В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» будет публиковаться по тексту с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».
К 8 Марта публикуем восьмимартовский текст ЖМП: в том миротворческом богословии, которому посвящен наш цикл, был и феминистский аспект. В данном случае у текста почти нет теоретической ценности, зато он представляет собой свидетельство позитивной оценки, поддержки Русской Православной Церковью феминистско-антимилитаристской борьбы, в частности в таких ее формах, как: международная координация этой борьбы, создание соответствующих международных и национальных организаций, создание коллективных воззваний и организация кампании подписей в их поддержку, препятствование перевозке вооружений и т. п., а главное — одобрение и поддержка участия православных христианок в такого рода организациях, движениях, проектах, событиях и т. п., одобрение и участие православных христианок во внецерковной, внерелигиозной феминистско-антимилитаристской борьбе. Русская Православная Церковь на страницах своего печатного органа призывала к международному объединению женщин в борьбе за мир.
Международное объединение женщин в борьбе за мир
Жены и матери не хотят, не могут хотеть, чтобы мужья и сыновья гибли на войне. Одна мысль о войне, угроза войны приводит в трепет сердце.
Мы можем не сходиться в политических убеждениях, спорить о лучшей форме устройства государства, но там, где речь зайдет о сохранении здоровья, о сохранении жизни наших детей и мужей, мы найдем общий язык, мы — единомысленны.
Русские православные женщины, воспитанные высокими принципами христианской морали, начиная с детского возраста и кончая последним вздохом, хранят в мыслях заповедь Христа: «Люби ближнего своего, как самого себя».
Мир всех народов, дружеское и творчески-созидательное единение всех стран — вожделенный идеал. Развернувшееся движение борцов за мир мы поддерживаем, как свое личное, кровное дело.
В настоящее время активное участие женщин в борьбе за мир приняло формы четкой организации и нашло свое выражение в национальных комитетах, советах, союзах.
Первый Международный женский конгресс состоялся в Париже в конце 1945 г., и на нем было создано постоянное прогрессивное объединение — Международная демократическая федерация женщин, сокращенно МДФЖ.
МДФЖ ставит перед собою задачу — и имеет соответствующие для этого организационные формы — объединить в своих рядах женщин различных политических убеждений и верований, различной партийной принадлежности; она может сотрудничать с любыми международными женскими учреждениями и организациями, стоящими на платформе мира, защиты интересов женщин и детей. И с тех пор растет и ширится международная солидарность женщин.
МДФЖ была одним из инициаторов созыва Первого Всемирного Конгресса сторонников мира. В работе Второго Всемирного Конгресса сторонников мира принимали участие 446 женщин. Их голос там звучал убедительно.
Здание в Варшаве, где происходил Второй Всемирный Конгресс сторонников мира, было украшено барельефами, много раз повторенными: они изображали женщину, держащую голубя мира в правой руке. Выбор мотива украшения зала сам по себе свидетельствовал о том, какое значение имеет голос женщин в хоре сторонников мира.
Председатель Международной демократической федерации женщин, ныне лауреат Сталинской премии мира, Эжени Коттон говорила на Конгрессе:
— Женщины хотят быть впереди в борьбе за мир!
И женщины, действительно, могут сделать много для предотвращения страшной катастрофы, имя которой третья мировая война.
Призывом к миру была декларация МДФЖ Президенту США Трумэну в связи с его заявлением о возможности применения атомной бомбы в Корее. От имени миллионов матерей, встревоженных опасностью, угрожающей их детям, от имени миллионов детей, защищая их право на жизнь, МДФЖ требовала не допускать применения атомной бомбы.
«Мы знаем, что есть две Америки: Америка Уолл-стрита, пославшая американских юношей умирать за интересы богачей, и Америка матерей этих, уже погибших, юношей, американских матерей, написавших Трумэну: «Отдайте нам наших сыновей!» — говорила на Втором Всемирном Конгрессе сторонников мира кореянка Пак Ден Ай.
И в каждой из капиталистических стран есть «две Америки».
Английские женщины прислали Конгрессу телеграмму с такими начальными словами: «Женщины всех цветов кожи! Мы все вместе ненавидим войну».
Союз французских женщин поднял мощное движение трудящихся целого ряда стран против перевозки вооружений. Женщины Франции, Дании, Бельгии, Италии, Канады стали вдохновителями тех мероприятий, которые мешают международной реакции применять смертоносное оружие.
Делегатка Голландии Ван Стревен призывала на Конгрессе:
«Молодежь хочет мира, и родители стоят на ее стороне. Мы и должны поднять их на решительную и все более активную борьбу против самого духа милитаризма. Я из собственного опыта знаю, каких больших результатов мы можем добиться».
«Мы не дадим ни одного сына для ненужной кровавой войны», — так ответили тысячи матерей Кубы, организованных в Комитет матерей, на преступную попытку правительства выдать 25 тысяч наших юношей Макартуру и Трумэну для войны против корейского народа, — рассказывала делегатка Кубы Эдит Гарсиа.
Бразильская делегация гордилась тем, что в ее состав входят три женщины, собравшие рекордное число подписей под Стокгольмским Воззванием*.
В Италии простые женщины из народа вписывали в тетради имена первых сторонниц мира и рассказ о том, что эти женщины пережили во время последней войны: у одной нацисты расстреляли мужа, другая потеряла ребенка во время бомбежки, у третьей все четыре сына погибли в газовой камере.
Итальянские женщины собирали подписи под призывом к миру на улицах, в трамваях, на рынках, в церквах и монастырях. Под воззванием ставили свои подписи представители самых различных политических и других идеологических направлений, в том числе монахини и многие священники.
О том же рассказывала и делегатка Аргентины. Чтобы собрать подписи под Стокгольмским Воззванием, женщины ходили по квартирам, шли на фабрики и заводы, на рынки и в магазины, в кино и театры, на выставки и лекции, в церкви и даже в больницы, где убеждали подписываться пациентов, навещавших их родственников и врачей. «Эти 500 тысяч подписей были собраны по одной, — говорила она, — ибо правительство Перона, которое подавило в нашей стране демократические свободы, чтобы ему легче было проводить свою политику войны, запретило всякие собрания и манифестации и закрыло все организации, ведущие борьбу за мир».
В условиях настоящего террора, постоянных преследований приходится вести свою пропаганду за мир женщинам капиталистических стран. «Мы дошли до того, что скоро у нас будут пороть даже маленьких детей, если они напишут на стене страшное слово «мир», — писала английская газета «Манчестер гардиан» в дни, когда происходил Второй Всемирный Конгресс сторонников мира.
«Надо превратить всех женщин в наших союзниц в великой борьбе против опасности, грозящей не только условиям нашего труда, но и самой нашей жизни, — говорила на Конгрессе Элен Капоразо, делегатка Италии. — Особенно же необходимо добиться, чтобы возможно больше женщин-католичек отважно сражались рядом с нами, показать им, что борьба, которую мы ведем против правительства поджигателей войны, это их борьба, что эта борьба ставит себе целью обеспечить нам возможность мирного труда и соответствует принципам христианства».
Организация Объединенных Наций опубликовала сведения, дающие представление о том, во что обошлась человечеству недавняя мировая война. Вот эта чудовищная сводка:
32 миллиона убитых солдат;
от 15 до 25 миллионов гражданского населения, погибшего от бомбежек;
26 миллионов погибших в концлагерях;
29 миллионов 500 тысяч раненых и изувеченных;
21 миллион 245 тысяч лишившихся крова и имущества;
30 миллионов совершенно разрушенных жилищ;
15 миллионов бездомных;
1 миллион детей, лишившихся родителей.
ООН публикует, конечно, и стоимость этой войны — 375 миллиардов золотых долларов.
Но нам, женщинам — сторонницам мира, жизнь человека, радостное детство ребенка бесконечно дороже золотого доллара. Живые, здоровые, работоспособные люди сделают любую вещь, равно как добудут и золото. А стоимость всего содеянного человеком всегда неизмеримо меньше его самого, создающего и творящего своим трудом всю нашу материальную культуру.
На нашей родине, в стране социализма, именно так и понимается высшая мораль организации общества.
Тому же самому учит нас и наша Православная Церковь.
Вот заверения авторитетнейшего нашего архипастыря, неутомимого борца за мир, митрополита Николая, произнесенные им на Втором Всемирном Конгрессе сторонников мира:
«Выступая здесь, перед вами, — говорю не только как гражданин моей миролюбивой Советской державы, — я говорю здесь как епископ Русской Православной Церкви и от лица ее, с сознанием лежащей на мне ответственности за каждое произнесенное слово перед исповедуемым мною Богом, Православной Церковью и историей, и, как таковой, хочу быть услышанным прежде всего теми, кто считает себя христианином не на словах, а на деле…
Русская Православная Церковь с той же безоговорочной решительностью, с какой встала она на защиту потоптанных родных нив и поруганных святынь в Отечественной войне, с самого начала появления угрозы новой войны вошла в ряды борцов за мир.
Русская Православная Церковь, оберегающая основы первохристианской Церкви, в служении миру видит одну из первейших своих задач».
Мы в своей стране мирно трудимся и хотим мирно трудиться. Мы растим своих детей в уважении ко всем другим народам и их обычаям. Мы вместе с нашими пастырями молимся о мире во всем мире. И поэтому каждое новое доказательство единомыслия с нами зарубежных женщин дает нам огромное удовлетворение.
Мы знаем, что женщины Польши берут на себя трудовые обязательства во имя защиты мира. Мы знаем, что женщины, объединенные Демократическим женским союзом Германии, обратились ко всем женщинам Германии с призывом единодушно продемонстрировать 8 марта свою волю в борьбе за мир. Мы знаем, что 40 000 французских женщин дали клятву «не допустить того, чтобы на французские семьи легло невыносимое бремя, связанное с подготовкой к войне».
На состоявшейся недавно в Берлине очередной сессии Исполкома Международной демократической федерации женщин обсуждалась проделанная уже работа национальных организаций в деле защиты мира, защиты детей, против угрозы новой войны. Всюду женщины развернули кипучую деятельность. В настоящее время МДФЖ объединяет уже 135 миллионов женщин в 64 странах мира.
В ряде стран, в том числе в СССР, Китае, Италии, Франции, Англии, Германии, Дании, Финляндии, Греции, Польше, ведется большая подготовительная работа к Международной конференции в защиту детей, которую предполагается созвать в Вене в середине апреля текущего года. «Что можно сделать для детей в условиях сохранения мира» — вот главный вопрос, который будет обсуждаться на этой конференции. Кроме того, готовятся содоклады об охране детей, об образовании детей, о значении литературы и искусства в воспитании детей. Созыв такой конференции — новый этап в международном движении женщин. Широкие коллективные мероприятия по защите детей — будущего человечества — есть одно из благороднейших и гуманнейших начинаний МДФЖ.
На недавней, Берлинской, сессии Исполкома МДФЖ намечено осенью 1952 года созвать Третий Международный женский конгресс в Дании. Как и Второй Международный женский конгресс, Третий конгресс будет выражением воли миллионов миролюбивых женщин к единству в борьбе за установление прочного, справедливого и длительного мира.
Со времени созыва Второго Международного женского конгресса прошло четыре года. К нашему великому счастью, слова его манифеста звучат сегодня громче, чем вчера:
«Женщины всех стран! Великая ответственность перед нашими детьми, перед своими народами, перед человечеством и перед историей лежит на нас. И если все мы, женщины, — а нас половина человечества — выступим сомкнутым строем против поджигателей новой войны, войне не бывать!»
А. Шаповалова
Источник: ЖМП № 3, 1952
*Решения Стокгольмской сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира
Третья сессия Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира, состоявшаяся 15–19 марта с. г. в Стокгольме, единогласно приняла следующие воззвания:
О запрещении атомного оружия:
«Мы требуем безусловного запрещения атомного оружия как оружия устрашения и массового уничтожения людей. Мы требуем установления строгого международного контроля за исполнением этого решения.
Мы считаем, что правительство, которое первым применит против какой-либо страны атомное оружие, совершит преступление против человечества и должно рассматриваться как военный преступник. Мы призываем всех людей доброй воли всего мира подписать это воззвание».
О созыве второго Всемирного конгресса сторонников мира:
«Мы обращаемся ко всем людям доброй воли с предложением назначить представителей на второй Всемирный конгресс сторонников мира, который состоится в четвертом квартале 1950 года в Италии.
Мы обращаемся ко всем социальным, религиозным группам и к деятелям культуры, ко всем честным людям, которые, независимо от характера их взглядов на причины создавшегося сейчас напряженного международного положения, ощущают тревогу по этому поводу и серьезно желают восстановления мирных отношений между народами.
В качестве основы для достижения соглашения мы предлагаем запретить атомное оружие и осудить то правительство, которое первым применит атомное оружие».
К этим решениям Стокгольмской сессии присоединили свои подписи от СССР: член Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, академик Вячеслав Волгин, секретарь Всемирной федерации профсоюзов Ростовский, член президиума Международной демократической федерации женщин Зинаида Турина и учительница Любовь Космодемьянская.