Всякое дело будем делать вместе с Господом

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Сегодня мы поразмышляем над темой молитвенного правила, поговорим о том, как можно подготовиться к молитве.

Также мы разберем предначинательные молитвы — те самые, которые так часто произносятся «на автомате», хотя при должном отношении могут стать полноценным источником для глубокой личной молитвы.

Стремиться к полному освящению жизни молитвой

Отношения с Богом не статичны, они постоянно развиваются и меняются.

Но, чтобы эти отношения были плодотворными, они должны быть постоянными. Молитва должна стать непрестанной (1 Фес 5:17), а не время от времени. Но непрестанная молитва, к которой призывает апостол Павел, вовсе не значит, что человек должен все время повторять молитвы.

Это значит, что он всегда находится перед лицом Божиим. Устал он или бодрствует, в печали или в радости — он всегда знает, что Бог здесь, рядом с ним. Всякое дело он будет делать вместе с Господом: завтракая, отправляясь в дорогу, принимая рабочие решения, общаясь с коллегами и родными, играя и проверяя домашние задания детей, — он будет молиться, призывая Бога.

Это и есть, на языке Священного Писания и Церкви, — помнить о Боге, ходить перед Богом, иметь страх Божий, жить в Присутствии Божием.

Но начинается вхождение в это состояние с того, что мы освящаем время, принося Богу наши заботы утром, испрашивая Его благословения, и завершаем день вечерней молитвой, где сочетаются покаяние и благодарность. Утром, днем, вечером и даже ночью человек может обращаться к Богу с самыми простыми, идущими из глубины сердца словами.

Зачем нам молитвослов?

Одного настроения, вдохновения и импровизации бывает недостаточно. Поэтому Церковь предлагает нам молитвы, которые были составлены святыми, духовно опытными людьми. Когда человек смотрит на картину или икону, слушает музыку, читает художественные произведения, он приобщается к внутреннему миру их создателей.

Так и чтение молитв связывает нас с их авторами и помогает обрести духовный настрой, который был у них.

Свт. Феофан Затворник сравнивает обучение молитве с изучением иностранных языков. Сначала заучивают слова и обороты речи, а затем постепенно начинают говорить сами, правильно и свободно. Так и в деле молитвы.

Кто-то может возразить: разве возможно в принципе молиться «чужими» молитвами? На это свящ. Александр Ельчанинов пишет: «О том, чтобы молиться нам «чужими» молитвами… пример нам Христос. Его молитвенные вопли на кресте — «цитаты» из псалмов — «Боже мой, вскую мя оставил еси» (Пс 21:2). «В руки Твои передаю дух мой» (Пс 30:6)».

Еще одно современное возражение против молитвослова заключается в том, что он отражает опыт монашествующих, слишком акцентируя внимание на личных грехах, смещая фокус с Бога на себя. Если для вас это так, можно посоветовать читать то, что соответствует вашему опыту. Чуть ниже мы поговорим о том, что может дополнить или отчасти заменить молитвослов.

Несмотря на эти возражения, для многих именно молитвослов становится первым «учебником» молитвы. Для опытных людей он помогает обрести настрой, «согреться» сердцу, готовит его к свободной личной молитве и служит опорой, к которой можно обратиться, когда собственный порыв ослабевает.

Как получить от молитвослова наибольшую пользу? О правиле и свободе в молитве

В жизнеописаниях подвижников благочестия можно встретить великое разнообразие советов использования молитвослова.

Одни советуют неуклонно держаться раз взятого правила и не сбиваться, если внимание рассеивается, продолжать читать (правило поможет обрести должный настрой).

Другие считают прямо невозможным держаться одного и того же текста и рекомендуют менять состав правила. Если же молиться мешает серьезное беспокойство о чем-то или о ком-то, то это можно и нужно включить в молитву. И тогда молитва, наоборот, станет сильнее и сосредоточеннее (ср. Флп 4:6–7).

Для третьих молитвенное правило определяется не составом и количеством прочитанных молитв, а временем, которое мы регулярно посвящаем Богу (например, полчаса). Они рекомендуют останавливаться на тех словах, которые коснулись сердца, и углубляться в них.

Четвертые рекомендуют активнее использовать псалмы, учиться молитве на их примере, добавлять в свое правило чтение Писания, а иногда и сознательно оставлять молитвослов, чтобы учиться самим обращаться к Богу.

Пятые рекомендуют сочетать постоянные избранные молитвы с собственными конкретными обращениями.

По-видимому, каждый из этих советов стоит попробовать, но не считать его «законом» духовной жизни. Один современный автор остроумно замечает, что невеста выслушивает множество советов перед свадьбой от своей матери и подруг, но, оставшись одна, думает не столько о советах, сколько о том, что говорит о любви жениха ее собственное сердце.

И, вместе с тем, молиться Богу — это такой же труд, как поддерживать любовь в семье. Молитва требует регулярного приложения сил. Здесь недостаточно, чтобы меня любили, нужно самому активно любить. Требуется инициатива, изобретательность, решимость молиться, невзирая на эмоциональные состояния, готовность «стряхнуть» с себя все, что подавляет и тянет вниз, и начать заново. Это непременные качества преуспевающих в молитве.

О чтении Писания как о части правила

Одна девушка хотела провести очередной пост с пользой, но не могла изменить режим питания по медицинским причинам, и у нее не получалось молиться по молитвослову. Ей посоветовали просто читать главу из Евангелия по утрам, а вечером думать, за что она может благодарить Бога. К концу поста ее было не узнать: в жизнь вернулось счастье.

Кто-то читает Писание вслух в середине правила, после молитвы ко Пресвятой Троице (не зря в ней сказано: «просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим»). Кто-то — про себя, уже после молитв, сидя и с комментариями. Некоторые участвуют в отдельных регулярных группах по чтению Писания в онлайне или читают отрывок, пришедший им через рассылку, в дороге. А кто-то читает Слово Божие в перерыве рабочего дня или уже перед сном.

Можно читать Священное Писание последовательно по главам или по богослужебным чтениям (зачалам), а также воспользоваться специально разработанным планом. Можно воспользоваться календарем, который размещен на нашем сайте.

О языке молитвы 

Большинство молитв, как и тексты богослужений, предлагаются сегодня на церковнославянском языке. И многие уже привыкли к этому, поэтому мы будем опираться на церковнославянский текст.

Однако, чтобы молиться не только духом, но и умом, как советует апостол Павел (1 Кор 14:15), мы будем использовать переводы при обсуждении богослужебных текстов и постараемся вас познакомить с разными вариантами современных переводов.

Разумеется, в личной молитве естественно молиться Богу на родном языке, на котором мы думаем и говорим.

Поговорим о конкретных особенностях молитвы

Перед началом молитвы нужно настроиться

Современный темп жизни высок, многие не успевают помолиться утренним правилом и молятся по дороге из дома. Это тоже неплохо, но лучше найти время, чтобы предстать перед Богом, побыть с Ним наедине.

Свт. Феофан советует, приступая к молитве, постоять, посидеть или походить немного, чтобы привести мысли и чувства в порядок, отвлечься от забот и от всего, что занимает ум, и настроиться на общение с Богом. Для этого важно затихнуть и осознать, к Кому я сейчас буду обращаться, и кто я сам. Молитва вырастает из внутренней тишины сердца.

Затем можно встать пред иконой, если есть возможность, зажечь свечу или лампаду — это поможет создать молитвенную атмосферу и сосредоточиться, — сделать несколько поклонов и, осенив себя крестным знамением, с вниманием и благоговением произнести:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

С этих слов начинается беседа с Богом. Имя Божие поставляет человека в Его Присутствие. Именно поэтому иудеи так трепетно относились к нему, боясь произнести его напрасно. Призывая имя Божие, мы посвящаем себя, свое время и дело, которое последует за этими словами, Святой Троице, единой в трех Лицах. Это имя открыл Своим ученикам Сам Иисус Христос (Мф 28:19). Мы ставим себя перед лицом Божиим и просим Его благословения. Не зря эта молитва читается перед началом всякого дела.

Слово «аминь» еврейское и не переведено на русский язык. В различных контекстах оно может переводиться как «твердый», «надежный», «постоянный», а также — «да будет так», «воистину», «бесспорно». Впервые слово «аминь» в Священном Писании употребляется в Книге Чисел (5:22). В Ветхом Завете оно также использовалось как специальная формула для выражения одобрения или согласия (Втор 27:15–26).

Этим словом заканчиваются очень многие молитвы, оно подтверждает истинность сказанного.

Молитва мытаря

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (Поклон)

Это молитва мытаря (в древности так назывался сборщик налогов) из притчи о мытаре и фарисее (Лк 18:9–14). Христос противопоставляет ее молитве фарисея, который возвеличивает себя и осуждает других. Мытарь ни с кем себя не сравнивает, не оправдывается и не умаляет своих грехов. Его молитва выражает искреннее и глубокое покаяние, осознание себя грешником и готовность измениться. Но измениться не самому, а с помощью Бога. Мытарь не поддается отчаянию, а с сокрушенным и смиренным сердцем, подобно царю Давиду (50-й псалом), просит Господа о помиловании: «Я грешник. Помилуй меня, Господи!» Это больше, чем просто осознание своей греховности. Это надежда на милость Божию и вера в то, что Он может исцелить мою душу. Только Бог — источник полноты бытия, Он наполняет меня жизнью и спасает от смерти. И молитву мытаря Бог принимает.

Молитва предначинательная

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Мы обращаемся к Иисусу Христу — второму Лицу Святой Троицы, исповедуя Его Сыном Божиим, Царем (Христос означает «помазанник») и признавая Его власть над нами. Имя Иисус (евр. Иешуа) несет в себе частицу Имени Божьего (Яхве) и корень со значением «спасать» — ИЕ + шуа. В Иисусе Христе Бог являет Себя и совершает наше спасение.

Мы просим Господа помиловать нас по молитвам Пресвятой Богородицы и святых. Это, как молитва мытаря, покаяние и просьба о милости. Только здесь акцент делается на молитвенную помощь святых, друзей Христовых. Мы осознаем свои грехи и недостоинство, но надеемся на милость Божию еще и потому, что у нас есть святые помощники и заступники, которые сейчас рядом с Богом, и Он слышит нашу общую молитву. Среди святых выделяется Матерь Божия, Она имеет особую благодать спасать нас Своим заступничеством перед Сыном.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Эта молитва называется малым славословием: мы ни о чем не просим Бога, только прославляем Его, воздаем Ему хвалу. В Священном Писании понятие «слава» выражает величие и могущество Божие. Оно часто означает присутствие самого Бога, Его явление в сиянии святости (Исх 40:34, 2 Пар 7:2). Слава Божия открывается через Его дела: например, Творение мира, знамения, чудеса, а в Царстве Небесном люди будут непосредственно созерцать славу Господню (Откр 21:23). Человек призван к тому, чтобы прославлять своего Творца, воздавать Ему честь, как и ангелы, и все Творение. Более того, славословие необходимо и желанно душе человека, которая стремиться к Богу и находит в Нем радость и мир, оно возносит душу к Богу.

Говоря от сердца «Слава Богу», человек благодарит Господа за все, что Он посылает, хорошее и плохое, радостное и скорбное. И тогда он получает силы, чтобы преодолеть все испытания и обрести радость.

Молитва Святому Духу

Это стихира праздника Пятидесятницы, которую Церковь предлагает нам как ежедневную молитву, чтобы мы могли стать причастными тому, что случилось с апостолами, когда на них сошел Дух Святой, — Он просветил и преобразил их, дал силы мужественно служить Богу, проповедуя о Христе, — чтобы Дух жил и действовал в нас.

«…мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8:26). Дар истинной молитвы — это дар Святого Духа. «…человек, в котором обитает Дух Святой, и знает Бога, и видит, что Он есть Отец его; знает, как приступить к Нему и как просить, и чего просить от Него. Мысли его в молитве стройны, чисты и устремлены к одному предмету — Богу; и молитвою своею он точно может сделать все» (свт. Иннокентий Московский).

Поэтому мы каждый раз обращаемся к Духу Святому в начале нашей молитвы:

Царю́ Небе́сный…

Дух Святой как Бог царствует над всей вселенной, так что все находится в Его силе и власти.

Уте́шителю, Ду́ше и́стины…

Так назвал Его Иисус Христос в беседе с учениками на Тайной вечере. По словам Господа, Дух Святой будет наставлять учеников Христовых и напомнит все, чему Спаситель их учил (Ин 14:26). Он будет свидетельствовать об Иисусе (Ин 15:26) и наставит их на всякую истину (Ин 16:13–14).

В греческом оригинале Евангелия используется слово «Параклетос», которое можно перевести как «защитник, заступник, утешитель», Тот, Кто будет ходатайствовать за Церковь, укреплять ее. Обещание Христа исполнилось в день Пятидесятницы.

Дух Святой может утешить любого, кто обратится к Нему в скорби и несчастье, укрепить, вразумить и наставить.

И́же везде́ сый и вся исполня́яй…

Дух Святой — Бог, а значит, вездесущ. В 103-м псалме говорится, что всякое создание, если Бог отнимает у него Дух, приходит в смятение и превращается в прах, в ничто (Пс 103:29). Каждую минуту Дух Божий присутствует в мироздании, в каждой травинке, в каждой капле воды и, конечно, в человеке.

Сокро́вище благи́х…

Святой Дух — источник всего благого, доброго. Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание — все это плоды Духа (Гал 5:22–23).

…и жи́зни Пода́телю…

По-гречески «хорего́с» (податель). В древних Афинах это был тот, кто за свой счет нанимал хор для празднеств (общественная повинность для самых богатых граждан). Позднее это слово стало означать того, кто доставляет что-либо или снабжает чем-либо, принимая на себя все расходы.

Мы называем Духа Святого Подателем жизни, потому что все в мире живет и движется Им, все от Него получает жизнь, как физическую, так и духовную.

…прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Мы просим, чтобы Дух пришел к нам, вселился в нас и очистил от зла и всякой скверны греха, сделал нас Своим жилищем и спас нас.

Благим Святой Дух именуется как одно из лиц Пресвятой Троицы, ибо никто не благ, как только один Бог (Мк 10:18).

Трисвятое, или «Ангельская песнь»

Эта молитва — подражание ангельской песни, которую слышал пророк Исаия. В ней ангелы трижды называют Бога Святым: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис 6:3). Святость — это свойство Божие — только Он свят по Своей природе. А для человека святость — это принадлежность Богу. Он может быть свят настолько, насколько он причастен святости Божией.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.

Есть толкование, согласно которому Богом мы называем Бога Отца, Крепким — Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий, как и Отец, хотя по человечеству Он страдал и умер, а Бессмертным — Духа Святого, так как Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и дает бессмертную жизнь людям. Но все эти имена Божии относятся и к каждой из Ипостасей Пресвятой Троицы.

Трисвятое читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном. Тело тоже участвует в молитве. Человек — духовно-телесное существо, поэтому внутренняя молитва в нем соединяется с телесной. Произнесение слов, положение тела стоя или на коленях, земные и поясные поклоны, крестное знамение — все это проявление телесной молитвы.

Поклоны очень помогают молитве, дают ей особую интенсивность. Люди не просто молятся, они трудятся в молитве. Тело становится более собранным, а это способствует собранности ума и внимания.

Крестное знамение — жест, который у многих на подсознательном уровне связан с молитвенным состоянием. Крест — орудие нашего спасения и символ нашей принадлежности Богу.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Здесь мы восхваляем все Лица Бога-Троицы, подчеркивая, что Бог прославляем как сейчас, так и в вечности.

Молитва ко Пресвятой Тро́ице

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Снова мы обращаемся к Богу-Троице, призывая Его имя. Мы называем Троицу Пресвятой, подчеркивая абсолютную святость Бога. И вся молитва — это просьба о святости, потому что это дар Божий, который человек приобретает только по благодати.

Сначала мы обращаемся с просьбой о помиловании ко всем трем Лицам как к Единому Богу, а затем к каждому отдельно.

Бог — это высшая чистота, Он чужд всякого греха. Поэтому мы просим Отца очистить нас от грехов. Мы просим Сына простить наши беззакония — примириться с Богом и снова соединиться с Ним. И, наконец, мы просим Духа Святого прийти и исцелить наши немощи и слабости — восстановить нашу цельность и наполнить нас благодатью и жизнью.

Слова «имене Твоего ради» опять относятся ко всем трем Лицам Святой Троицы — Бог един, и имя у Него одно.

Го́споди, поми́луй (трижды).

Это молитва покаяния. Когда мы слышим слово «милость», мы думаем об осуждении и прощении, пощаде. Но здесь речь не только об этом. Слово «помилуй» очень многогранно. Его значение может меняться в зависимости от состояния молящегося. Оно может означать «будь милостив», «прости», «поддержи», «вразуми», «защити». И даже больше — это исповедание божественной любви и милосердия.

Это самая распространенная молитва, которая постоянно используется во всех молитвенных правилах и богослужениях. Для усиления молитвы «Господи, помилуй» повторяется 3, 12 и 40 раз. Эти числа в Библии символизируют полноту. Многократное повторение «Господи, помилуй» помогает сосредоточиться, донести до сердца это прошение, осознать, чего мы просим у Бога, что для нас стоит за эти двумя словами.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

После предначинательных молитв могут следовать утренние и вечерние молитвы, храмовое богослужение, а также другие молитвенные правила.

По окончании молитвы хорошо бы сохранить то, что было дано почувствовать во время общения с Богом. Обычно, если удалось по-настоящему помолиться, и не захочется сразу погружаться в суету, разговоры, повседневные заботы.

Дорогие друзья! Мы очень хотим, чтобы наша рассылка стала не просто нашим монологом, а настоящей формой нашего с вами взаимного общения.

Мы хотим больше знать о вас, делить с вами радости и печали, понимать трудности и радоваться вашим духовным открытиям. 

Поэтому просим вас нажать на кнопку ниже и ответить на наши вопросы. Это займет у вас совсем немного времени. А мы узнаем о вас больше. Ваши ответы, ваш опыт могут помочь другим братьям и сестрам во Христе. 

В следующих письмах мы опубликуем истории тех, кто захочет ими поделиться. Просто нажмите на кнопку и ответьте нам. 

Большое спасибо! 

Мир вам и радости свыше!

Поделиться с нами, ответить на вопросы

Екатерина и Дарья Смирновы, Владимир Стрелов, Колледж «Наследие»

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle