В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви путем регулярной публикации текстов с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».
На очереди — обогащение миротворческого дискурса со стороны пастырского богословия, совершенное классиком последнего — схиархимандритом Иоанном (Масловым), автором знаменитых «Лекций по пастырскому богословию», выдающимся богословом, учеником последних глинских старцев. Схиарх. Иоанн считает, что пастыри Церкви Христовой, будучи продолжателями служения Пастыреначальника Примирителя Иисуса Христа, должны быть и миротворцами, а именно «активно участвовать в служении миролюбивых сил, которые стремятся преобразовать взаимоотношения людей и народов в духе взаимопонимания, единодушия, братства и мира».
Уже около двух тысяч лет благовествуется на земле Евангелие Царствия Христова. Проходят и меняются времена, меняются люди, но остается неизменной истина, которую принес на землю воплотившийся Сын Божий. Господь Иисус Христос начал служение миру. Святые Его апостолы продолжили это служение. Пастыри Церкви благодаря непрерывному преемству продолжают его доныне. Вот почему пастырское служение во имя спасения людей, верующих в распятого и воскресшего Сына Божия, есть продолжение служения Самого Пастыреначальника.
Пастырь — ближайший служитель и продолжатель на земле дела Сына Божия Примирителя. Христос «есть мир наш», говорит апостол. Он «благовествовал мир дальним и близким» (Еф 2:14, 17). Благовестием о мире началась жизнь Спасителя на земле (Лк 2:14). Благовестием о мире закончилось Его служение (Ин 14:27).
Заповедь о мире и любви нашла отклик в сердцах последователей Христа.
Первохристианская Церковь была как бы царством миротворцев.
Вне ее разгорались страсти, кипели вражда и злоба. Но внутри ее, в среде ее членов господствовал дух мира, самоотверженной любви и взаимного братского благожелания. «Церкви же, — говорится в книге Деяний апостолов, — по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем» (9, 31).
Христиане стремились жить в мире. Об этом часто напоминали и святые апостолы. «Будьте в мире между собой», — учил апостол Павел (1 Фес 5:13).
«Блаженны миротворцы», — наставляет Спаситель (Мф 5:9). Миротворцы — это не только те, кто имеет мирное или миролюбивое настроение. Это и те, кто энергично действует в целях восстановления мира, кто направляет свои усилия к сохранению и распространению мира на земле.
Мир, который принес людям Христос, основывается не на примирении с господствующим в мире злом и силой греха, но на упразднении зла путем неослабной борьбы с ним.
Сердце пастыря должно гореть желанием и стремлением созидать и сохранять мир среди людей, всемерно поддерживать всеобщую заботу о разоружении во исполнение пророчества: «Перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис 2:4).
Высшее счастье личной и общественной жизни проявляется только в условиях мира. Без мира невозможна радость, невозможен спокойный труд, невозможно творчество. «Мир есть мать всех благ, — пишет св. Иоанн Златоуст, — он есть основа всех радостей и источник всех успехов» [1].
[1 Св. Иоанн Златоуст. Творения, т XII. СПб., 1906, с. 13–28.]
По словам св. Григория Нисского, стремление к миру выше всех человеческих стремлений. «Из всего, чем люди домогаются наслаждаться, — говорит он, — есть ли что сладостней мирной жизни?
Всё, что бы ты назвал приятным в жизни, приятно бывает только тогда, когда оно соединено с миром. Пусть будет все, что ценится в жизни: богатство, здоровье, жена, дети, дом, родные, друзья… пусть все это будет, но не будет мира, — что пользы в том? Итак, мир не только сам по себе приятен для наслаждающихся миром, но и услаждает все блага жизни» [2].
[2 Св. Григорий Нисский. Творения, ч. II. Μ.. 1861, с. 455–456.]
Идеи мира близки всем людям, к какой бы национальности они ни принадлежали и какое бы положение в обществе ни занимали. Идеи мира присущи также всем религиям по той основной причине, что все люди произошли «от одной крови» (Деян 17:26) и потому, естественно, призваны быть братьями, жить друг для друга во взаимном служении и бескорыстной любви.
В основе мира могут лежать взаимопонимание, сотрудничество, дружба и любовь.
Мир — это не только внешнее выражение любви, но и практическое осуществление ее в жизни.
«Велик мир у любящих закон Твой», — говорит Псалмопевец (Пс 118:165).
Люди, в душе которых царят эгоизм, жажда к обогащению, ненависть, вражда и другие страсти, никогда не могут составить мирного общества, так как буря в их душе непременно вызовет внешнюю бурю — столкновение интересов, борьбу, ссору.
Внешний мир без внутреннего не может быть устойчивым и непоколебимым. «Какая человеку польза от внешнего мира, — говорит св. Иоанн Златоуст, — когда он сам неистовствует, как общий враг человеческого рода, и ходит везде, нося внутри себя такую войну, бесчисленное множество копьев и мечей?» [3].
[3 Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. V. СПб., 1899, с. 33.]
Перед пастырями Церкви Христовой святая задача — активно участвовать в служении миролюбивых сил, которые стремятся преобразовать взаимоотношения людей и народов в духе взаимопонимания, единодушия, братства и мира.
Но прежде всего пастырь должен сам в душе своей хранить, питать и укреплять благодатное состояние мира Христова: мир в своей душе и совести, мир, который не нарушается ни борьбой страстей, ни неприязнью к людям, ни сомнениями в благодеющем и спасительном Промысле Божием. Для этого ему необходимо много духовной силы. Он должен не только отречься от себялюбия, но проникнуться духом Христова учения, воспринять в себя дух Христовой любви. Миротворчество пастыря только тогда принесет обильный плод, когда сам он будет цельной личностью, то есть когда его жизнь будет во Христе и со Христом, когда его душа, его личные качества будут светиться пред людьми (Мф 5:14–16).
Пастырь живет в обществе, в котором живут и его пасомые. Самоотверженно служа людям, содействуя их лучшим стремлениям, пастырь обязан направлять их «на путь мира» (Лк 1:79), постоянно раскрывать перед ними сущность миротворчества и побуждать к нему.
Всякое нарушение мира во взаимоотношениях людей должно озабочивать пастыря и вызывать в нем решимость содействовать скорейшему восстановлению мира. Служение пастыря делу мира можно охарактеризовать словами покойного Святейшего Патриарха Алексия: «Жажда мира и братства, — говорил он, — свойственна людям от природы. И наш религиозный долг, наше человеческое сознание побуждают нас возгревать эти врожденные чувства и стремления, бороться со всем тем, что стоит на пути их осуществления в повседневной жизни народов, со всем тем, что в наши дни служит источником международного напряжения, что создает очень сложную обстановку в мире» [4].
[4 За сотрудничество и мир между народами. Конференция представителей всех религий в СССР. Загорск, июль 1969, с. 75.]
Пастырь Церкви Христовой обязан воспитывать верующих в духе мира и дружбы между народами, укреплять, поддерживать и развивать всякое благое начинание в этом направлении.
По словам одного из современных православных богословов, д-ра Ивана Панчовского, мир, не укрепленный сегодня, может быть, завтра трудно будет сохранить, а послезавтра он уже будет нарушен. «Атмосфера, в которой непрерывно сгущаются тучи, носящие бурю, — пишет он, — наконец пересытится электрической энергией; тогда тучи начнут сталкиваться, молнии будут пронизывать небосвод, гром загремит в небесных просторах, и разразится гроза. Теперь ее уже нельзя остановить. Накопленная энергия должна быть израсходована. И только тогда мы сможем радоваться затишью и покою. То же самое и в духовной атмосфере. Когда в ней нагромождаются страсти и немирствия, вражда и неприязнь, непонимание и ненависть, зложелательство и злоба, неправда и зломыслие, народы неминуемо доходят до полного разрыва и до войны. Этот закон хорошо знал Христос — Божественный Миролюбец и Миротворец. Поэтому Он советует: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (Мф 5:25)» [5].
[5 Д-р Иван Панчовски. Жизнь и счастье в христианском освещении. София, 1957, с. 295.]
В настоящее время вместе с людьми доброй воли христиане в разных частях земного шара стремятся внести посильную лепту в общее дело утверждения мира, добра и справедливости на земле. Голос религиозных деятелей звучал на многих мирных конгрессах, ассамблеях и конференциях. Активное участие в них принимает Русская Православная Церковь, по инициативе которой, в частности, в Загорске в мае 1952 года и в июле 1969 года состоялись представительные форумы представителей Церквей и религиозных объединений в защиту мира.
В октябре 1973 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялась встреча религиозных деятелей — участников Всемирного Конгресса миролюбивых сил в Москве. Это были религиозные деятели из многих стран мира, принесшие свое свидетельство веры, свою нравственную убежденность, свой действенный призыв — творить мир на земле. «Мир между народами, — сказал Святейший Патриарх Пимен, — действительно нуждается в том, чтобы к созиданию его были приложены объединенные усилия всех людей доброй воли. Мир и международная справедливость нуждаются в постоянных заботах, в постоянном охранении. Поскольку существует в мире сем сила зла, мы должны противопоставить ей силу миротворчества» [6].
[6 «ЖМП». 1973. № 12, с. 8.]
Решение проблемы мира требует активизации сил и предельной самоотдачи всех люден доброй воли. Отсюда и долг пастыря Церкви Христовой — принимать живое участие в этом важном деле и всеми средствами способствовать его успеху.
Как духовный руководитель общины, пастырь хорошо понимает, что может принести человечеству отсутствие мира между людьми. Он знает, какое горе и страдание принесла нашему народу вторая мировая война. На проходившей в 1969 году в Загорске Конференции представителей Церквей и религиозных объединений в защиту мира епископ Саратовский и Волгоградский Пимен сказал: «Во время богослужений перед моими глазами в поминальных записках проходят десятки тысяч имен погибших во время героической защиты Сталинграда. Мне приходится видеть, как до сих пор плачут их родственники» [7]. Ужасы минувшей войны еще свежи в памяти людей. В этом году исполнилось 35 лет со дня начала второй мировой войны, которая своей жестокостью превзошла все, что знало когда-либо человечество. Десятки миллионов людей пали жертвами этой кровавой бойни. И пастыри вместе со всеми христианами и людьми доброй воли обязаны приложить все силы, чтобы эти ужасы не повторились. Как сказал видный американский религиозный деятель пастор Мартин Лютер Кинг, отдавший свою жизнь за торжество мира и справедливости, «мы должны быть милосердными самарянами для всех, лежащих в ранах при дороге. В конце концов мы должны понять, что дорога в Иерихон должна быть перестроена так, чтобы люди не попадали бесконечно в руки разбойников и не были избиваемы ими до смерти, то есть отношения между народами должны быть построены так, чтобы все спорные вопросы решались только путем переговоров» [8].
[7 За сотрудничество и мир между народами. Μ.. 1969, с. 30.]
[8 Там же, с. 102.]
В 1974 году широко отмечалось 25-летие Первого Всемирного Конгресса сторонников мира в Париже. Уже на этом первом Конгрессе прозвучал призыв Русской Православной Церкви ко всем братским Автокефальным Православным Церквам возвысить свой голос против всех покушений и действий, направленных к нарушению мира. «Русская Православная Церковь, — сказал на этом Конгрессе в своей речи митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, — от всей души присоединяет свой голос к демонстрации воли к миру и молится об успехе настоящего начинания… Она благословляет честных людей всего мира, которые хотят, чтобы человек был братом, а не зверем, благословляет всех, кто жаждет правды, человечности я мира, кто ведет действенную борьбу за мир, национальную независимость и честное сотрудничество между народами. Русская Православная Церковь верует: правда и мир победят!» [9].
[9 Русская Православная Церковь в борьбе за мир. Μ., 1950, с. 18.]
Наша Церковь прилагает большие усилия к воспитанию достойных пастырей Церкви в духе верности учению церковному, любви к Родине и защите интересов общего мира. Святейший Патриарх Пимен, выступая с речью на выпускном акте Московских духовных школ 14 июня 1973 года, сказал, отмечая эти заботы Церкви о духовном облике пастыря, что «священнослужитель должен быть искренним патриотом своей Родины, горячим защитником мира, способным пойти в ногу с народом своей страны. И в этом же духе воспитывать своих прихожан. А Бог любви и мира пребудет с вами» («ЖМП» 1973, № 7, с. 9).
Архимандрит Иоанн (Маслов), доцент МДА
Источник: «Журнал Московской Патриархии», № 9, 1974 год.