Музыка как служение. Жизнь и творчество Ивана Муди

Денис Маханько

Журналист, продюсер.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Православное богослужебное пение — это живая традиция, которая развивается на протяжении многих веков. Благодаря этому на церковной службе, наряду с традиционными напевами, нередко звучат и авторские произведения. К церковной музыке обращались такие композиторы, как Чайковский, Ведель и Рахманинов. Более того, богослужебную музыку продолжают писать и наши современники.

Один из них — Иван Муди, протопресвитер Сербской Православной Церкви, чья жизнь оборвалась месяц назад, 19 января 2024 года. Имя отца Ивана мало известно в России. У талантливого композитора, целиком погруженного не только в музыку, но и в пастырское служение, просто не оставалось времени на какой-то самопиар или продвижение. А в последний период жизни отцу Ивану пришлось также бороться с болезнью.

В день кончины Ивана Муди я обещал его дочери Софии написать эту статью. Пусть для кого-то она станет первым знакомством с творчеством нашего выдающегося современника. А кто-то из руководителей церковных хоров наверняка захочет сохранить и исполнить его замечательные произведения.

Музыкальная юность

Иван Муди родился в 1964 году в Великобритании. Первая его встреча с музыкой — это коллекция пластинок отца. Бах, Моцарт, Бетховен, Дворжак, Сибелиус и обширное собрание классического джаза настолько вдохновили юношу, что, переслушав всю родительскую фонотеку лет в 11 или 12, Иван и сам принялся коллекционировать винил, на что уходили абсолютно все карманные деньги. Первой пластинкой, приобретенной начинающим меломаном, стала «Шехерезада» Римского-Корсакова.

В тот же период Иван осваивает блок-флейту и начинает выступать вместе с ансамблем классической музыки.

Однажды юноша услышал по радио передачу с участием актера и режиссера Энтони Хопкинса, где тот разбирал пьесу Клода Дебюсси. Иван был настолько вдохновлен услышанным, что тут же написал песню на стихи Уильяма Блейка. Первый композиторский опыт Муди высоко оценил его учитель музыки. Написав еще несколько произведений, Иван понял, что хочет стать композитором. Ему было всего 13 лет.

Ученик и учитель

Иван Муди изучал музыку в колледже Лондонского университета. На последнем курсе его преподавателем стал знаменитый Джон Тавенер, прямой потомок легендарного органиста XVI века Джона Тавернера.

Между учеником и учителем завязалась настоящая дружба. Тавенер возил студента от станции метро на своем «роллс-ройсе». Они общались, и впоследствии Джон даже был свидетелем на свадьбе Ивана. День за днем Тавенер передавал ученику композиторское мастерство.

«Самое главное, чему он меня научил, — вспоминал отец Иван, — выбрасывать заметки. Первый кусок, который я отправил ему, был очень, очень плотным, и он сразу же заставил меня понять, что многие из нот, которые я в него вложил, были ненужными, поэтому следующий кусок, который я отнес ему, был совершенно прозрачен с точки зрения текстуры… Этот урок действительно мне запомнился».

Музыка как путь в Церковь

Еще в молодости Иван очень полюбил русскую музыку и литературу. Первым хоровым церковным произведением, которое он услышал, стала «Литургия святого Иоанна Златоуста» Чайковского. В возрасте 22 лет Иван осознанно принял Православие и стал певчим русского собора в Лондоне под руководством знаменитого регента протоиерея Михаила Фортунато. Перебравшись на родину супруги — в Португалию в 1990 году и став прихожанином греческого прихода, Муди столкнулся с совершенно иной музыкальной традицией. Позже, много путешествую по Балканам, Иван пристально изучал церковную музыку Сербии и Болгарии. Традиции богослужебного пения разных стран и народов Муди осмыслял в своем композиторском творчестве. Он писал как инструментальные, так и хоровые произведения. Особенность творчества Ивана Муди — так называемые паралитургические произведения. Они, хотя и основаны на богослужебных текстах,  изначально не предназначены для литургического использования. Это дает автору возможность более свободно обращаться с текстами — соединять разные отрывки, использовать повторы и метафоры.

Протопресвитер Иван Муди читает доклад «Джон Тавенер: мистика и математика» на конференции «От Тавернера к Тавенеру: Пять столетий английской духовной музыки» в Московской консерватории. 2014 г.

Вслед за музыкальным образованием Иван получил и богословское. Он изучал теологию в университетах Великобритании и Финляндии.

В 2007 году Иван Муди принял священный сан. Он служил настоятелем в православном приходе Святого Иоанна Русского в португальском городе Эшторил.

Отец Иван много работал в Европе и Америке. Он не только писал музыку для церковных хоров по обе стороны Атлантики, но и сам много дирижировал, участвовал в многочисленных семинарах и симпозиумах. Результатом его работы стала книга «Модернизм и православная духовность в современной музыке», в которой автор исследует и анализирует творчество современных православных композиторов.

Музыка и тишина

Отец Иван говорил, что его отношение к тому или иному звуку может меняться в зависимости от обстоятельств. Но в то же время нельзя умалять значение тишины. Ее композитор относит к «исихии» — молитвенному молчанию православных монахов.

Иван Муди считал, что в наше время церковному композитору возможно и желательно быть открытым ко многим вещам. Вот его советы молодым композиторам:  «Слушайте как можно больше, никогда не переставайте учиться и ничего не бойтесь!»


Сочинения Ивана Муди вы можете послушать/скачать здесь.

Фото из открытых источников

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle