Неожиданные смыслы древнерусской святости. Почему на Руси не было мучеников?

Протоиерей Константин Костромин

Кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Все ли мы знаем о древнерусских святых? Почему-то монахи иногда были яркими общественными деятелями, князья чуть ли не массово канонизировались, страстотерпцы Борис и Глеб стали наиболее почитаемыми, а в лике мучеников, напротив, не был прославлен почти никто. О загадках и ребусах древнерусской святости рассказывает церковный историк протоиерей Константин Костромин — кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии. Смотрите ролик или читайте расшифровку:

Сегодняшняя наша беседа посвящена мученикам в Древней Руси. Одна из наших бесед была посвящена святым страстотерпцам Борису и Глебу. Первый их эпитет святости связан не с уникальным подвигом страстотерпчества или кенозиса, как мы о нем говорили, подражании Христу, а именно с мученическим образом, который и запечатлен в их эпитете: мученики и страстотерпцы, святые Борис и Глеб. Это первые прославленные русские святые и одни из первых почитавшихся на Руси русских святых. Однако если мы заглянем в древнерусский месяцеслов, то мы обратим внимание на то, что в нем мы практически не встретим мучеников.

Причем мы не встретим их не только за ранние века христианства, но их будет мало и за XV, и за богатый на святость XVI, и на тяжелый бунташный XVII век. Почему так? При достаточно большом количестве святителей, при большом количестве благоверных князей, при огромном количестве святых монахов — преподобных, так мало будет на Руси мучеников.

Неужели им так хорошо жилось на Руси? Неужели у них не было проблем? Неужели у них не было врагов, даже и внешних врагов? Вопрос, который заставляет задуматься. И первое, что приходит на ум, это посмотреть, поискать в древнерусских святцах и житиях святых тех людей, которые погибли насильственной мученической смертью, и задать вопрос: «Мученики ли они? Или их Церковь почитает в каком-то другом типе святости?»

Одни из первых русских святых по хронологии — это варяг и его сын, погибшие в молодые годы князя Владимира, когда он только захватил Киев.

Мученичество варяга и его сына (Федора и Иоанна). Миниатюра Радзивилловской летописи

Имена этих двух безвестных тогда варягов появились в русской письменности позднее. В сегодняшнем календаре они значатся как святые Феодор и Иоанн. Их житийные памятники появились поздно. В русские месяцесловы их имена почти не попадали. Однако если они там появлялись, то они появлялись там именно как мученики. Соответственно, все-таки какие-то мученики в древнерусской практике были.

К претерпевшим мученическую кончину, наверное, можно было бы отнести многих русских святых. Однако почему-то они встречаются в русских святцах совершенно под другими титулами и эпитетами. Мы уже говорили о Борисе и Глебе, которые больше запоминаются как страстотерпцы.

Святые князья Михаил Черниговский, Михаил Ярославич Тверской оказались благоверными, несмотря на свою мученическую гибель. Корнилий Псково-Печерский обычно почитался как преподобный. Филипп Колычев, митрополит Московский, умученный при Иване Грозном, почитался как святитель. Почему-то Церковь избегала называть этих людей именно мучениками, хотя иногда церковный аспект их кончины — их верность Христу — оказывалась центральным событием в их жизни, и именно она заставляла запомнить их имена.

Священномученик Исидор Юрьевский. Миниатюра из сборника житий. ХVII в.
Российский государственный архив древних актов

Пожалуй, из многочисленных русских святых XIV–XVI веков, как наиболее ранние мученики, встречаются такие неожиданные святые, как священномученик Исидор Юрьевский и 72 прихожанина, вместе с ним пострадавших в Юрьеве-Ливонском. Это событие и событие почитания мученика варяга и его сына Феодора и Иоанна, а также отчасти ситуация с Борисом и Глебом, и, в какой-то степени, со святым Леонтием Ростовским, который обычно воспринимался как святитель, говорит нам об особенности отношения к мученичеству.

На Руси очень почитались великомученик Пантелеимон Целитель, мученики Кир и Иоанн, некоторые другие древние святые, Георгий Победоносец, и некоторые другие не русские святые, относящиеся даже не к византийским, а к античным временам. В глазах русских книжников, в глазах русских читателей или слушателей житий они воспринимались как люди дохристианской эпохи, жившие при неблагочестивых, нечестивых, языческих — «поганых» — античных императорах, и, соответственно, приуготовляли появление христианской эпохи, в которую довелось жить Руси.

Таким образом, эпоха мучеников должна была закончиться ко времени крещения Руси. Она должна была остаться в таком прошлом, о котором можно только вспоминать как о каком-то легендарном прошлом. А теперь эпоха, когда Церковь живет обычной жизнью, когда в ней учат и властвуют архиереи, когда в ней спасаются подвижничеством монахи, когда в ней управляют благочестивые государи и князья. И тем не менее дохристианская эпоха Руси: Феодор и Иоанн, не христианская или не русская территория, как Юрьев-Ливонский — это нынешняя Прибалтика, город Тарту в Эстонии, в котором находились католики, воспринимавшиеся как враги Православия в XVI веке. На этих территориях, на которых нет полноценного христианского мира, и может быть полноценное мученичество.

Борис и Глеб относится к такому раннему периоду христианства на Руси, когда еще говорить о его широком распространении не могли даже древнерусские книжники. Именно поэтому они могли сподобиться почитания как мученики. Христианская эпоха оказалась очень долгой на Руси и в России. Мы знаем о том, что она завершилась у всех на глазах в 1917 году. И именно по этой причине с 1917 года по Великую Отечественную войну оказалось умучено большое количество православных христиан, которые создали первую настоящую эпоху мучеников в Русской Церкви. И именно поэтому христианская эпоха, предшествовавшая 1917 году, Синодальная и Древнерусская, относятся ко временам христианского мира, который не нуждается в мученическом подвиге, поскольку своим христианским статусом славит Господа и являет Его Царство на земле.

Данный цикл роликов является совместным проектом с Санкт-Петербургской духовной академией.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle