В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» будет публиковаться по тексту с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».
В этот раз — двухчастная статья А. Андреева, посвященная святоотеческому учения о мире, конкретно — свт. Григория Богослова и свт. Иоанна Златоуста.
Мир по святоотеческим воззрениям [1]
Святым отцам и учителям Церкви не раз приходилось высказываться по вопросу о мире.
Эти высказывания вызывались различными поводами и касались разных сторон учения о мире.
Так, они призывали верующего человека к миру с Богом, с самим собой, с своей совестью, учили о необходимости мира в жизни семейной, церковной, общественной и государственной. Кроме того, они трактовали о мире и порядке в жизни природы и космоса.
Само собой разумеется, что все эти виды учения о мире освещались ими преимущественно с религиозно-церковной богооткровенной точки зрения.
Воззрения святых отцов на мир не утратили своего значения и до настоящего времени.
Изложим в общих чертах учение о мире св. Григория Богослова, исходя из обстоятельств его эпохи и потребностей в мире нашего времени.
Св. Григорий Богослов в своих творениях выступает убежденным и вдохновенным защитникам мира.
«Что наипаче полезно для душ ваших? Или что всего благоприятнее настоящему времени? — спрашивает он, и отвечает: мир. А что всего гнуснее и вреднее? — Разногласие» [2].
Выступая в Константинополе со словом о мире по случаю распри в народе, он восклицает:
«Любезный мир, вожделенный делом и именем мир!.. Весьма сильно люблю и лобызаю тебя, заботливо храню, когда ты с нами, и со многими слезами и рыданиями призываю, когда оставляешь нас» [3].
Когда северные народы, вторгшись во Фракию, опустошили ее, то великая печаль сердца св. Григория исторгла из уст его такие признания: «Горестно, что видим и слышим ныне: отеческие грады ниспровергнуты, тысячи людей падают, земля обременена пролитою кровию и множеством падших, народ иноязычный ходит по чужой области, как по своей… Кто найдет слово, равняющееся этому бедствию?» [4].
Читая эти строки, мы невольно вспоминаем и о недавнем разорительном нашествии на нашу советскую землю «иноязычного» народа (немецких фашистов) и о разрушениях и бедствиях в Корее, чинимых в настоящее время «иноязычной» американской военщиной. Поистине «нет слов, равных этим бедствиям».
Учение о мире у великого каппадокийца Григория Богослова строится на философско-богословских основах и отличается особой широтой исследования.
По учению св. Григория Богослова, покоящемуся на Слове Божием Сам Бог есть «Бог мира» (2 Кор 13:11), «Он есть мир наш» (Еф 2:14). Поэтому и мир на земле есть «мир Божий» (Фил 4:7).
Мы призваны свято чтить и хранить его. И это потому, что в основе мира лежит величайший закон жизни — закон любви. И Бог, будучи Богом мира, есть вместе с тем и Бог любви, ибо Он есть сама любовь (1 Ин 4:8).
Называясь миром и любовью, Бог, говорит св. Григорий, «внушает нам стремиться к стяжанию сих совершенств» [5], т. е. мира и любви.
От Бога, носителя мира и любви, эти совершенства сообщаются, прежде всего, всем, кто «окрест Бога», т. е. ангелам. «Сим существам ни что так не свойственно, как мир и безмятежие [6]. Через Бога и ангелов дары мира, любви и безмятежия сообщаются и всем другим существам, достойным воспринимать эти зиждительные дары. «Посему, говорит св. отец, все те, которые любят благо мира и, напротив того, ненавидят раздор и отвращаются его, близки к Богу и Божественным духам» [7]. Печать Божественной любви и мира лежит, по учению св. отца, и на небе, и на земле, и на всем мире, т. е. на всей вселенной.
Миром, согласием и взаимосвязью растворен весь порядок жизни природной, космической.
«Не миром ли управляются времена года, которые, кротко между собою растворяясь, постепенно заступают одно место другого, и средними временами смягчают суровость крайних, служа тем вместе к удовольствию и к пользе? Что сказать о дне и ночи, которые уравниваются друг с другом, равномерно возрастая и убывая, из которых один призывает нас к делам, а другая к покою?
Что сказать о солнце и луне, о красоте и множестве звезд, которые стройно появляются и заходят? Что сказать о море и суше, которые мирно между собою соединяясь, благосклонно и человеколюбиво передают друг другу человека и богато и щедро расточают ему свои сокровища? Что сказать о реках, которые текут чрез горы и поля и не выступают из своих пределов, разве только для пользы, ниже обращаются покрыти землю (Пс 103:9)? Что сказать о смешении и растворении стихий? Что сказать о соразмерности и согласии членов, о пище, о рождении и обитании, определенных каждому животному, из которых одни господствуют, другие подчиняются, одни покорны нам, другие свободны? Если все сие бывает так, и распоряжается и управляется по первоначальным законам гармонии так, как бы все вместе текло, одно имело дыхание: то можно ли сделать из сего другое заключение кроме того, что все проповедует нам о дружестве и единомыслии, что все предписывает нам закон единодушия?
Не буду говорить о том, что миром поддерживаются, а от несогласия приходят в расстройство города, царства, лики поющих, войска, дома, общества плывущих на одном корабле, супружества и дружеские союзы…» [8].
Если такое благо приносит мир для человеческого общества и всей природной, космической жизни, то почему сознательными усилиями человеческого ума мир не всегда и не везде поддерживается? В чем исходный корень зла, мятежа и несогласия в человеческом обществе, в чем их первопричина?
По учению св. Григория Богослова, первопричиной зла является тот, кто первым в мироздании «дерзнул произвести возмущение и вознес выю против Господа Вседержителя, кто замыслил «о престоле выше облак» (Ис 14, 13–14), т. е. — диавол» [9].
«Диавол не только сам с собой в раздоре, но то же производит и в других, как человекоубийца искони и ненавистник добра» [10].
Обольщением этого ненавистника в природу первочеловека вошли зло и немирность, сказавшиеся в нарушении мирных отношений с Богом и своей человеческой совестью.
В семье Адама дух разделения и раздора принял сразу же острую и крайнюю форму: привел к братоубийству. Каин не мог примириться с тем, что жертва миролюбца и миротворца Авеля угодна Богу, а его (Каина) жертва не угодна и поднял на брата руку. Тем самым Каин призвал на себя карающую длань Правосудного Бога. Св. Григорий Богослов, прослеживая историю еврейского народа, приходит к выводу: доколе израильтяне сохраняли мир между собой и Богом, дотоле назывались «народом святым» (Исх: 19:6; Второз 32:9) [11]. Когда же с яростью восставали друг на друга, тогда навлекали на себя «жезл железный» (Пс 2:9) [12].
«Лучше всего и полезнее, заключает св. Григорий, не отлагаясь от общего тела (Церкви, Родины).., исправлять друг друга и самим исправляться.., пребывая в едином со всеми духе…» [13].
Такова в сжатом виде религиозно-богословская концепция о мире св. Григория Богослова.
Нам остается сделать краткое резюме из этой концепции применительно к условиям современной борьбы за мир.
Американский империализм чудовищно эгоцентричен. Если выразить этот эгоцентризм в терминах богословских, то следует сказать, что он «ставит престол свой выше облак», обуреваясь жаждой мирового господства. Что-то сатанинское лежит в самой основе всех его устремлений. Недаром М. Горький еще на заре XX в. называл капитализм США «царством желтого диавола».
События в Корее открыли всему миру глаза на то, какую жажду человеческой крови, уничтожения, превращения страны в огнедышащую пустыню, в царство абсолютной смерти несет в себе этот империализм. С небывалым ускорением движется он по линии тотализации (фашизации) внутреннего режима своей страны и подготовки самых разрушительных и бесчеловечных средств для агрессии.
Нет сомнения, что империализм США подогревает себя надеждой навязать миролюбивым странам свою волю, хотя бы для этого пришлось развязать войну и ввергнуть многомиллионные народы и целые континенты в пучину неслыханных разрушений и бедствий.
Все люди доброй воли и благих мирных устремлений должны быть единодушны пред этой нависающей опасностью, «блюдя единение духа в союзе мира» (Еф 4:3).
Только тот, кто глубоко и всецело ценит мир, может глубоко и всецело и защищать этот мир.
Внутренней основой и душой мира является любовь.
Любовь преодолевает все средостения между людьми, делая их готовыми жить «в союзе мира» и «положить душу свою за други своя» в минуту опасности. Любовь преодолевает всякий страх, в ней «нет страха» (1 Ин 4:18). Поэтому
люди, причастные любви, бесстрашно смотрят в будущее. Они знают, что Бог любви и мира, «всяк ум превосходящего, всегда будет с ними» [14].
А. АНДРЕЕВ
[1] В данной статье излагаются воззрения о мире св. Григория Богослова, в следующей — будут изложены — св. Иоанна Златоуста.
[2] Творения св. Григория Богослова, I т., 463 стр. Издание Сойкина.
[3] Творения, I т., 336 стр.
[4] Творения, I т., 337 стр.
[5] Творения, I т., 1153 стр.
[6] Творения, I т., 163 стр.
[7] Творения, I т., 153–154 стр.
[8] Творения, I т., 154–155 стр.
[9] Творения, I т.., 153 стр.
[10] Творения, I т., 154 стр.
[11] Творения, I т., 155 стр.
[12] Творения, I т., 155–156 стр.
[13] Творения, I т, 158 стр.
[14] Св. Григорий Богослов. Творения, I т., 159 стр.
Источник: ЖМП № 10, октябрь 1952
Христианский путь к миру
I
Мир — самое драгоценное слово в наши дни. В этом слове — символ всего лучшего в жизни человечества. Без мира нет надежды на благополучие и счастие людей. Только мир может обеспечить расцвет творчества и трудовых побед во всех сферах жизни.
Недаром лучшие представители человечества отдают все свои силы на борьбу за достижение этого блага. На наших глазах все новые и новые миллионы людей во всем мире встают под знамя мира, стремясь укрепить дружбу между народами и государствами и отвратить страшный призрак новой мировой войны.
С каждым днем возрастает число борцов за мир, и число это очень велико. Но с болью в сердце приходится отмечать, что есть еще немало и таких людей, которые, по разным причинам, остаются вне этой борьбы. И как это ни горько для сознания верующих, а и среди христиан имеются, — увы! — еще значительные группы, стоящие в стороне от общего дела. Недоумеваешь, почему это может иметь место… Что омрачило сознание этих людей, считающих себя христианами? Какая завеса перед их глазами? Неужели для них не ясен смысл нашей веры, раскрывающийся в любви к Богу и к ближнему, в стремлении изжить вражду и создать мир? Разве они забыли слова Господа Иисуса Христа: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся»? Да, мир и борьба за мир («блажени миротворцы»!) — прямой завет Евангелия, — и воздерживаться от борьбы за мир не значит ли для христианина отступить от заветов Евангелия, пренебрегать заповедью Самого Христа Спасителя?
Могут сказать, — да и говорят, — что борьба за мир есть дело политики, а у Церкви своя область, свое поле деятельности — души человеческие, о спасении которых она и заботится. Действительно, политика не является прямой задачей Церкви, но для Церкви далеко не безразлично то, что совершается и в политической сфере человеческих отношений. Церковь не может быть равнодушной к проявлениям доброй или злой воли людей, в какой бы сфере это ни происходило.
Пусть у Церкви свой собственный, особый путь к миру, идущий через внутренний мир человека, но из этого отнюдь не следует, что она должна пренебрегать стремлением современного человечества к международному миру. Напротив, Церковь, верная своей природе, должна радоваться всякому проявлению доброй воли людей и бороться со всяким проявлением зла в человеческой деятельности. А кто может сомневаться в том, что война есть зло, а стремление к миру, активная борьба за мир есть доброе дело?
Истинные последователи Евангелия, верные работники на ниве Христовой — святые Отцы и учители Церкви, дела и слова которых должны служить руководством для христиан, не обходили вопроса о мире, а наоборот, уделяли ему много внимания. В этом легко может убедиться всякий, внимательно читающий их творения. А из основ их религиозных воззрений на мир для всякого непредубежденно мыслящего ума логически вытекает необходимость и законность борьбы за мир.
Познакомимся вкратце с тем, что говорит о мире один из величайших Отцов и Учителей вселенских, св. Иоанн Златоуст.
II
В вопросе о мире св. Иоанн Златоуст исходит из мысли, что если человек создаст мир внутри себя, мир с Богом и с самим собой, то он будет создавать его и вне себя: в своих отношениях к семье, обществу и государству.
«Нет ничего равного миру, — говорит св. Отец, — поэтому мы молимся и просим ангела мира… Мир — матерь всех благ и основание радости. Поэтому и Христос повелел апостолам, при входе в дом, начинать с провозглашения мира, как символа благ: «В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему!» (Лк 10:5). В прощальной беседе с учениками Он говорил: «Мир Мой даю вам» (Ин 14:27) [1].
Почему пожелание мира выдвигается на первый план? Потому, — отвечает св. Отец, — что «когда его (мира) нет, то все напрасно» [2], тогда везде и во всем «раздор и брань» [3].
Нет мира в государстве — «вся сила этого государства сокрушается: ибо ничто так не ослабляет общества, как ссоры и распри» [4]. И наоборот, — «если даже два человека соединятся и тесно свяжутся между собой, то бывают непоколебимее всякой стены» [5].
Значение мира в человеческой жизни настолько огромно, что «превышает всякое разумение, всякий ум» [6]. Корни мира — в высшей сфере бытия: в Домостроительстве Божием о спасении человека. Ибо «для того и Сын Божий пришел в мир, чтобы примирить наше естество Отцу, как и апостол Павел пишет: «Ныне же примири Себе всех, Крестом убив вражду» (Кол 1:22; Ефес 2:16) [7]. Сын Божий воплотился, чтобы не только Самому творить мир, но и нас призвать к тому же, ублажая миротворцев высоким званием «сынов Божиих» (Мф 5:9) [8].
Мир, являясь вожделенной целью для настоящего времени, будет таковой до тех пор, пока не наступит на земле всеобщий мир, когда, по выражению пророка Исаии, «люди раскуют мечи свои на орала (плуги) и копья свои на серпы» (Ис 2:4) [9]. И потому каждый из нас должен содействовать наступлению этого благословенного всеобщего мира.
Для христианина путь к этому миру, по учению св. Иоанна Златоуста, лежит через достижение мира с Богом, с самим собой и с окружающим обществом. Бог — основа всей нашей жизни. Все, что не благословляется Им, «не принесет нам никакой пользы» [10]. Поэтому мир с Богом — исходное начало миролюбия.
Но когда и какими средствами мы можем достичь мира с Богом? Мы можем достичь этого мира через «приобретение добродетелей и борьбу со страстями» [11], ибо «ни от кого Бог так не отвращается, как от человека злопамятного, как от сердца гневливого, и души, пылающей ненавистью» [12]. С этими-то страстями, как и со всеми другими, мы и призваны бороться.
«Кто, — говорит великий Святитель, — обуздает страсти, задушит порочные помыслы и не позволит им скрываться внутри, тот будет наслаждаться чистейшим и глубочайшим миром. А кто имеет этот мир, тот… имеет душу мужественную, крепкую, здравую» [13].
Христианин, если он верен Богу, имеет и хранит внутренний мир в любых обстоятельствах жизни, но этот мир приобретает особую силу, когда он переходит в мир внешний, т. е. в мир со всеми людьми. И вот здесь-то и обнаруживается, насколько важен и нужен, в очах Божиих, этот мир, мир с ближними и со всеми людьми. Без примирения с ними невозможно ни нравственное оздоровление, ни примирение с Богом.
И к нам, как некогда к своим слушателям, обращается великий Святитель со словами: «Послушай, что говорит Господь: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой и пойди, прежде примирись с братом твоим» (Мф 5:23–24),… потому что ради мира с братом твоим установлена и самая жертва» [14].
Полнота мира зависит, таким образом, от полноты взаимного примирения в духе любви и взаимопонимания. «Если возможно с вашей стороны, — убеждает апостол, — будьте в мире со всеми людьми» (Рим 12:18). Мир всех со всеми — это и есть мир во всем человеческом обществе, мир между народами и государствами.
Такова суть воззрений св. Иоанна Златоуста на мир.
Исходя из этих воззрений, мы можем сделать, в отношении затронутого нами вопроса, только один вывод: христианин должен приобретать внутренний мир, то есть мир с Богом, — в этом смысл его жизни, без этого он не христианин. Но этот внутренний мир тесно сопряжен с миром внешним, с миром среди людей; поэтому нельзя достигнуть этого вожделенного внутреннего мира, если мы не будем бороться и за внешний мир. Вот почему всякий христианин должен встать в ряды борцов за мир.
«Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся».
А. Андреев
[1] Св. Иоанн Златоуст. Творения, СПБ, 1898 г., т. XII, стр. 1328.
[2] Там же.
[3] Там же, стр. 668.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Там же, т. VI, стр. 305.
[7] Св. Иоанн Златоуст, Творения, т. II, стр. 435–437.
[8] Там же.
[9] Там же, т. V, стр. 212; т. I, стр. 625.
[10] Там же, т. X, стр. 9.
[11] Там же, т. V, стр. 32.
[12] Там же, т. II, стр. 435–436.
[13] Там же, т. V, стр. 33.
[14] Там же, т. II, стр. 429–430.
Источник: ЖМП № 2, февраль 1954