Много стихов; аудиоверсии «Мертвых душ» и «Князя Серебряного»; экранизации русской готики

13.10.2025
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Блог

Любовь и подмены: почему кино так любит вурдалаков Толстого

Ольга Лебединская к 150-летию со дня смерти Алексея Константиновича Толстого (1817–1875): Толстой-«историк» нам привычен: политика, власть, соблазн силы, Князь Серебряный, Иван Грозный. Но сегодня — о Толстом-«готике» и двух его рассказах: «Семья вурдалака» и «Упырь». Эти тексты легли в основу нескольких экранизаций (часто под другими названиями). Почему кино снова и снова к ним возвращается?


Агапао и филео — два глагола «любить» в Новом Завете

Стефан Парахин: в день памяти евангелиста Иоанна Богослова — о том, как он использует особенности греческого языка для изложения богословия любви.


Дисфункциональная vs функциональная семья: как различить?

Иеромонах Агапий (Голуб): признаки нездоровых семейных отношений: как распознать и что делать?


Проблема Постчеловека: нужно избежать «карнавального матча Трансгуманисты против Биоконсерваторов»

Владимир Шалларь: обзор серии текстов С. Хоружего о трансгуманизме. Трансгуманизм — на повестке дня: Хоружий был одним из очень немногих (среди православных — не уникальным ли?) мыслителей, кто не выжимал «хайпа» из этой темы, не производил ни возбужденной хвалы, ни панического отвержения, но в действительности промыслил ее.


Плач об утраченном целомудрии. Есенин и Иисус Христос

Тимур Щукин: к 130-летию со дня рождения поэта. «Стыдно мне, что я в Бога верил. Горько мне, что не верю теперь»: за этими словами, которые мы склонны трактовать в лучшем случае как позу, в худшем как отголосок пьяной истерики, таится глубокое мировоззрение. Конечно, вовсе не христианское, однако построенное на личных, тяжелых и очень запутанных отношениях со Христом.


Вернусь на Филиппины с частичкой русской души и с русской женой

Глава из книги Анны Ершовой «Был футболистом, стал семинаристом. Непридуманные истории будущих священников».

Стрим

Язычество XXI века: психология идолов

Когда Моисей немного задержался на горе Синай, народ тут же сделал себе золотого тельца. Сегодня мы поступаем так же: ЗОЖ вместо молитвы, коучинг вместо покаяния, «всё ради детей» вместо «всё ради Христа». Фитнес как религия, карьерный рост как культ, эзотерика как путь к «счастью».

Ведущий телеканала «Спас» священник Николай Конюхов и руководитель проекта «Психология для Церкви» психолог Марина Филоник отвечают на вопросы: почему новое язычество так соблазнительно именно сейчас; как работает психология идолов, почему человек уязвим для этих подмен; и что может предложить Церковь: не утешительные практики, а путь, который ломает идолов.
Путь, который освободит нас — или мы так и останемся рабами «новых тельцов».

Встречу ведет журналист Ольга Лебединская.

Оглавление:

00:00 Заставка
00:14 Начало. Современные идолы
01:50 о. НК: первая заповедь — запрет идолов. Идол — нечто, что ставится на место Бога
04:01 МФ: Эго на месте Бога. Как понять, что у меня Бог на нужном месте?
06:05 о. НК: что такое настоящий Бог? — скандал и безумие: Он — Распятый. Судить, спасать — привилегия Бога. Пытаться судить и спасать — делание из себя идола, постановка себя на место Бога
11:53 МФ: избавление от идолов — взросление, смирение, уход с позиции требователя, судии, спасителя, центра
12:52 о. НК: образец здесь — Иоанн Предтеча. Нужно умаляться
14:09 МФ: из священника и психолога постоянно делают идолов
15:04 о. НК: опасность идола — начинаешь служить как Богу преходящей вещи (деньгам, здоровью, себе, близкому человеку)
17:45 МФ: служение идолу (любовь моего партнера, рост моего проекта и т. д.) вызывает зависимость, ломку, разрушение и т. д.
20:30 о. НК: мы — ограниченные существа и тратим свои ресурсы, силы на ложные цели (идолов). Таковы агрессоры/жертвы/спасатели
22:28 МФ: нам свойственно иметь потребности и испытывать фрустрацию в неудовлетворении потребности. Нужно принять несовершенство мира и несовершенство себя. Нужно смирение. Иначе неизбежно создание идеального (несуществующего) Другого (идола), правильные (ложные) отношения с которым якобы исполнит мои потребности. Механизм сотворения идола: потребность-фрустрация-идеализация. Такова зачастую и «психология»
27:01 оНК: как понять, что захвачен страстью? — получать обратную связь. Нужно сформировать в себе запрос на обратную связь, на критику, на совет. То от чего твои близкие больше всего мучаются — то в тебе, что тебя пленило
29:50 МФ: нужен анализ своего опыта захваченности. Созависимость, очарованность, спасательство, зашоренность
31:45 о. НК: история о монахе и стоге сена. МФ: захваченность страстью производит проекцию этой страсти на других и иллюзию своей свободы от нее
33:10 МФ: одержимый все видит через призму своей одержимости
34:08 о. НК: Бог есть Любовь; любовь как чувство — идол. Любовная-страстная зависимость. Зацикленность на чувствах. Чувства — не отображение реальности, а часто лишь мимолетные случайные эффекты
36:43 МФ, о. НК: мое понимание «бога» — идол. Одержимости, страсти в религии. Религиозный фанатизм — обратная сторона атеизма. Насильственное навязывание «бога» — от неверия, от поклонения как Богу своему пониманию «бога». Вера в Бога дарует тебе милосердие к мучителям; поклонение своему пониманию «бога» делает тебя самого мучителем
41:18 о. НК: «все мне позволено, но не все полезно». Можно сделать из любой вещи идола: и из поста, молитвы. «Без любви все ничто»
43:43 МФ: обратная опасность: из боязни идолов — уничтожить жизнь. о. НК: мы не буддисты. Не надо отказываться от желаний, жизни. «Жизнь с избытком». Все хорошо — пока не делаешь из этого идола. МФ: где же граница? Здоровая позиция — принятие как дара?
46:16 о. НК: отдать Богу Богово. Отказ от позиции «дай Тебе, Боже, что нам не гоже»
49:55 МФ, о. НК: одно и тоже дело можно делать захваченным им или свободным вместе с Богом. «Ходить перед Богом», «быть в присутствии Бога», «помнить о Боге», «сонастроенность Богу» — в повседневности. Делать домашние обязанности, работу и пр. — «в мирном духе» (Златоуст). Даже и без «мирного духа» — надо звать Бога в любое свое дело. Хотеть чтобы Бог был здесь, в том, что происходит сейчас
58:53 о. НК: Богу нужны факты: покормить голодного и т. д. — главное это, а не самоанализ, мотивация и пр.
01:00:31 о. НК: не делать идола из священника, психолога и т. д. Самому разбираться в своих страстях
01:03:03 идолы о. НК: зависимость от потребления контента, кофе. Нужно уметь радоваться мелочами. Нужно разбираться в своих настроениях и поведении: не все от «идолов», может и от биохимии и т. п.
01:07:11 идолы МФ: склонность к поиску авторитетов, очарованию идеей, подходом, духовником, носителем истинного знания и т. п. Надо спрашивать: какую потребность я пытаюсь реализовать через пагубные склонности? — Склонность поиска авторитетов — от базовой характерологической склонности к сомнению и неуверенности
01:11:18 Завершение. о. НК: нужно правильно расставить приоритеты: Бог — на первом месте. МФ: с одной стороны важно учиться осознавать свои подмены, зависимости, одержимости, идолы, с другой — не поддаваться иллюзии, что от них можно легко и быстро избавиться

(Аудио)Книги

К собранию аудиоверсий «Мертвых душ» Гоголя добавили: Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Запись спектакля Ленинградского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина по одноимённой поэме Николая Гоголя в постановке Николая Шейко, сценический текст — Александра Володина, Романа Тименчик и Николая Шейко. Премьера спектакля состоялась на сцене театра 28 октября 1974 года.


К собранию аудиоверсий произведений Лескова добавили: Печерские антики. Читает Алексей Зеленский.


«Князь Серебряный» А. К. Толстого (кроме текста — и две аудиоверсии) — классический исторический роман из эпохи опричнины. Автор в предисловии писал: «в отношении к ужасам того времени автор оставался постоянно ниже истории. Из уважения к искусству и к нравственному чувству читателя он набросил на них тень и показал их, по возможности, в отдалении. Тем не менее он сознается, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования».


Собрание стихотворных драм А. К. Толстого — классической исторической трилогии трагедий «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», а также драмы «Дон Жуан» и «Посадник». Из финала трилогии:

Господь карает ложь —
От зла лишь зло родится — все едино:
Себе ль мы им служить хотим иль царству —
Оно ни нам, ни царству впрок нейдет!


Собрание лирических стихотворений, баллад, былин, притч, поэм, юмористических и сатирических стихотворений, поэтических переводов А. К. Толстого. Среди лирических стихотворений здесь можно найти несколько подлинных шедевров; среди поэм такие образцы христианской поэзии как «Грешница» и «Иоанн Дамаскин».


«На память о себе. Стихи» (Париж, 1979) — поэтический сборник Владимира Вейдле, одного из поздних классиков русской религиозной мысли, философа культуры, искусства. Как пример — его «Псалом»:

Господи, Ты не пришел!
Вот я один в моей скверне и в одежде моего греха,
В этом городе, у грязного канала и в тусклом свете фонаря.
(О сырость до самых костей и запах гнили и воды!)
Точно дверь предо мной раскрыта и внизу этот вязкий плеск…
Но еще раз, Господи, еще раз, я еще раз зову Тебя!
Посети меня в моем доме, раздели со мною мой хлеб!
Тишину мне дай и молитву и крупицу Твоей любви!
Не потому, что я чист пред Тобою, но я мытарь средь мытарей Твоих.
Не потому, что я чист пред Тобою, а потому, что мой час пришел.


Полное собрание сочинений в семи томах (М.: Наука, 1995–2002) Сергея Есенина, великого русского поэта, чье творчество носит ярко религиозный, но притом крайне противоречивый характер: от богоборческих, кощунственных стихов до чисто религиозных, напрямик христианских; важнее оказывается, что христианская тематика, образность всегда оставалась в центре творчества поэта.


«Б. Спиноза: pro et contra. Личность и творчество Б. Спинозы в оценках русских мыслителей и исследователей. Антология» — собрание текстов об одном из основных представителей мировой философии: Юркевича, Чичерина, В. Соловьева, Е. Трубецкого, Франка, Лопатина, Шестова, Асмуса, Аксельрода, Деборина, Выготского, Ильенкова и др.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle