Неожиданные смыслы древнерусской святости. Много ли на Руси святителей?

Протоиерей Константин Костромин

Кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Все ли мы знаем о древнерусских святых? Почему-то монахи иногда были яркими общественными деятелями, князья чуть ли не массово канонизировались, страстотерпцы Борис и Глеб стали наиболее почитаемыми, а в лике мучеников, напротив, не был прославлен почти никто. О загадках и ребусах древнерусской святости рассказывает церковный историк протоиерей Константин Костромин — кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии. Смотрите ролик или читайте расшифровку:

Сегодняшний наш разговор будет посвящен древнерусским святителям. Обычно термином «святитель» обозначается прославленный великий святых архиерей — епископ Русской Церкви или какой-то другой поместной православной Церкви. Мы будем говорить, конечно же, о святителях, живших на Руси. Для совсем древнерусского сознания, того, которое появилось у нас после Крещения на Руси, святитель был тип довольно редкий, который больше ассоциировался с Византией. На Руси изначально и очень массово активно почитались три святителя, которые воспринимались как люди, тесно взаимосвязанные друг с другом: святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов. Они чаще всего втроем изображались на иконах, и совместное богослужебное празднование усиливало ощущение их взаимной связи.

С Древней Руси с XI–XII веков у нас сохранилось какое-то количество представлений об архиереях, однако в Древней Руси они не почитались как святые. Только в веке XV один из архиереев XII века оказался прославлен в лике святых и почитался как святой. Это святитель Кирилл Туровский, святитель, который воспринимался как богослов, как эталон богословской мысли. Это типичный вариант святителя для Византии, но не типичный для Руси. Обычно святой архиерей — это либо тот, кто оказался очень активным и успешным церковным управителем, и, соответственно, его административный талант должен быть как-то отмечен в церковной жизни, либо это человек, который зарекомендовал себя какими-то особыми, яркими и достойными особыми чертами в отношениях с государем или государством. И, наконец, прежде всего, это учитель Церкви. Так вот, таким учителем Церкви, единственным в Древней Руси, оказался святитель Кирилл Туровский, автор очень необычных, своеобразных притч, похожих на евангельские, молитв и богослужебного канона святой равноапостольной княгине Ольге. Пожалуй, самым почитаемым, единственным широко почитавшимся в Древней Руси святителем был Леонтий Ростовский.

Обретение мощей святителя Леонтия Ростовского. Лицевой летописный свод, конец 1560-х — середина 1570-х гг.

Есть разные версии по поводу его жизни и, особенно, конца жизни, по поводу того, была ли его кончина мирной или мученической. Тем не менее он воспринимался как человек, близкий к апостольскому состоянию, человек, от которого зависело христианство в Залесском крае. И именно вот такое его положение среди русских архиереев сделало его достойным поминовения, почитания на проскомидии. Вообще русская святость и представление русской святости очень активно стали развиваться в эпоху создания единого Русского государства во второй половине XV века. Именно в эту эпоху стали появляться в русских святцах святые, которые, возможно, жили и скончались на два и даже на три, и даже иногда на четыре века раньше, чем эта эпоха. Но, тем не менее, вспомнили и стали их активно почитать именно тогда, после начала автокефалии Русской Церкви.

И вот среди прочих святителей можно выделить несколько групп, которые должны как-то охарактеризовать сам тип святительской святости. Это прежде всего святители по регионам. Или, можно сказать, так — покровители церковной жизни в том или ином городе или княжестве. Прежде всего, конечно же, как отдельный тип выделяются новгородские святители, которых несколько и которые всегда почитались новгородцами именно как местные покровители церковной жизни, такие как святитель Нифонт, Иоанн, Моисей, некоторые другие. Они вели обычную для новгородцев жизнь и обычную для новгородских священников, архиереев жизнь, но какие-то особенные яркие черты, как, скажем, хождение в Иерусалим на бесе (такой интересный любопытный сюжет появился в новгородской литературе и стал основанием для почитания святителя Новгородского Иоанна) стал основой для местного почитания.

Подобная же ситуация возникла и в Москве быстро после кончины святителя Петра. Но эта традиция связана не только с Москвой. Известно, что, начиная со святителя Петра, митрополита Русского, формально Киевского, а реально Московского, начинается жизнь митрополитов в Москве. И таким образом, региональные московские святители — это одновременно и святители общерусские, поскольку это митрополиты всей Руси. Это важная черта, которую тоже нужно отметить. В до монгольскую эпоху, это долгих два века, святители не удостаивались практически никогда прославления. Почему-то среди домонгольских митрополитов святых практически никого нет.

А вот святители, начиная с монгольской эпохи, начиная со святителя Кирилла, прославлялись очень охотно. И здесь как раз нелегко найти митрополита, который не почитался бы как святой в те или иные эпохи. Наверное, это особенное отношение связано с тем, что именно в этот момент они стали подлинно русскими святителями. Кирилл — это первый доподлинно известный без каких-либо проблем официально поставленный русский человек на митрополию Руси. Петр, который был замечателен тем, что поддержал великого князя Ивана Калиту, и в том числе в отношении Москвы. Когда Москва возвысилась, стала столицей русских земель, естественным образом возникло и почитание святителя Петра.

Таким образом, почитание московских архиереев и почитание святителей на Руси слилось воедино. И таким образом первое место среди святителей, вне зависимости от того, были они архиереями, книжниками или аскетами, занимала именно московская, а реально общерусская кафедра. Вне зависимости от того, шла ли речь об эпохе до автокефалии или сразу после нее.

Пожалуй, здесь можно только отметить, что отношение к этим святителям было немножечко различным, в зависимости от того, какой особенностью или чертой они обладали. Скажем, святитель Алексий Московский, один из самых известных московских святых, замечателен прежде всего своим административным церковным даром. Он замечательный именно как церковный управляющий, как человек, который позволил государству пережить довольно трудную эпоху, когда малолетним был князь Димитрий Донской, и тем самым удержать в своих святительских руках и кафедру, и город, и будущую страну. Почитание святителя Алексея началось вскоре после его кончины.

Три московских святителя, Петр, Алексий, Иона. Начало ХVII в. Государственный Исторический музей

Наверное, число таких же выдающихся церковных администраторов, запомнившихся именно этим даром, относится первый автокефальный русский митрополит — святитель Иона.

Среди архиереев в московской эпохе можно встретить книжников, таких ярких, как святитель Киприан, или таких плодовитых, но менее ярких, как святитель Фотий. Можно найти выдающегося яркого подвижника, который свою святость приобрел именно не яркостью поведения, а тем, что оказался неожиданно для москвичей подлинно образцом аскетической жизни. Это святитель Филипп I, современник Ивана III. И таким образом трудно говорить о святителях Руси как в первую очередь администраторах, или в первую очередь как о подвижниках, или в первую очередь как о книжниках. Но скорее это олицетворение той славной Русской Церкви, которая делает ее самодостаточной, делает ее великой и делает ее достойной памяти в веках, которая олицетворяется этими архиереями как наиболее достойными представителями своей Церкви.

Данный цикл роликов является совместным проектом с Санкт-Петербургской духовной академией.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle