Мир — последование Христу

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» будет публиковаться по тексту с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».

Сегодня — очерк («содоклад делегации Русской Православной Церкви на Всемирном Общехристианском Конгрессе в Праге») ветхозаветных и новозаветных оснований миротворческого богословия авторства митрополита Никодима (Ротова) — одной из значительнейших фигур в новейшей истории Русской Церкви, чье влияние ощущается в ней до сих пор; достаточно вспомнить, что патриарх Московский Кирилл (Гундяев) или, например, митрополит Тульчинский Ионафан (Елецких) — ученики митрополита Никодима. Помимо прочего здесь показывается, что библейское понимание мира и миротворчества никак нельзя свести только к духовному, душевному, внутреннему и т. п.: речь в Библии идет именно об активной деятельности по культивации мирности в отношениях между людьми, народами и т. д., об активном искоренении вражды. (Очерк внушительного объема: мы позволили себе выпустить достаточно много фрагментов из него — этикетного характера, а также фрагменты о Пражском христианском мирном движении, Ватикане и СССР.)

[…] Единство христиан, несмотря на конфессиональные различия, крайне необходимо в наши дни для утверждения правды христианства перед лицом человечества и изобличения неправды тех, кто стремится усилить раздор и ненависть между людьми, фальшиво прикрываясь именем защитников христианской веры.

Всем людям доброй воли одинаково понятно, что современный мир переживает серьезные разногласия между честными усилиями сохранить мир на земле и нечестивыми стремлениями раздуть во что бы то ни стало новый мировой военный пожар. Агрессивные силы милитаризма не дремлют. Они активизируются. И христианам сидеть в такое время сложа руки нельзя. Им необходимо не только теоретически, но и практически показать верность заветам Христа, действенно помочь человечеству в преодолении темных сил воинствующего зла.

Христиане не могут и не имеют права оставаться пассивными наблюдателями происходящей на мировой арене борьбы между добром и злом. Они должны активно включиться в борьбу на стороне светлых сил добра и своим пребыванием в авангарде защитников мира и справедливости всемерно содействовать наступлению прочного и длительного мира на земле в твердом уповании, что Бог мира со всеми нами (Рим 15:33) и что мы достигнем мирного плода праведности (Евр 12:11). […]

Мы христиане, и слово «мир» для нас — слово огромной силы и надежды. Мир для христиан есть последование Христу.

Мы собрались здесь как исповедники Евангелия, то есть той «доброй воли», которая возвестила устами ангелов, воспевших начало новой эры в истории мира: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк 2:14).

Мы собрались здесь как ученики Божественного Учителя, Который наставлял людей: «Мир имейте между собою» (Мк 9:50) и заповедал Своим последователям: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин 14:27).

Мы собрались здесь, как последователи Того, Кто, по слову апостола, обращенному к враждующим и разделенным по религиозным и национальным признакам людям того времени, «есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей — учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем; и, пришед, благовествовал мир вам, дальним и близким» (Еф 2:14–17).

Мы, наконец, собрались здесь как дети Того, Кто в качестве одного из высших идеалов нравственного совершенства заповедал всем: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5:9).

Ясно, что дело мира — это есть наше кровное, христианское дело, вытекающее прямо из нашего последования Христу, непосредственно предполагаемое таким последованием и неминуемо требуемое таким последованием.

Таким образом, вполне естественно и закономерно, что мы как христиане собрались здесь, чтобы совместно и откровенно обсудить ту ответственность, которая лежит на нас, именно как на христианах, за дело мира и определить те свойственные и соответствующие нашему христианскому самосознанию и нашей вере формы и методы нашего участия в общечеловеческих поисках наиболее эффективных и надежных путей обеспечения прочного и справедливого мира на земле.

Чтобы правильно ответить на вопрос об ответственности христиан за дело мира и о формах и методах их участия в разрешении этой самой насущной проблемы современности, как это вытекает из нашего последования Христу, необходимо обратиться к учению об этом Божественного Откровения, к выяснению того, «что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12:2), что заповедал нам Христос и что внесло в мир нового в этом отношении христианство в его проповеди «доброй воли» всем «труждающимся и обремененным» (Мф 11:28).

Кратко всю суть первохристианской проповеди можно формулировать так: это было радостное возвещение всему миру о наступлении чрез Христа и во Христе Царствия Божия для всех людей и горячий, братский призыв ко всем покаяться, то есть осудить все то злое, греховное и плохое, что было в их предшествующей личной, семейной, общественной и международно-политической жизни, в них самих, в их отношениях друг к другу и во всем комплексе человеческих взаимоотношений вообще, решительно порвать со всем этим злом, грехом несовершенством, войти в Царствие Божие чрез вступление в Церковь Христову и активное, практическое членство в ее общинах, призванных быть, по притче Господа, заквасками Царствия Божия (Мф 13:33; Лк 13:21), которые, по слову апостола, все тесто (то есть все возрастание в людях Царствия Божия) квасят (то есть определяют в ту или другую сторону (1 Кор 5:6; Гал 5:6).

Что это так, достаточно вспомнить, что Свое общественное служение людям Господь начал, «проповедуя Евангелие Царствия Божия говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1:14–15). «Когда же… народ искал Его, и… удерживал Его, чтобы не уходил от них, Он сказал им: «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на это Я послан…» (Лк 4:42–43). «После сего Он проводил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать» (Лк 8:1). Господь говорил об этом царстве не только как обетовании спасения и жизни вечной в потустороннем мире, в отдаленнейшем будущем, в эсхатологическом плане Царствия Небесного, но о совершенно конкретно и реально совершившемся факте настоящего в земной жизни людей: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» Мф 12:28; Лк 11:20). Посылая Своих учеников и апостолов на проповедь Евангелия, то есть, по слову Евангелиста,— «проповедывать Царствие Божие» (Лк 9:2), Господь так заповедал им: «В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему!»… и говорите им: «приблизилось к вам Царствие Божие». И если же придете в какой город, и не примут вас, то, вышедши на улицу, скажите: «И прах, прилипший к нам от вашего города, оттрясаем вам; однако ж знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк 10:5, 9, 11). Всем Своим последователям на вечные времена Господь завещевал: «Ищите… прежде Царствия Божия и правды Его» (Мф 6:33; Лк 12:31). Верные заветам Господа, святые апостолы и первые поколения христиан всю свою проповедь и всю свою жизнь строили как благовестие словом и делом о Царствии Божием. Достаточно хотя бы прочитать книгу Деяний апостолов, чтобы убедиться в этом (Деян 1:3; 8:12; 19:8; 20:25; 28:23). Сущность же возвещенного Христом и проповеданного Его учениками Царствия Божия св. ап. Павел выразил так: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17).

Таким образом, если главным содержанием всего спасительного и благовестнического дела, учения и заповедей Христа и Его апостолов, учеников и последователей, завещанных Ими на все времена всем последующим поколениям христиан, было благовестие всем людям о приближении Царствия Божия, распространение этого Царствия и правды его по всей земле и укрепление его между всеми народами, а основным элементом, неотъемлемым признаком и необходимым условием осуществления и существования такого Царствия были и есть, по учению Господа и апостолов, «праведность, мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17), то, значит,

мир, благовествование о нем, распространение его, укрепление и защита его перед всеми людьми и среди всех народов и противодействие всему тому, что нарушает или может нарушать мир, являются первейшей и святейшей обязанностью и задачей всех христиан, должны быть стержнем всего христианского благовестия и основой всей христианской жизни и действования, как выражающие внутреннюю суть Христова Евангелия и как прямо вытекающие из нашего последования Христу и как необходимо требуемые нашим христианским званием, в которое мы, по слову апостола, призваны (Еф 4:1).

Однако недостаточно только сказать, что мир, благовествование о нем, распространение и защита его входят основными компонентами в самую суть христианства, предполагаются и требуются христианским учением и христианской жизнью,— следует еще выяснить и то, что понимается в слове Божием под «миром», в каком значении это слово там употребляется и какие последствия для христианской совести вытекают из заключающегося там учения о мире.

В Священном Писании понятие «мир» выражается древнееврейским словом «шалом» и греческим словом «ирини» («эйренэ» — по эразмовскому чтению).

Слова эти взяты священными писателями из обиходной жизни того времени, но в Священном Писании им сообщен более глубокий, более возвышенный и более универсальный смысл. Первоначально древнееврейское слово «шалом» обозначало мир в смысле благосостояния в повседневной жизни.

Понятие «мир» в Ветхом Завете выходит далеко за пределы узкого языческого понимания. Трудно найти в Ветхом Завете другое слово или понятие, которое имело бы такое широкое применение в повседневной жизни и одновременно такой глубокий, всеобъемлющий смысл, чем слово и понятие «мир». В самом широком и общем смысле слово «мир» в повседневной жизни ветхозаветного общества употреблялось в смысле благоденствия, благополучия, счастья. Так оно звучало при приветствии и прощании, при взаимных благопожеланиях и обмене вежливости. При этом предполагалось наличие у людей «мира» и внутреннего хорошего настроения, благодушия, в противоположность ко всякому спору, вражде и разделению. Такое состояние человеческих отношений и такое внутреннее настроение человеческих душ предполагалось при этом не как отдельное проявление, не как состояние и настроение индивидуума, но прежде всего как организованное состояние целого, как воздействие организованной общности, как дело и удел всего общества, как необходимая основа всякой человеческой, всякой общественной жизни. Синонимами мира в этом смысле в Ветхом Завете выступают всегда такие понятия, как правда, справедливость, порядок, благополучие, уверенность, безопасность, жизнь. При этом мир не только включает в себя все эти понятия и явления жизни, но и, безусловно, превалирует над ними. По словам Книги Притчей (17:1), «лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором». Здесь мир стоит выше всего в иерархии человеческих ценностей, но отнюдь не исключает всего остального, а скорее требует и предполагает, как необходимых своих спутников: «Тогда беднейшие будут накормлены и нищие будут покоиться в безопасности», то есть в мире (Ис 14:30). Урожайность земли и обилие всяких благ не являются только следствием мира, но прямо-таки его содержанием, «ибо посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою: и все это я отдам во владение оставшемуся народу сему» (Зах 8:12).

Такой мир, по воззрениям ветхозаветных людей, является Божиим даром и Божиим заветом своему народу. Эта сторона ветхозаветного учения о мире очень хорошо раскрыта в богословской науке и никаких сомнений или перетолкований не вызывает. Все исследователи согласно приходят к заключению, что

только слово и понятие «мир» является постоянным обозначением ветхозаветных писаний для совокупности всех благодеяний, ниспосылаемых людям от Бога.

Истинный мир, обещанный Господом устами пророков Божиих, стал неотъемлемой составной частью всех мессианских ожиданий, так что

суть самого пришествия Мессии-Спасителя в мир понималась как наступление на земле полного и всесовершенного мира: мира людей с Богом и мира людей между собой и гармонического мира всей природы, как единого целого.

Этот всесовершенный мир заключался согласно мессианским чаяниям прежде всего в обетовании мира между народами: «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои—на серпы… и не будут более учиться воевать» (Ис 2:4). Такой мир должен наступить в результате пришествия на землю Мессии: «Он возвестит мир народам» (Зах 9:10). «Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровию, будут отданы на сожжение, в пищу огню» (Ис 9:5). «И лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности» (Ос 2:18). «И… будут жить безопасно… И будет Он — мир» (Мих 5:4–5). Даже природа испытывает на себе воздействие этого всесовершенного, гармонического и целостного мира, идеальную картину которого рисует нам Исаия в 11-й главе, являющейся, с одной стороны, как бы вершиной всех ветхозаветных чаяний вечного мира ввиду ее поразительного максимализма и кажущейся утопической недосягаемости, а с другой — являющейся совершенно реалистичным и конкретным заданием для всего человечества, так как осуществление ее предполагается не в эсхатологическом плане второго пришествия, а в чисто историческом плане воплощения Бога Слова и появления христианства.

С пришествием на землю Мессии-Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, наступило время осуществления ветхозаветных мессианских чаяний, время реализации пророческих провозглашений о мире

и потому, естественно, понятие «мир» в Новом Завете не только продолжает, развивает и углубляет ветхозаветное учение по этому вопросу, но и представляет собой высшую ступень, какая только вообще возможна для людей на земле.

Согласно новозаветному учению мир в своем самом широком смысле есть нормальное состояние вещей, нормальный порядок всего вообще бытия, и жизни людей в частности, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор 14: 33). Мир (ειρήνη — «ирини») в противовес «расстройству» ακαταστασία — «акатастасия») есть нормальное состояние вещей и является основой всякого бытия, входит в сущность любых этических понятий, явлений, отношений и действований. Если Бог есть начало, основа, смысл и конечная цель всего существующего, а Бог есть Бог мира, то, значит, мир есть начало, основа, смысл и конечная цель всего существующего. Всякое нарушение мира, всякое состояние раздора и неустройства («акатастасия») есть отрицание Бога, противоречие Его воле и противоборство Его сущности. Всякая борьба против мира есть, по существу, борьба против Бога, то есть богоборчество. Что выражение «Бог мира» не относится только к духовной жизни, к внутреннему состоянию души, а предполагает собою мир, как целое, то есть как идеальное внутреннее настроение и как внешнефизическое состояние мира между людьми на земле, показывает не только контекст приведенной мысли ап. Павла, но и постоянно наблюдаемое в Новом Завете соединение «внутреннего» и «внешнего». Мирное, нормальное состояние, отвечающее воле Божией, не ограничивается только душой и не простирается только на отдельных, избранных людей, а объединяет в себе внутреннее состояние с внешним, индивидуальные настроения с общечеловеческими потребностями всех людей, как единого целого, как единого общества во всем многообразии его проявлений и отношений.

Мир, как нормальное состояние всякого бытия и всех вещей вообще, в первую очередь осуществляется в мире людей между собой. Этот мир людей между собой является стержнем и основой возвещенного Господом Иисусом Христом и проповеданного апостолами по Его заповеди всем людям «Царствия Божия», приблизившегося с пришествием Христа, «пришедшего в силе» в результате Его спасительного подвига и «открывшегося» на земле в Его Церкви, как закваске для всех людей.

«Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность (то есть справедливость) и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17).

Эта мысль подтверждается последующими стихами (18 и 19), где ап. Павел прямо говорит: «Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». Значит,

кто насаждает и укрепляет между людьми мир, справедливые отношения и благожелательную радость, тот этим έν τούτω— «эн туто» служит Христу, тот этим именно (έν τούτω — «эн туто») угоден Богу, тот за это (εν τούτω — «эн туто») достоин одобрения людей. Значит, служение делу мира — это служение Христу; работа на пользу мира — это выполнение воли Божией («угождение Богу»); защита мира между людьми — это высшая похвала и самая благородная деятельность на пользу людей («достоин одобрения от людей»). Все, что служит делу мира, независимо от того, откуда оно исходит, должно быть предметом поисков и целью каждого христианина, всего христианского общества и всех людей вообще: «Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим 14:19). И так как «мир» («ирини» — ειρήνη) стоит здесь параллельно с οικοδομή («икодоми», то есть взаимное устроение, улучшение), то ясно, что здесь идет речь о мире не отдельных личностей, а о мире, как об основе и цели жизни всех людей, всего общества.

Мир между людьми, по учению Нового Завета, — настолько возвышенная и благородная цель, настолько высокая и главнейшая заповедь Божия, что во имя мира, во имя сохранения добрых отношений со всеми людьми следует поступаться даже некоторыми личными убеждениями. отдельными религиозными предписаниями, обычаями и привычным укладом жизни, если они мешают установлению наших мирных отношений с инакомыслящими или враждебно к нам настроенными людьми. Хотя это звучит до некоторой степени парадоксально и на первый взгляд может казаться невероятным и преувеличенным, но слово Божие ясно свидетельствует нам, что свв. апостолы во имя сохранения мира с язычниками рекомендовали верующим такой именно образ действий.

Классическим примером этого может служит совет ап. Павла Коринфским христианам по вопросу о смешанных браках христиан и язычников: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем… Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1 Кор 7:10, 15).

Здесь ап. Павел, с одной стороны, очень ясно и категорически напоминает Коринфянам заповедь Господа о запрещении разводов, но, с другой стороны, не менее ясно и категорически требует от христиан, чтобы они во имя мира уступали в этом вопросе язычникам: «Брат или сестра в таких случаях не связаны», то есть не связаны запрещением Господа разводиться; они не рабы этой заповеди, а, напротив, должны поступиться даже своими убеждениями, «ибо к миру призвал нас Господь», то есть заповедь Господа в данном случае не должна быть причиной вражды с неверующими, так как общий мир со всеми, к которому призвал нас Господь, выше этой отдельной заповеди.

Таким образом,

мир следует сохранять и укреплять со всеми, не только с единомышленниками и единоверными, но и с идеологическими противниками и с людьми неверующими или инаковерующими.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5:9). Слово «миротворцы» (ειρηνοποιοί — «иринопии»), кроме настоящего места, в Библии более нигде не встречается. Глаголом «умиротворив» (είρηνοποιήσας — «иринопиисас») в Послании к Колоссянам (1:20) характеризуется спасающая деятельность Бога Отца, крестными страданиями, пролитою на Кресте Кровью Господа Иисуса Христа восстановившая во вселенной нарушенные грехом человека гармонию, мир.

Уже этой одной справкой достаточно удостоверяется как интенсивность энергии, так и сотериологический характер данного понятия. Господь пострадал при миротворчестве. Так энергично оно и активно. Равным образом и анализ тех мест Писания, где употребляется гебраистическое выражение («творить мир» — ποιεΐν ειρήνην — «пиин иринин»), подтверждает с несомненностью, что

«миротворец» (είρψοποιός — «иринопиос») означает не того, кто имеет только мирное или миролюбивое настроение (каковое характеризуется прилагательным ειρηνικός — «ириникос» — мирный; Иак 3:17), но того, кто энергически, активно действует в целях восстановления, распространения, сохранения, упрочения или защиты мира; при этом момент волевой энергии, активности вовне в отношении других выступает здесь рельефнее, чем в аналогичных выражениях «искать» (ζητεῠ «дзитии»; 1 Пет 3:11) или «стараться иметь мир» (διοχείν ειρήνην «диокин иринин»; Евр 12:14; Рим 14:19). Предметом и содержанием миротворчества должно быть учреждение, упрочение, распространение и защита мира и согласия между людьми.

Миротворцы названы сынами Божиими, потому что выполняют Его дела, берут на себя Его задачу. Бог открылся людям во Христе как бесконечная самопреданная любовь. «Бог есть любовь» (1 Ин 4:8). Но самым наглядным и поразительным образом любовь Бога к людям проявилась в том, что Христос умер за людей, когда они были еще грешниками, врагами Богу, для примирения их с Богом (Рим 5:8–19). Отсюда Бог называется «Богом любви и мира» (2 Кор 13:11), а иногда прямо «Богом мира» (Рим 16:20). «Миротворцы» привлекают к себе особенную любовь Отца Небесного, потому что они на земле творят Его дело, выполняют Его задачу. Делая на земле, среди людей, дело Бога, они, естественно, по преимуществу имеют права на наименование «сынов Божиих» и являются воистину «сынами Божиими» на земле.

Миротворчество всегда есть дело мужества. «Обличающий со дерзновением, миротворит» (Притч 10:10 по Септуагинте).

Путь к умиротворению является обычно для самого миротворца путем страданий.

Само собой разумеется, что христиане должны хранить и укреплять мир и между собою, с единомышленными своими собратиями, «стараясь сохранить единство духа в союзе мира» (Еф 4:3).

«Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак 3:18). Здесь произрастание правды (то есть праведности) ставится в прямую связь с хранением мира, так что плоды праведности возможны только у тех, которые хранят мир. Они только одни и могут сеять праведность с надеждой на успех (на плоды).

На прямую связь и обусловленность религиозно-нравственного совершенствования от хранения мира, поисков его и стремления к нему указывает и св. ап. Петр (1 Пет 3:11) в приведенных им словах из 33-го Псалма (ст. 15), которые он заключает так: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему».

Такое хранение мира между людьми, поиски путей к нему и стремление укрепить его, по слову Божию, должно у христиан (да и у всех людей вообще), совпадать и сопровождаться миром в их собственной душе, должно соответствовать их внутреннему мирному настроению. «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою», — пишет римлянам св. ап. Павел (Рим 15:13). Здесь наблюдается полный параллелизм понятий; как нормальным состоянием всех людей и нормальным отношением всех людей между собой должен быть мир, так и внутреннее состояние души человеческой, внутреннее содержимое его «я» должны быть исполнены мира, радости и надежды в вере. Это есть нормальное состояние, завещанное людям от Бога. При этом

мир души неотделим от радости, надежды и веры, так что такой мир не подобен стоическому миру — «галини» (собственно говоря, тишине), совершенно пассивному самолюбованию замкнувшегося в себе индивидуума, а является очень активным, бодрым состоянием, непременно стремящимся воздействовать на окружающее, с целью сообща, всем обществом людей, насладиться миром и надеждою в вере.

Мир, как нормальное состояние вещей, и мир, как нормальное взаимоотношение людей между собой, при одновременном внутреннем мире в их душе, естественно, имеет своим последствием и мир людей с Богом. Св. ап. Павел формулировал это так: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 5:1). Однако

мир с Богом возможен только при наличии и условии мира с людьми и между людьми. Что мир с Богом не есть какое-то исключительно внутренне-религиозное состояние, самодовлеющее в пределах мистических отношений одной изолированной личности с ее Творцом и Искупителем, вне контекста отношения этой личности к другим людям и вне общественной взаимосвязи всех людей между собою, ясно показывает тот же св. ап. Павел в Послании к Ефесянам, когда, говоря об отчуждении и вражде, господствовавших до пришествия Христа между людьми, между народами и, в частности, между язычниками и иудеями, категорически ставит в прямую связь мир и людей с Богом, чрез Господа нашего Иисуса Христа с обязательным миром между ними, как людьми, как отдельными народами, как двумя лагерями человечества, бывшими до сих пор этнически, культурно и идеологически враждебными друг к другу.

Пришествие Господа уничтожило такие различия, отчужденность и враждебность этих двух противоположных и, казалось бы, взаимно друг друга исключавших половин человеческого рода, этих полярно и диаметрально различных образов человеческой жизни и систем мышлений: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей — учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством Креста, убив вражду на нем. И, пришед, благовествовал мир вам, дальним и близким» (Ефес 2:14–17). Здесь ясно говорится, что Христос — это мир наш, не только мир людей с Богом, но и мир людей между собой. «Вражда» и «мир» противоположны, и Христос, убив вражду на Своем Кресте, разрушил все преграды между людьми, между народами, между враждующими лагерями человечества и в одинаковой мере принес и возвестил мир и близким (то есть верующим) и дальним (то есть неверующим в Него).

Мир с Богом возможен только при мире близких с дальними, с устранением всяких искусственных преград между ними. Христос для того и пострадал на Кресте, чтобы убить всякую вражду между «близкими» Себе людьми и «дальними» от Него, чтобы между ними были мир и единство, и обновление жизни.

Христос пострадал за всех людей, за весь род человеческий, всех искупил Своею Пречистою Кровию от греха, проклятия и смерти. Все люди призваны воспользоваться плодами Искупления, все призваны Им в Царствие Божие, для всех открыты объятия Отча и вечная жизнь в Царстве Небесном. Христос поэтому воистину есть «Мир наш», наш мир с Богом, наш мир с самими собой и наш мир между собой. В своей полноте и совокупности этот мир, принесенный Христом на землю, есть высшее эсхатологическое благо всего человечества, есть его спасение и жизнь вечная.

Таково учение Слова Божия о мире и его смысловом значении в Ветхом и Новом Завете. Из него вытекает и основной тезис настоящего доклада: о мире, как последовании Христу, и о роли христиан, как призванных Богом миротворцев.

Размышляя о миротворческой заповеди нашего Господа и Спасителя и о долге христиан претворять эту заповедь в жизнь и переходя к рассмотрению конкретных задач, которые стоят сейчас перед нами, христианами, в осуществлении этого нашего долга,

мы говорим себе и своим братьям, что принесенный Христом на землю мир предполагает не паше примирение с наличествующим на земле злом и силой греха, но, напротив, нашу победу над злом и упразднение греха посредством неослабной борьбы с ними, совершаемой в области свободной воли человека, в области отношений человека к человеку, в области отношений между народами — борьбы последовательной, упорной и ожесточенной.

По нашему глубокому убеждению, к этой борьбе со злом, к действительному претворению в жизнь призвания христианина быть миротворцем, каждого из нас должно звать сознание постоянной личной ответственности за состояние отношений между народами, между государствами, между политическими и социально-экономическими системами.

Мы знаем, что эта ответственность проистекает, с одной стороны, из принадлежности каждого христианина к определенному народу и государству, а с другой — из его единокровной, братской связи через праотца Адама со всем родом человеческим и сыновства Богу — Творцу мироздания, поэтому мы отдаем себе отчет в том, что не может быть оправдания безразличию и бездеятельности христианина в деле созидания на земле мира, или нехристианскому его подходу к этой проблеме.

Мы решаемся в связи с этим сказать, что никто из христиан не может уклониться от ответственности за возникновение того кризиса в международных отношениях, который сложился в послевоенные годы, в период, называемый «холодной войной».

Разве христианское сознание может оставаться безмятежным в мире, который, находясь в атмосфере «холодной войны», представляет собой растущий арсенал ядерного оружия, что в обстановке пресловутой политики «на грани войны», несет в себе потенциальную опасность молниеносного возникновения «горячей войны» от любой и даже случайной причины?

Разве христианское сознание может испытывать безразличие к продолжающимся испытаниям ядерного оружия, которое, как это всем хорошо известно, таит в себе угрозу самому бытию жизни на нашей планете?

Разве христианское сознание может пребывать в равнодушии, сознавая в то же самое время, что непрерывно усиливающееся производство дорогостоящего оружия поглощает огромные суммы национальных доходов, губительно отражается на уровне жизни народных масс, односторонне развивает национальные экономики, препятствует достаточной помощи слаборазвитым странам со стороны экономически сильных держав?

Мы, христиане, знаем, что Господь ожидает от человека приумножения добра. Для этого Он дал Своему «венцу творения» разум. Можем ли мы мириться с таким положением, при котором современные грандиозные открытия человеческого разума во многом используются не для облегчения жизни людей, в чем только их и оправдание и назначение, но для отягчения человеческого бытия, служа тем самым увеличению на земле зла.

Мы, христиане, знаем, что Господь заповедал всем людям и народам жить в мире и сотрудничестве. Можем ли мы молчать и считать нормальным положение, при котором отдельные большие и сильные государства, подчас считающие себя христианскими, вместо того, чтобы всемерно помогать слаборазвитым и малым странам, проводят по отношению к ним линию политического и экономического давления, принуждая их следовать за собой в международных отношениях, не гнушаясь, в случае непослушания этих стран, применять к ним насилие. Мы говорим себе и нашим братьям: разве такое положение может способствовать установлению на земле прочного и справедливого мира?

Мы, христиане, знаем, что Бог от одной крови «произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян 17:26). Следовательно, все народы имеют равное достоинство пред своим Создателем и расовая или национальная принадлежность не могут быть преимуществом или недостатком одного человека перед другим. Все люди призваны относиться к себе подобным, как к образу Божию, как к единоутробным и единокровным братьям. В силу этого можем ли мы оставаться в стороне и даже считать справедливым, когда вопреки пробудившемуся национальному самосознанию народов колониальных и зависимых стран, стремящихся в настоящее время обрести свою национальную независимость и государственную самостоятельность, некоторые сильные державы, ради сохранения политического и экономической выгоды, фактически продолжают политику сохранения колониализма, хотя порой и в иных внешних формах?

Мы произносим это ненавистное нашим черным братьям слово «колониализм» не потому, что мы намереваемся вторгаться в область политических страстей. Нет. Наши суждения о колониализме, о «холодной войне», об атомной опасности и о многом другом есть требование нашего самосознания, ибо, как мы это понимаем, Создатель судил нам жить в такую эпоху, когда

любое проявление пассивности или лавирования в наших отношениях к проблеме сохранения и упрочения мира па земле является грехом перед Богом и преступлением перед людьми.

Обращаясь к своей совести и к совести всех тех, кто нас слушает, мы спрашиваем: может ли продолжаться и быть терпимым положение, при котором наши братья в Африке, Азии и Латинской Америке до сего дня испытывают не помощь строительству своей национальной независимости, государственной суверенности и экономической самостоятельности со стороны ряда могущественных государств, но многоразличные помехи, становясь порой ареной искусственно раздуваемых братоубийственных войн и являясь непрерывным объектом пропагандистского арсенала «холодной войны»?

Мы не допускаем сомнения, что наши братья на Западе и на Востоке не только согласятся с нами в определении сущности создавшейся на земле тревожной атмосферы напряжения в международных отношениях, крепко держащей человечество в состоянии постоянной угрозы возникновения новой мировой войны, но и разделят с нами убеждение, что основной проблемой современности, от правильного решения которой зависит будущее человеческого рода, является проблема сохранения и упрочения всеобщего и справедливого мира. […]

Мы говорим далее, и также убеждены в согласии с нами наших братьев, что важнейшей задачей миролюбивых сил является консолидация усилий по предотвращению перехода «холодной войны» в «войну горячую», по скорейшему и окончательному искоренению самого понятия «холодная война».

Или будет обеспечен мир — и тогда все остальные вопросы, разъединяющие человечество, с Божией помощью будут разрешены, или вспыхнет всесокрушительная ядерная война.

Мы, христиане, хорошо знаем, что насилие и война противны Божию предначертанию и противоречат «воле Божией, благой, угодной и совершенной» (Рим 12:2). Поэтому-то на нас, как на последователях Христа, лежит особая ответственность за исполнение этой воли Божией, за сохранение и упрочение всеобщего и справедливого мира.

В этом нашем устремлении мы будем приветствовать, и способствовать, и содействовать любому проявлению правды, мира, любви и справедливости, независимо от того, где и в какой мере, форме они будут проявляться и от кого они будут исходить.

Мы говорим, что в этих вопросах христиане готовы к сотрудничеству со всеми людьми доброй воли, будь они нехристианами или неверующими.

Мы знаем, и это нас радует и вселяет надежду, что многие христиане, церкви и религиозные объединения сознают этот свой долг перед людьми и ответственность перед Богом и напрягают усилия в направлении улучшения международной обстановки, в содействии установлению прочного мира между народами. […]

Христиане на страже мира — это фактор, с которым не могут не считаться те, к сожалению пока реальные, силы, которые из своих корыстных расчетов стремятся сохранить в мире напряженность «на грани войны». […]

Мы верим вместе с Древней Церковью, что «Божественная благодать немощное врачует и оскудевающее восполняет» и то, что «сеется в немощи, восстает в силе» (1 Кор 15:43), ибо сила Божия «совершается в немощи» (2 Кор 12:9). […]

Неизменно звучит голос Русской Православной Церкви, неуклонно призывающей всех христиан, все христианские церкви и религиозные объединения не уставать в провозглашении общехристианского отношения к делу сохранения и упрочения на земле всеобщего и справедливого мира, не утомляться в осуществлении практических усилий по укреплению мира между народами, не отчаиваться от временных неудач и не обольщаться отдельными успешными шагами, не забывать, что миротворчество является первым и основным долгом каждого христианина на земле, что это есть его путь, порой крестный, в последовании Христу.

Мы верим, и это глубокое убеждение нашего сознания, что различия воспитания, культурной традиции, общественного положения, политических убеждений, принадлежности к социальной системе не являются непреодолимым препятствием объединения христиан Востока и Запада в великом деле служения примирению человечества. Поступаясь субъективными интересами и привязанностями во имя высшей правды примирения людей между собой, христиане поистине творят дело Божие. […]

В наше время, как никогда, велика ответственность христианских руководителей за сохранение и упрочение мира между народами. Они во многом определяют позицию своей паствы в великом конфликте современности. От них в известной степени зависит участие или неучастие их пасомых в святом деле умиротворения человечества. Тяжко согрешают те из этих руководителей, кто не ведет свою паству путем благовестия мира (Ефес 2:17), путем деятельного стяжания мира между людьми (1 Кор 7:15). «Согрешающих обличай пред всеми», — учит св. ап. Павел (1 Тим 5:20). […]

Не уходить должна Церковь Христова от современных нужд человечества, а, напротив, служить им опытом своей жизни и благодати. Это служение Церкви состоит в том, чтобы христиане соединяли в своей жизни преданность Богу с выявлением своих человеческих сил. Их действие в земных условиях разнообразно, но христианский принцип приложения один — непримиримая борьба со злом во всех его видах. Таково именно благочестие Церкви, полезное на все (1 Тим. 4, 8), и особенно там, где жертвой является человек, семья, общество, народ, весь род человеческий. […]

Неуклонно следуя за Христом, исполняя Его заповеди, Русская Православная Церковь призывала, призывает и будет всегда призывать своих последователей, верующих других христианских церквей и деноминаций и всех людей доброй воли к установлению и укреплению взаимопонимания между народами, к мирному соревнованию социально-экономических систем, к объединению усилий всех людей земли по борьбе с голодом, болезнями, культурной и экономической отсталостью, социальной несправедливостью, являющихся еще пока уделом значительной части населения нашей планеты. […]

Опираясь на учение Христа Спасителя о призвании всех людей и народов к миру (1 Кор 7:15 и мн. др.), Русская Православная Церковь внушает человечеству сознание греховности и ответственности перед Богом и людьми за любое действие, обостряющее этот конфликт, и, наоборот, поддерживает любые усилия по укреплению мирных взаимоотношений между этими народами и государствами. […]

Мы, христиане, должны признать, что если бы христианство действительно воплотило в истории человечества учение и заповеди Христа Спасителя, то не были бы возможны те далекие и последние войны, которые несли с собой ужас разрушения и бесконечные людские жертвы, ибо войны в корне противоречат принципам обшехристианского учения и общехристианским основам жизни. То же самое можно сказать и о колониализме, как системе господства одного народа над другим на его же территории и при помощи его же труда и природных ресурсов, и о проявлении расизма, апартеида, шовинистического национализма, геноцида, социальной несправедливости и т. п.

Сознание нашей общей ответственности за это и в этом обязует ныне всех христиан соединить свои усилия в практическом улучшении современного международного положения. […]

Мы должны осудить применение силы и угрозы войны, как средств разрешения международных расхождений и конфликтов; в этих же целях должны потребовать полного прекращения «холодной войны», ибо все это несовместимо с христианским учением об отношениях между людьми и народами.

Мы должны призвать всех христиан, все народы мира воздействовать на правительства и Организацию Объединенных Наций с целью скорейшего достижения всеобщего и полного разоружения и действенного международного контроля над этим, как прямо вытекающих из духа христианства.

Мы должны требовать, впредь до достижения полного и всеобщего разоружения, безусловного и немедленного прекращения и запрещения всех испытаний термоядерного оружия, как губительных и вредных для жизни и здоровья людей, что противно самой цели Божественного творения.

Мы должны решительно выступить против любых форм угнетения в государственных, национальных, общественных и личных аспектах жизни, вытекающих из расизма, национального шовинизма, колониализма, социальной несправедливости, различий религиозной принадлежности и идеологических убеждений, как отвергающих по своей природе великие заповеди о любви человека к Богу и ближнему.

Мы должны заявить о необходимости признания за каждым народом права на самоопределение, а значит, за немедленное предоставление всем колониальным, полуколониальным и угнетенным народам, меньшинствам и группам полной политической, экономической и социальной свободы, независимости и суверенности, как проистекающим из учения Христа Спасителя о равенстве всех людей пред Богом.

Мы говорим перед всем миром об этих наших задачах.

Нам нечего скрывать, ибо «делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин 3:20–21).

Мы следуем за Христом по указанному Им миротворческому пути.

Пусть же свободный голос церквей, религиозных объединений и отдельных христиан […] набатом прозвучит во всех уголках земного шара, пусть войдет этот мощный голос в душу каждого христианина — и да возгорится в этой душе святое пламя ревности о благословенном мире между всеми народами земли. […]

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Фил 1:2).

Источник: «Журнал Московской Патриархии», № 6, 1961 год.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle