Апостол Иаков Зеведеев был одним из трех ближайших учеников Спасителя. Но его почитание не столь распространено в России: во имя апостола освящен только один храм. Как Евангелие описывает характер апостола и оправдывает его прозвище, данное Иисусом? Почему он был так скромен, но смерть его была так сильна, что запечатлена в Библии и обратила других?
5 вопросов об апостоле Иакове Зеведееве, которые помогут отличить его от других апостолов-тезок.
Почему Иаков назван Зеведеевым?
Апостол Иаков был родным братом апостола Иоанна Богослова. Они оба названы Зеведеевыми, так как являлись сыновьями Зеведея, рыбака с Геннисаретского озера. Частая отсылка к имени отца при упоминании братьев может говорить о том, что Зеведей был важным и известным человеком. Иаков был призван Христом вместе со своим братом, когда они вместе с отцом ловили рыбу. Как повествует Евангелие, оба брата оставили своего отца в лодке и последовали за Иисусом.
Западная традиция для того, чтобы отличать Иакова Зеведеева от Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, называет его Старшим.
За что получил прозвище Воанергес?
Евангелист Марк говорит, что Христос дал братьям прозвище Воанергес, что значит — «сыны громовы» (Мк 3:17). Это характеризует Иакова как ревностного и пылкого человека. Особенно ярко эти качества проявляются в эпизоде, когда Иисус с учениками по пути в Иерусалим хотел остановиться для отдыха в Самарии, но получил отказ от местных жителей. Возмущенные Иаков и Иоанн решительно обращаются к Иисусу: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк 9:54). Возможно, Спаситель таким прозвищем кротко укорял имеющего бунтарский характер Иакова. Но в то же время ревность о благом деле могла стать добродетелью. Христианские истины и были нацелены на то, чтобы в будущем обратить отличительные качества апостола на благо проповеди о Воскресшем Спасителе.
Скромный и незаметный или самоуверенный и амбициозный?
На первый взгляд, Иаков достаточно скромен: его имя в Евангелии не фигурирует отдельно от других апостолов, а в событиях, где упоминается, он не выделяется особым образом. Не случайно среди трех самых близких учеников Иисуса (Петр, Иоанн и Иаков) о нем известно меньше всего. Однако он вместе с братом просит Христа дать им место справа и слева от Его славы, что вызывает возмущение у других учеников (см.: Мк 10:35–40), а, с другой стороны, демонстрирует желание братьев быть выше остальных. Спаситель напомнил вопрошающим о том, что славе предшествуют страдания (см.: Мк 10:38).
Имя апостола дважды стоит на втором месте при перечислении апостолов: сразу после Петра. Это позволяет говорить о том, что Иаков был весьма влиятельным лицом среди учеников Христовых, возможно, вторым после верховного апостола. Подтверждают его важность среди других учеников упоминания в событиях, участие в которых принимали не все апостолы. Например, он был свидетелем Преображения Господа (Мф 17:1; Мк 9:2; Лк 9:28) и Гефсиманского моления (Мк 14:33).
Иаков был испанским миссионером?
Где проповедовал апостол — можно только догадываться. Разные апокрифические источники указывают самые разнообразные географические варианты: синагоги Иудеи и Самарии, Индию, Лидию. Нередко можно встретить упоминания о том, что Иаков проповедовал в Испании. Подтверждают это предание свидетельства, датируемые концом VII века и позже. Возможно, почитание апостола началось в Испании с того, что с Востока в Галисию были принесены частицы его мощей. А также в связи с его ранним почитанием в Сантьяго-де-Компостеле.
За что был убит?
Единственный раз, когда имя апостола упоминается отдельно от остальных, — это история о его кончине. Он желал получить венец славы и получил его через чашу страдания (то, о чем говорил Спаситель в Мк 10:38). Иаков первым из апостолов принял мученическую смерть за исповедание веры. Он был обезглавлен мечом по приказу Ирода (племянника другого Ирода, который обезглавил Иоанна Крестителя). Более того, только его смерть среди всех апостолов отражена в Священном Писании (см.: Деян 12:1–3). По свидетельству раннехристианского богослова Климента Александрийского (150–215 гг.), Иаков настолько поразил своей верой человека, который привел его на суд, что приведший апостола попросил прощения у Иакова и был обезглавлен вместе с ним.