчество Свиридова нередко характеризуют как неофольклоризм. И действительно, Георгий Васильевич, уроженец небольшого городка в Курской области, хорошо разбирался в народном творчестве. Еще в детстве будущий композитор самостоятельно выучился игре на балалайке и всю оставшуюся жизнь черпал вдохновение в народной музыке. «Часто я вспоминаю свою родину — Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края — особенно. Они хранились в памяти народных певиц и певцов, передаваемые изустно, из поколения в поколение — дивные, старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость — слушать их…» — писал Свиридов в дневнике.

Кадр из фильма «Время, вперед!», режиссер Михаил Швейцер

«Уральский напев» — это первая часть сюиты «Время, вперед!». В этом произведении отчетливо слышна народная основа, заботливо обработанная композитором. Такая музыка рождает размышления. И сам композитор много размышлял о предназначении человека и о судьбах мира: «Мы — гости здесь на земле, но как прекрасен мир! Сколько в нем красоты, сколько печали! Чувство хрупкости, временности нашего существования, отсюда значит, что человек должен ценить жизнь, любить ее и стараться сделать ее как можно лучше для всех, а не только для себя…»

«Снег идет»

«Россия богата словесным искусством. Это страна Слова. Страна песни. Страна просторов. Страна Христа. Вот для меня что такое Россия», — рассуждал Георгий Свиридов. Еще в молодости обратившись к творчеству Пушкина, Георгий Васильевич продолжил осмыслять наследие русских поэтов, переосмысляя в музыке стихи Некрасова, Блока и Есенина. Свиридов стал первым композитором, обратившимся к поэзии Бориса Пастернака.

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полет, —

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Это первая часть кантаты на стихи Бориса Леонидовича, написанной в 1965 году. Изображение снегопада у двух выдающихся творцов — Пастернака и Свиридова.

«Рождественская песнь»

В творческой биографии Свиридова, как и в истории всего XX века, немало противоречивых страниц, Он писал и «Оду Ленину», и музыку к шекспировскому «Отелло». Вспоминая свои детские годы, Георгий Васильевич отмечал, что на формирование его личности огромное влияние оказала Православная Церковь. Причем не отдельно музыка, а именно храм, где наряду с песнопениями существует иконопись и действует особый богослужебный уклад. К переосмыслению этого детского опыта Свиридов вернулся в конце жизни, посвятив ее остаток созданию большого хорового сборника под названием «Песнопения и молитвы».

«Русская музыка, да и все русское искусство на протяжении своей истории было самым тесным образом связано с глубинным православным миросозерцанием. Именно здесь корни своеобразия и самобытности нашей культуры. За последний век связь эта была насильственно разрушена. Удастся ли восстановить ее — от этого зависит не только судьба нашей культуры, но и само существование русских как нации, имеющих свое место, свое слово, свой голос в мировой истории. Восстановление этой духовной связи — труднейшая задача, стоящая перед нашим обществом. Только на этом пути я вижу будущее нашего искусства», — писал Свиридов.

Накануне Рождества 1998 года закончился земной путь композитора. Его «Рождественская песнь» — это музыкальное переосмысление тропаря праздника Рождества Христова. Это песнь, актуальная во все времена и ставшая главным итогом жизни знаменитого композитора Георгия Свиридова.


Все перечисленные произведения можно послушать/скачать одним альбомом здесь.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle