Статьи
![](https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/08/preob-338x220.jpg)
Тимур Щукин: в праздник Преображения Господня мы вспоминаем о том таинственном свете, которым была озарена человеческая природа Христа на горе Фавор. Что об этом свете говорили великие православные проповедники?
![Alt](https://ci3.googleusercontent.com/proxy/SHFIyM4L-MXVj8BFuYc7J5E3WKvcHrcUjXoU_sWzkUWPeQaZukT6reDSNRiyQnuFd3Foaanel4Df-65JoB1YX5wjXHVoWU-HyKaRML00rmPioG3E0xZ0fkWBnrnJ7AtZMBJ0pMuLE7sZW1GHMQ=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/08/Razbiraemsya-vmeste-Matfij-340x220.jpg)
Диакон Алексей Ремизов: о некоторых из ближайших апостолов Христа очень мало сведений в Евангелии. Но апостол Матфий среди них занимает «почетное» первое место: о нем в Евангелии нет ни слова, а упоминается он только один раз в Книге Деяний апостолов.
![](https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/08/RAS1-340x191.jpg)
Медовый, Яблочный, Ореховый: почему в августе три Спаса
Диакон Алексей Ремизов: появление трех Спасов — так именуются августовские праздники в честь Господа в народе — в последнем месяце лета неслучайно. Поговорим о тех событиях, которые положены в их основу.
![Alt](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/mvfDJSlb77ultDFvjYFI-W96VxjLtdUCxVAqP8waGn84Cn2nlnIFOBte8QvWlZ60paM5emMORLfPWvNe_OFSGyzuWght7f0r7TbYJ1OGPLg1hN97IwLsBf5yGY12nrY0UrJdi2QPOj9uy0SeFm1a7YoT=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/08/50278042847_6a50a27a70_b-kopiya-340x220.jpg)
Успенский пост и Успенский праздник: происхождение и особенности
Диакон Алексей Ремизов: Богородица не умерла, но уснула, чтобы пробудиться для вечной жизни.
![Alt](https://ci4.googleusercontent.com/proxy/-zrb2zLSRz0N1Rk1_cYgw-m_os9EQ0PZSqhu5aNcSJNXE_vtUrZyAs70Q3YXo44LrUlU57X_07dn6znRzVZCIBU9RbDKtC7z0gOvzdiUZdzXrwzxkQ0ib85Oz4_GyUJKdqQuIe_7rroqtDeSXcmEBZlsGyMhIB0=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/08/2cf314c9-3d89-470e-ad43-fd4e3a7526e6-340x220.jpg)
Освяти руку ударом и прокляни мать своего врага. Может ли быть гнев праведным
Алексей Макаров: может ли быть гнев праведным? И если да, то в каком случае? И что говорят об этом Евангелие и Отцы Церкви?
![Alt](https://ci6.googleusercontent.com/proxy/n3sVXcrEfKIzXyztxqIXbAe4pdZfjlvrEPWPMLsNAiMyhZbC87ubdFO1oeIWOGExanCxqMWcdlKOt07BkxVZwjLUH9KikknW_xuNZl32vrFk6VN3Wx9aw_WFfnzUNrl7ogOv=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/08/3-sobor-treh-svt-340x220.jpg)
Политэкономическое измерение обожения
Владимир Шалларь: ничего более радикального в политико-социально-
![Alt](https://ci6.googleusercontent.com/proxy/KqIt7ZPOj0-o0-PzhoBRhsxNRn0LEOLI9xpja79gamzy2tSOMLuSEKpJ5tWgEW5ge571EvWBUdgGa0lUSlKm7k5W7kLrbN0-i08XGC7sELfiypBhCqp5i6_CVQ=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/08/oblozhka-340x220.jpg)
12 классических книг о Православии
Владимир Шалларь: во что православные верят? Как формировалась православная вера? Как православные понимают богослужение? Как православные понимают Церковь?
![Alt](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/jSqvVoXKRi_FB8IlVVnphTQrWtkgTS7wML1tcspXru9Iwj8TjofT3x9QHGFAnEcUt3cjCbVsdoI49zRxdoBtMPoYbjLB9IwjYxPhb0OAuR1gO55x4776C70=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/08/koshka-340x220.jpg)
Диакон Дмитрий Павлюкевич: благодать — дар, который мы не заслужили. Точнее, мы заслужили совсем другое. Но вместо того, чтобы получить тапком, получили молока.
Лекции
![Семинары по книге Песнь Песней Соломона](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/HO5oCDkPqVXbJ3tI3Tssg1yUtxsbjtFoak9pNlurvZYXv4R5TnNj9aRZSvszGOzKBCLYyya3KoJ2YhRHBviNO1V_vlGLIpynxIUqUx6afB1wyPa2i6ceH6E-AM0wnQ=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10591_work_middle.jpeg)
«Семинары по книге Песнь Песней Соломона» выдающегося современного библеиста Владимира Сорокина, которого отличает подробное, въедливое чтение-комментирование библейских книг. Семинары проходили в 2021 году в Общедоступном Православном Университете.
Как разговаривать про эволюцию в воскресной школе? Какого цвета была кожа у Адама? Правда ли, что ученые доказали существование Евы? Новый гость проекта «Читаем летом» — Денис Собур, преподаватель ПСТГУ и кандидат физико-математических наук.
Как разговаривать про эволюцию в воскресной школе? Какого цвета была кожа у Адама? Правда ли, что ученые доказали существование Евы?
Каждый преподаватель и родитель сталкивался с этим: десятками вопросов школьников и студентов, которые пытаются сопоставить свою образовательную программу и курс катехизации в приходской школе.
![За что сожгли Галилео Галилея. Встреча с автором книги «Наука и христианство: история взаимоотношений»](https://ci3.googleusercontent.com/proxy/9VpJZrbwlW2RU2Noa-4wAaIVjfmIv5-ttmLAHp2hrOIUbqQo_yLoM74JzC4TWxnoL52Iuc4pNgQkMvQYJl1t1UoXhbBBvrm4kh70nvtHPjRmlUXelTEkwUeSOBIzmQ=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10586_work_middle.jpeg)
Когда преподаватель ПСТГУ и многодетный отец Денис Собур устал отвечать на вопросы об отношениях христианства и науки, он написал книгу, которая так и называлась — «Наука и христианство: история взаимоотношений». Конечно, задача книги гораздо шире и глубже ответов на вопросы школьников и даже студентов, но она поможет чувствовать себя не мастодонтом из прошлого века, а верующим, который и в современном мире доверяет основным книгам своей веры и не считает их чем-то маргинальным.
Ведь религия, а также культура и даже политика, влияют на развитие науки. Большинство ученых из школьного учебника физики не были атеистами. Коперник и Паскаль, Галилей и Кеплер оставались глубоко верующими христианами. В то же время их мировоззрение отличалось от взглядов современников — как в научном, так и в религиозном плане.
Это различие приводило к конфликтам, самый известный из которых — дело Галилея. Но эти конфликты гораздо глубже, чем «борьба науки с богословием», как принято писать в популярных статьях.
Книга Дениса Собура посвящена истории развития науки в рамках европейской культуры: от возникновения феномена греческой философии до создания современной науки в XVII в.
А на встрече с автором в рамках нашей серии «Читаем летом» мы будем отвечать на те самые вопросы, которые вынесли в начало анонса, а также:
Как наука относится к магии? Что было бы, если бы Земля была чуть ближе к Солнцу? Когда появилась жизнь? Что было до Большого взрыва? Верили ли неандертальцы в Бога?
![Злитесь, чтобы не болеть! Встреча с психотерапевтом Светланой Морозовой](https://ci6.googleusercontent.com/proxy/pl45Jbxz0rH0OwhUd46XiSbw6BY3TLQsHbRU269f6_UDJHOoCm1TC_aqtSBUfIaOYcvRdXilMSpvy5AsX-wfzBAnoSvuE35zVi1ZZtVFi72YXnRQCoChc6QCsHGoWA=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10584_work_middle.jpeg)
«Злитесь, чтобы не болеть! Встреча с психотерапевтом Светланой Морозовой»
О психосоматической медицине, о своем пути от пациента до доктора на очередной встрече цикла «Читаем летом» рассказывает Светлана Морозова.
«Понервничал и сразу заболел — это у меня психосоматическое что-то», «Не придумывай, вовсе ты не болен, это просто психосоматика», «Рак — заболевание, имеющее психосоматическую природу»… Не правда ли, вам доводилось слышать такие реплики?
Загадочное слово «психосоматика» применяется в разных значениях. Одни используют его как вежливый синоним слова «симуляция»; другие — как способ дать понять человеку, что причина его болезни коренится в проблемах, с которыми он не может справиться; третьи заявляют, что вообще все болезни — порождение нашей психики и достаточно начать правильно думать, чтобы с ними справиться… Где же истина? И можно ли ее установить в столь зыбкой области?
В своей книге «Злитесь, чтобы не болеть! Как наши эмоции влияют на наше здоровье» автор — врач, кандидат медицинских наук, психотерапевт — рассматривает истории разных людей, которые, однажды заболев, нашли в себе силы разобраться со своей болезнью. Попутно выясняя, может ли человек силой мысли управлять своим организмом. И если да, то до какой степени…
Книги
![Молитвы русских поэтов XI–XIX, XX–XXI](https://ci4.googleusercontent.com/proxy/qOwjw_W_CK1IV05W-X6WTTd3FYav7Eced-2y2_TMwTEywH1EDxYhAbyGAgJzIPmfUK4Oym0praSE6yFkWg8Elb5gDt2G7Z2QTGRIJEPRfeC67shV3JLagcGLC-PPHQ=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10583_work_middle.jpeg)
«Молитвы русских поэтов. XI–XIX» и «Молитвы русских поэтов. XX–XXI» — две антологии молитвенных стихотворений русских поэтов: от митрополита Илариона, Феодосия Печерского, Владимира Мономаха, Максима Грека, Ивана Грозного до Ломоносова, Державина, Пушкина, Лермонтова, Алексея Толстого, К. Р. (Константина Романова); от Дмитрия Мережковского, Александра Блока, Ивана Бунина, Аполлона Коринфского, Аделаиды Герцык, Сергея Бехтеева, Валерия Перелешина, архиепископа Иоанна (Шаховского) до Бориса Пастернака, Николая Рубцова, Николая Тряпкина, Юрия Кузнецова, иеромонаха Романа и многих современных поэтов.
![Глаз слушает](https://ci4.googleusercontent.com/proxy/jFThwxgUkBVteq8q2SeT3Ch1gC8PI-6xJem0SJus18GTxc13-ynmqywtbelaIaQa-Qtda3OmbrO2OuMW5COpqdQQC7AViFSKgW_FIz3UJhGy9jKV0sTlluk0wPyR3g=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10590_work_middle.jpeg)
«Глаз слушает» — книга Поля Клоделя, великого христианского поэта и драматурга, классика литературы XX века. Здесь он размышляет о живописи Рембрандта, Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Тициана; о музыке, архитектуре, поэзии и фотографии.
Как пример приведем рассуждение Клоделя о фотографии. Он — неожиданно — сравнивает ее с псалмами Давидовыми. Псалмы есть высший образец молитвы и в этом смысле — всякого искусства вообще. Искусство выхватывает какой-то фрагмент реальности и останавливает его, тем помещая в перспективу вечности, то есть — молитвы. Молитва есть диалог Творения со своим Творцом, что есть и определение искусства, его сути, его цели. Что же фотография? — «в помощь нашей благоговейной любознательности /…/ как приспособление для ловушки, устроенной нами, чтобы поймать, захватить врасплох, внезапно и неопровержимо, мгновение /…/ наука дала средство более надежное, чем кисть живописца, — разящее, как молния! /…/ я говорю о фотографии. Нам представили средство остановить время, превратить быстротечное, преходящее в долговечный, удобный в обращении прямоугольник. /…/ Некая особая частица этой вселенной, вечно пребывающей в состоянии притока и оттока, скопления и распада, вдруг была закреплена. /…/ Нечто порожденное временем, но отныне неподвластное ему, нечто возвышенное, окончательное, неопровержимое. Раскапывая напластования случайного, мы /…/ отыскали слово Божие».
![Новые методы в решении фундаментальных проблем социальной философии: синергийная антропология](https://ci4.googleusercontent.com/proxy/0nSiFuRHauX43GTJCdZR2PNK-7n22FbXw-3UOQ5yRLscH4tZXo1W1bcp31HGZ6Uf3fkPsGpp3QMb5JXlUXop9cAIxzO6hhlHO5GbhUBS-bNBefn5lyfx8tulWyKQcg=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10582_work_middle.jpeg)
«Новые методы в решении фундаментальных проблем социальной философии: синергийная антропология» — материалы Всероссийской научно-практической конференции 19–20 ноября 2009 г. Синергийная антропология — система мышления, разрабатывавшаяся Сергеем Хоружим. Хоружий эксплицировал антропологическую модель, свойственную догматико-аскетическому дискурсу православия, и применил эту модель к антропологии вообще и далее — ко всем областям гуманитарного знания. Предлагаемые тексты конференции как раз демонстрируют применимость синергийной антропологии как парадигмы междисциплинарных исследований.
Конференция состояла из четырех секций:
1. Синергийная антропология как модель человека и как методологическая основа фундаментальной проблематики социальной философии.
2. Этничность как цивилизационный феномен.
3. Идентичность и круг проблем современной социальной философии.
4. Многообразие социально-философских концепций в современной России.
![Лирические бездонности](https://ci3.googleusercontent.com/proxy/N41O6WpDnr7GumLGSgDOc62N3APBvRe4fr6fLEm8dj-XEtPHdPPeuV19-y1KBTeitCnS_vfcKJSGgkleKNUGqFS8svoDbFg8TWWj7FSYrtM10vVKZXpmMCqx4nl1FQ=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10588_work_middle.jpeg)
«Лирические бездонности» — аудиокнига сестры Ольги N, послушницы одного из русских монастырей, переводчика духовной литературы с греческого. В эту книгу вошли ее лирические эссе и стихотворения. Аудиокнигу озвучила Антонина Андреева. Композитор — Иван Ярчевский (в аудиокнигу вошли 10 его потрясающих композиций — целый альбом!). Аудиокнига озвучена по книге: Сестра Ольга N «Лирический дневник. Записки послушницы» (гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви: ИС Р20-006-0227).
Выложили аудиоспектакль по «Крокодилу» Достоевского — сатирическому рассказу, высмеивающему «прогрессивные», «либеральные» идеи.
Музыка
![София Губайдулина. Монография. Интервью Энцо Рестаньо](https://ci6.googleusercontent.com/proxy/8UMwI7-i-mY2LmmRtDf3TykudI4aB8FlVakulx-eEn1od5z4eISPaS_4LlSQqFsjrZzLi9clKnZ33jMbIZb5DRhie5oG8J-z4UNuXX98qtqfdN5cwikzCoK1a60xOg=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10581_work_middle.jpeg)
«София Губайдулина. Монография. Интервью Энцо Рестаньо» — книга, посвященная одному из современных классиков, лидеров музыкального авангарда, православному композитору
«Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи, восстановление legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки.
В искусстве опыт святости в известном смысле проявляется через слышание божественной воли с помощью символа — постижение высших реальностей в образах мира низшего, то есть материального. Многомерный, множественный смысл становится одним-единственным жестом танца, рифмой стихотворения или формой музыкального произведения. Опыт святых отцов — это не только опыт постижения божественной воли, но и осуществление акта любви к Богу. И это — центральный момент Божественной литургии, евхаристии: умереть вместе с Христом и воскреснуть, то есть осуществить акт абсолютной идентификации со страданиями Христа на кресте, связать себя и Христа нерасторжимой нитью, осуществить legato. Термин чисто музыкальный. Re-ligio — восстановление лиги, legato — восстановление связи земного и небесного, материального и духовного. И это восстановление legato в сущности является смыслом формы художественного произведения. Для меня музыкальная форма есть дух, потому что в ней происходит преображение музыкальной материи в символ. А символ есть откровение высшей реальности — проекция многомерного смысла на пространство с меньшим количеством измерений. Множество становится единством. Но для того чтобы достигнуть такого единства, нужно распять вертикаль многомерного Божественного смысла горизонталью времени. Идея в сущности трагическая. Вот почему художественное произведение всегда представляется мне в виде распятия.
Если в католической и протестантской церкви верующий совершает ритуал, как воспоминание о сакральном акте, то в православной церкви верующий, совершая эпиклесу, действительно призывает Духа Святого низойти на хлеб и вино, чтобы они претворились в кровь и плоть Христа. Он действительно переживает встречу с Христом, с живым сыном Божиим, когда священник провозглашает: “Христос среди нас”. А в момент преломления хлеба он действительно осознает смерть Христа как свою собственную смерть, чтобы затем пережить истинное воскресение, преображение своего человеческого существа. И это преображение в сущности есть бессмертие его души, такая несказанная радость, которая абсолютно невозможна, если речь идет только о воспоминании или о почитании великого события.
Смысл искусства в сущности религиозный, хотя религиозность может и не осознаваться авторами художественного произведения. Дело в том, что свойство взаимосвязи и глубокой зависимости всего заключено в естественной физической природе мира. Это один из всеобщих законов существования — закон всемирного тяготения. Данное космическое свойство коренится в глубинной необходимости: связать, слить воедино творца и его творение. И связывающая, интегрирующая роль формы в искусстве — как бы метафора этого закона. Конечно, я вовсе не хочу сказать, что религиозная и художественная деятельность людей идентичны. Религия и искусство относятся друг к другу как естественное и искусственное в жизни человеческого общества вообще: религия — это наша естественная духовная жизнь, а искусство — наша искусственная духовная жизнь, то есть дело рук человеческих, наша человеческая духовная активность, наш ответ на любовь Творца. Религия — это то, что нам дано, а искусство — то, что нам задано. Хотя оба рода деятельности не идентичны, но цель у них общая».
![Offertorium. Радуйся](https://ci4.googleusercontent.com/proxy/3LD1_LD0m4ASNUAQDfTzhLrT4wVtXsPzY28x2w1Z1_XxBRpmpgs3KwxgexRkMSfx9HRmoKdj_6nhnn1ubOPA-PQ7wbBY-R3IzlxNhE_ZffySLVh2iiz8TXTaKCr-SQ=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10589_work_middle.jpeg)
Offertorium, «Радуйся» — два произведения Софии Губайдулиной, классика композиторской музыки, религиозного творца. Offertorium («Жертва») — скрипичный концерт, служащий центральной частью proprium инструментальной мессы.
Соната «Радуйся» служит подобием ординария инструментальной мессы (иными славами Offertorium и «Радуйся» — а также и несколько других произведений Губайдулиной — составляют части как бы единой мессы). Части сонаты носят следующие названия: «Радости вашей никто не отнимет от вас», «Веселиться веселием», «Радуйся, Равви», «И возвратись в дом свой», «Внемли себе». Соната вдохновлена «Духовными уроками» Григория Сковороды. Композитор рассказывала: «Я провела целое лето 1980 года, читая два тома трудов этого крупного философа, и в конце концов отобрала некоторые фразы из его поучений, размышлений и писем к друзьям. Каждая из этих фраз относилась к сфере радости, но имела свой особый смысл. Конечно, я не стремилась изобразить в своем сочинении радостное чувство или представить какие-то радостные картины. В моей Сонате — радость перехода от экспрессивного звука струны к флажолетному. Этот переход лично я переживаю как чудо, которое находится совсем рядом с нами. Оно здесь, по эту сторону. Стоит только по-иному посмотреть на мир, изменить ракурс видения, чуть-чуть иначе прикоснуться пальцем к струне, и вы — там, по ту сторону, в высшей реальности, в мире флажолетных звучаний инструмента. Речь идет о метафорическом, но никак не изобразительном решении тезисов Сковороды».
![Silenzio — de Profundis — Et Exspecto — In Erwartung](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/FPs_AbMzoWQOfMKmBqoQDpZIXKLjN7_8_fCzSjYG5QnrZLL5KfEv4nMMA5uIY5Kwlz3OJp6_5NgZK1-KCXEDD5vlP4me8qJ3rja1bfakRs5VBer4kzJ29AbPZzb-9A=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10579_work_middle.jpeg)
«Silenzio — de Profundis — Et Exspecto — In Erwartung» — собрание произведений Софии Губайдулиной, одного из лидеров авангардной музыки, великого современного религиозного композитора: Silenzio («Молчание»). Five Pieces for classical accordion, violin and cello (1991); De profundis («Из глубины»), пьеса для баяна соло (1978); Et exspecto («И чаю воскрешения мертвых»), соната для баяна в 5 частях (1986); In Erwartung («В ожидании») for saxophone quartet and six percussionists (1994).