Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Общая молитва — дар Божий

Сегодня мы поговорим об общей молитве, а также разберем текст молитвы «Отче наш».

Почему мы молимся вместе

Общение с другими людьми очень важно для каждого человека. Когда рядом есть близкие люди, которые нас понимают, выслушают, поддержат, посочувствуют, с которыми можно разделить горе и радость, — это дар Божий. Но еще более ценно, когда мы объединяемся в молитве. Любое дело, если оно делается вместе, успешнее, легче, результативнее. Когда несколько человек вместе молятся, сила молитвы возрастает. Поэтому отношения с Богом не ограничиваются только личным общением.

Если обращаться к Богу только наедине, духовная жизнь не будет полной. Сам Господь Иисус Христос хочет, чтобы мы были едины не только с Ним, но и друг с другом: «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17:21). Для этого единства в любви Он и создает Церковь.

Часто под Церковью понимают храм или административный аппарат. Но в Книге Деяний Апостольских, где написано о рождении и жизни Церкви, — это люди, объединенные верой в Иисуса Христа как Сына Божьего и братской любовью. Семья друг с другом и Небесным Отцом, у которой «одно сердце и одна душа» (Деян 4:32). С момента схождения Святого Духа на апостолов обычные люди становятся вместилищем Бога. И каждый верит, что и в другом пребывает Бог. Это и есть Церковь — братское единство людей в Боге.

Бывает трудно увидеть Божие присутствие в конкретных людях, например, на своем приходе или в семье, друзьях-христианах. Тем более в тех, кто нас обижает, не понимает, причиняет боль, или кого мы вообще видим первый раз.

Христос сказал удивительные слова: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Если мы собираемся ради Христа, то Он присутствует с нами, как и обещал. Нас объединяет Христос. Это то, что делает Бог. А дальше все зависит от самих людей.

Молитва в храме 

Когда и как христиане могут собираться ради Христа? В первую очередь на ум приходит — в храме на богослужении. Именно в храме люди вместе могут предстать перед Богом. Здесь полнота Его присутствия.

Митрополит Каллист (Уэр) рассказывал, что, когда ему было семнадцать лет, он совершенно неожиданно зашел в русский храм в Лондоне и попал на богослужение. Сначала ему показалось, что храм совершенно пуст. Первое, что он заметил, было именно отсутствие — ни скамеек, ни расставленных рядами стульев, только пустой гладкий пол. В храме стояло несколько прихожан. На стенах висели иконы, перед которыми горели лампады, а перед иконостасом горели свечи. Пел хор. Потом из алтаря вышел диакон и с каждением обошел храм.

«И вдруг, — пишет владыка Каллист, — первое впечатление отсутствия сменилось поразительным ощущением присутствия. Я почувствовал, что церковь вовсе не пуста, напротив, со всех сторон меня окружало бесчисленное множество молящихся. Я интуитивно осознавал, что мы, видимое собрание, — часть намного большего целого и, когда мы молимся, участвуем в действе, намного превосходящем наши молитвы — во всеобщем, всеохватном празднестве, в котором соединяются время и вечность, мир дольний и мир горний».

Мы участвуем в молитве Церкви только через общение с теми, кто рядом, кто переживает то же, что и мы. Это касается любой совместной молитвы. Но молитва в храме отличается тем, что это общение людей с Богом в специально организованном пространстве, в котором человек участвует в молитве всем своим существом: и чувствами, и физически, и духовно.

Богослужение обращено ко всем нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу, чтобы мы полностью включились в молитву, а не оставались только внешними наблюдателями. Мы видим иконы, свечи, лампады, облачения и жесты священнослужителей. Слышим, как молится священник, поет хор, читается Слово Божие. Чувствуем аромат ладана, который является образом возносящейся к Богу молитвы. Совершаем общие действия: синхронно встаем, совершаем поклоны, крестное знамение, склоняем голову во время каждения или благословения, идем к Чаше, чтобы причаститься Христа, складываем руки в момент Причастия. И наконец, мы вкушаем Тело и Кровь Христовы. Только в храме возможно соединение с Богом в Таинствах, в первую очередь в Таинстве Евхаристии. Если, конечно, нет каких-то чрезвычайных обстоятельств, когда Таинства совершаются на дому.

Но не только в храме возможна общая молитва. Молитва друг за друга, чтение Псалтири и молитва по соглашению, молитва в малой группе — все это формы совместной молитвы.

Молитва друг за друга

Каждый день, утром и вечером, мы вспоминаем на молитве своих родных, друзей, близких, о ком нас просили молиться. Это очень важно, потому что мы любим этих людей, наши жизни связаны друг с другом. Мы хотим, чтобы они спаслись, чтобы они были с Богом, были здоровы, успешны.

Ежедневная молитва друг за друга — это не просто перечисление имен. Это молитва от сердца, настойчивая и деятельная, какой она была у друзей или родных расслабленного, которые так хотели попасть к Господу, чтобы их близкий исцелился, что раскрыли крышу дома, в котором Он находился, и спустили туда больного на постели (Мк 2:3–5; Лк 5:18–20).

Хорошо, если есть возможность, дополнить молитву делом и как-то помочь нуждающимся в этом делами любви и милосердия (Иак 2:15–16). Сейчас идет Рождественский пост, все стараются больше молиться, ограничивать себя в пище, развлечениях. Но это лишь малая частица того, что мы можем принести Богу. Мы можем постараться принести Ему молитву друг за друга. И тогда все в едином устремлении к Господу и любви друг к другу, мы можем стать ближе к Нему, встретить Рождество Христово.

Можно молиться не только за дорогих нам людей, но и за тех, кто нас огорчил, причинил зло, за врагов. Такая молитва, если она искренняя, вносит в душу мир и даже меняет этих людей.

Если есть какие-то общие проблемы, вопросы, о которых нужно особо помолиться, существует практика молитвы по соглашению, когда люди договариваются в определенное время молиться об этом. И несмотря на то, что молящиеся могут находиться в абсолютно разных местах, их молитва соединяется в одно общее моление. В основе молитвы по соглашению — обещание Господа Иисуса Христа исполнить всякое прошение, если двое или трое согласились просить во имя Его (Мф 18:19–20).

Еще одна практика — чтение Псалтири по соглашению. Обычно это делается в период долгих постов. Набирается группа не менее 20 человек (Псалтирь разделена на 20 частей — кафизм), которые каждый день молятся, прочитывая по одной кафизме в день. Изначально за каждым закреплена конкретная кафизма, а дальше человек последовательно читает Псалтирь, пока не дойдет до первоначальной кафизмы. Таким образом, каждый член группы прочитывает всю Псалтирь за 20 дней, а вся группа — за один день. Во время таких чтений поминаются имена людей, о которых согласились молиться. Такая молитва очень поддерживает, утешает и объединяет молящихся. Особенно если они хорошо знают друг друга. Важно читать не спеша, вдумчиво, понимая смысл написанного.

Молитва в группе

Есть и такие формы молитвы, когда люди собираются вместе, чтобы обратиться к Богу с тем, что у них на сердце, разделить радость, скорби, понять, что делать дальше, чего хочет Бог от каждого отдельно или всех нас вместе. Это молитва в малых группах. Обычно это группы по 10–12 человек, но они могут быть и меньше, и больше — не стоит закрываться от других. Это люди с разным духовным опытом, со своими особенностями. В малой группе люди учатся обращаться к Богу во взаимном уважении, любви и доброжелательности друг к другу, учатся слушать других и слушать Бога через других.

Группа — это пространство, где люди могут слышать голос Божий, который не всегда слышен, когда человек один и погружен в шум своей жизни.

Самая естественная малая молитвенная группа — это семья, потому что в ней люди связаны родственными узами. Но молиться вместе могут не только родственники, но и члены одного прихода, друзья, близкие по духу люди.

Для настоящей, живой молитвы важно иметь хотя бы начальный уровень личных отношений, которые в процессе регулярного общения развиваются и укрепляются. Потому что, когда мы согласны поделиться с кем-то самым сокровенным, самым важным для нас в этот момент и вместе с ним попросить об этом Бога, — это отражение любви, доверия, открытости друг другу.

Общение — проявление любви

Христос призывает Своих учеников любить друг друга, как Он любит их (Ин 13:34). Эти слова относятся ко всем, кто откликается на Его призыв. В отношениях друг с другом, помогая друг другу — материально, делами, молитвой, поддержкой, участием — христиане учатся любить. Постепенно они возрастают в любви, и их любовь изливается на тех, кто рядом. В каждом человеке, с которым мы встречаемся в жизни, мы встречаемся со Христом, хотя и не всегда просто Его увидеть. Господь говорит: «То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, вы сделали Мне» (Мф 25:40). Это значит, что наши отношения с другими людьми — это отношения с Богом. Поэтому заповедь любви к ближнему подобна заповеди любви к Богу (Мф 22:37–39). Эта любовь выражается в любых делах милосердия.

Хорошо объединяют людей в группе паломнические поездки, экскурсии, выездные тематические семинары, встречи за чаем, творческие вечера, православные лагеря, проведение праздников и многое другое. Это сближает, приносит радость, помогает лучше узнать друг друга. Однако, важно, чтобы это было не просто общение по интересам, а чтобы в нем присутствовал Бог, чтобы это общение строилось вокруг Него.

Молитвенное чтение Священного Писания в группе

Это особый вид молитвы. Существуют разные формы чтения Писания в группе. Например, можно обсуждать отдельные отрывки из Библии, высказывать свое видение, приводить различные толкования и комментарии, слушать, что об этом думают другие. Может быть, даже вступать в дискуссии, но не ради спора, а чтобы прийти к истине. А есть молитвенное чтение Писания, в основе которого лежит желание реальной встречи со Христом.

Священное Писание — это Слово Божие, через него с нами говорит Бог. Задача каждого участника молитвенных чтений — услышать Его голос, что Бог говорит именно нам здесь и сейчас. Поэтому это не просто чтение Библии, это общение с Богом, когда мы его слушаем. Это разновидность молитвы.

Бога невозможно услышать без Его помощи. Поэтому каждое чтение начинается с молитвы, в которой участники просят Бога, чтобы Он наполнил их Святым Духом, открыл ум и сердце к разумению Писания, пребывал среди них. Второе необходимое условие — слушать. И не просто слушать, а слушать молитвенно.

В Первой книге Царств рассказывается история призвания пророка Самуила. Когда Бог позвал его по имени, он ответил: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Это молитва слушания. Это не просто безмолвие и внутренняя тишина, не просто пребывание в присутствии Божием, но активное слушание, готовность услышать Бога. Эту готовность важно удерживать на протяжении всего чтения.

Как можно услышать то, что говорит нам Бог? Он может говорить через участников группы, в том числе и через нас самих. Поэтому так важно не судить себя и других, не оценивать то, что говориться, с точки зрения правильности или неправильности.

Текст выбранного отрывка задает направление размышления. Сначала важно понять, о чем здесь написано, каков контекст, что Господь хочет сказать тем людям, о которых идет речь. А потом попытаться понять, что Господь хочет сказать нам, и приложить это к своей жизни.

Таким образом, читая в молитвенном духе Священное Писание, человек вступает в общение с Самим Сыном Божиим, получая Его наставления и, главное, Его невидимое, но реальное присутствие в собрании.

Молитва Господня

Мы завершаем наше письмо обещанным разбором молитвы «Отче наш». Митрополит Антоний Сурожский называет ее «молитвой сыновства», которая «вполне точно… выражает отношение только тех, кто находится в Церкви Божией, кто во Христе нашел путь к своему Отцу, потому что только через Христа и в Нем мы становимся сынами Божиими».

Эту молитву дал Своим ученикам Господь Иисус Христос в ответ на их просьбу научить их молиться (Мф 6:9–13, Лк 11:2–4). Это Его собственная молитва, которой Он с нами поделился. Поэтому она и называется Господней. С древних времен люди видели в Боге Творца и Владыку вселенной. Они относились к Нему с трепетом, страхом и благоговением. Но воплотившийся Сын Божий — единственный Его Сын по природе — открыл возможность для каждого человека обратиться к Богу по-другому — Отец.

О́тче наш… (Отец наш…)

Это совершенно другой уровень отношений с Богом — отношений любви. Он не просто Царь, Владыка, Вседержитель, но еще и любящий Отец. Христос предлагает людям тоже стать чадами Божьими, разделить с Ним Его сыновство. Но это возможно только для тех, кто принимает Христа, верит в Него как в Сына Божьего (Ин 1:12–13).

Только Христос может обращаться к Богу «Отец Мой» (Мф 26:39). Если мы тоже называем Бога Отцом, то нас в этой молитве как минимум двое — Христос и я. Но у Христа есть и другие братья и сестры: «ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мк 3:35). Каждый христианин призван становиться подобным Его возлюбленному Сыну — Иисусу Христу: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим 8:29).

Христос пришел спасти всех людей. Это не какие-то абстрактные люди. Это те, кто рядом, кто тоже идет вместе с нами по пути спасения, наши братья и сестры. Из любви к ним, молясь с ними, мы говорим — «Отче наш». Это молитва и личная, но она и общая. Не случайно она совместно поется на каждой Литургии.

И́же еси́ на небесе́х! (сущий на небесах!)

Небеса — это не пространственное местоположение Бога, Он пребывает везде. Небо означает отделенность. Бог иной по природе, Он Дух и несоизмерим ни с чем земным. Христос возносит человека на небо (Еф 2:4–6), делает близкими Бога и человека. Поэтому христианин призван стремиться к небу, к святости Божией. Тогда он сможет принять в свое сердце Бога и сам стать местом Его пребывания. В этом смысле небесами можно назвать и людей, стремящихся к святости, в которых живет Бог.

Да святи́тся и́мя Твое́…

Имя на языке Библии подразумевает сущность того, кто его носит. Имя Божие — это священное обозначение Самого Бога. Бог открывает Себя миру через многие имена, прежде всего как Любовь. Но Он и всемогущий, и вездесущий, и всеведущий, Путь, Истина и Жизнь, Отец.

«Да святится» от слова «святость» — непричастность ко греху. Бог другой, Он всевышний, и Его имя свято. И мы хотим, чтобы Его имя, Его сущность, Его присутствие были самой большой драгоценностью для нас и для других. Произнося «Бог», «Господь», «Иисус», мы не просто называем имена, мы Его молитвенно призываем. Святить имя Божие — значит произносить его бережно, с трепетом, благоговением, беречь его, как святыню.

Святить — это еще и прославлять. Каждый христианин призван к тому, чтобы в нем был свет Божий, который светит всем людям (Мф 5:16). Он проявляется в чистоте сердца, добрых делах, в духе мира и любви. Мы молимся о том, чтобы Бог действовал в нас, преображал нашу жизнь и нас самих, и, видя наши добрые дела, люди увидели бы через них Бога и прославили Его.

…да прии́дет Ца́рствие Твое́…

Царство Бога — это царство мира, любви, гармонии, радости, где нет места злу и страданию, потому что там правит Бог. Для того, кто входит в это Царство, Бог — Царь и Владыка жизни. На вопрос, когда придет это Царство, Господь отвечает: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20–21).

Царство Божие не когда-то придет, оно уже внутри нас. Бог сеет его в сердцах людей как семя, а все, что происходит потом, растет ли это семя Царства, зависит от участия человека (Мф 13:3–8). Говоря «Да придет Царство Твое», мы соглашаемся, чтобы Бог действовал в нас, в нашей жизни, мы хотим, чтобы Его присутствие в нас возрастало. Но мы не просто принимаем то, что делает Бог, мы действуем вместе с ним. Он поручил нам Свое Царство (Лк 22:29), чтобы мы его строили уже сейчас, в своем сердце, своей семье, на приходе — где бы мы ни находились.

 …да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́ (да будет воля Твоя и на земле, как на небе)

Говоря эти слова, мы признаем волю Божию высшей, правильной и хотим, чтобы все в нашей жизни происходило не как мы хотим, а как хочет Бог. Но люди не всегда живут по Его воле, и это их выбор.

Сотворив человека, Бог дал ему свободную волю, которую он может обратить на добро или на зло. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4), но не может это сделать насильно. Он любит человека и уважает его свободу, поэтому вразумляет его, направляет, но не принуждает выбирать добро, не лишает Своего дара свободы.

В этой молитве мы просим, чтобы замысел Божий, Его воля совершалась на земле, как она уже совершена на небесах, в вечности, победой Христа над злом и смертью.

Чтобы воля Божия действовала в мире, человек тоже должен приложить усилия — узнавать эту волю и быть послушным Богу, исполнять Его замысел.

Как узнать, в чем воля Божия? Мы точно знаем, что Бог желает нашего спасения и чтобы между нами была любовь, жертвенная и отдающая себя другому. А чтобы понять, чего Бог хочет именно от меня, нужно спрашивать Его и слушать ответ: читать Священное Писание, слушать голос совести, спрашивать духовно опытных, мудрых людей, с благодарностью и доверием Богу принимать все, что происходит в жизни.

Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь (Хлеб наш насущный дай нам на сей день)

Мы просим у Бога самое необходимое для нашей жизни — насущное. Хлеб в Библии — это символ жизни. В первую очередь, то, что поддерживает физическую жизнь — самая необходимая пища (Быт 1:13).

В Нагорной проповеди Христос учит не заботиться о том, что есть и пить. Бог Сам знает, в чем мы нуждаемся, и даст все, что нужно. Но есть одно условие — «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:25–33). На первом месте не физическая жизнь, на первом месте душа. Да, хлеб нам необходим для поддержания физических сил. Не зря Христос заботится о том, чтобы накормить тысячи людей, которым Он проповедовал. Но человек — не только телесное существо, но и духовное, ему нужна пища и для души. Здесь появляется второе значение слова «хлеб».

Господь во время искушения в пустыне процитировал книгу Второзакония: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4:4). Слово Божие — это тот Хлеб Жизни, который необходим нам каждый день. И этот Хлеб — Сам Христос, истинный хлеб, сшедший с небес (Ин 6:32–35, 41). Получить этот хлеб можно и читая Священное Писание, и соединяясь со Христом через принятие Его Тела и Крови в таинстве Евхаристии.

 …и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим (и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим)

Долги перед Богом — это грехи. Сам Господь сравнивает прощение грехов с прощением долга (Мф 18:23–35). Евангелисты, у которых приводится молитва Господня, употребляют оба слова: Матфей — использует слово «долги», Лука — «грехи».

Долг человека — жить по заповедям, по воле Божьей. Народ Божий договорился об этом, когда заключил завет на Синае. И тогда Бог будет с ним. Бог исполняет обещание быть Богом для Своего народа, а человек не может исполнить заповеди в полноте. Единственный, кто это может, — Господь Иисус Христос. Поэтому человек может только просить Бога простить его и благодарить за все милости и дары, которые получает.

Мы приходим к Богу и, принимая в Крещении Духа Святого, получаем очищение от грехов. Но мы продолжаем совершать грехи, и, чтобы быть с Богом, мы просим Его о прощении.

Что такое прощение? Если человек со временем забыл о нанесенной ему обиде, это совсем не значит, что он простил. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что прощение начинается тогда, когда еще свежа в памяти обида, еще чувствуется боль, но я этого человека принимаю таким, какой он есть, сколько бы боли он ни причинил, как Христос принимает меня. Часто это бывает очень трудно. И важно иметь хотя бы намерение, желание простить. Это уже начало прощения.

В молитве Господней Бог дает возможность человеку самому установить меру прощения для себя и для Него. Как я прощаю, так и Бог меня будет прощать. Почему так? В притче о двух должниках Господь дает пример того, что будет, если Господь будет прощать человека, а он не будет прощать ближнего.

Прощение — это проявление любви, милости. Когда человек отказывается поступать милостиво, тогда начинает действовать не милость Божия, а справедливость. И тогда непростивший сам не получит прощения. Человек сам выбирает, каких отношений с Богом он хочет — милости или справедливости. А по справедливости, долги человека перед Богом несоизмеримы с тем, что ему должны его ближние.

…и не введи́ нас во искуше́ние…

«Искушение» по-славянски означает две вещи: испытание и соблазн. Это испытание злом, когда человек попадает в ситуацию, с которой может не справиться и согрешить. При этом грех может выглядеть очень соблазнительно, как более легкий и привлекательный выбор. В искушении человек стоит перед выбором — согрешить или не согрешить. И всегда есть вероятность выбрать неправильно, если человек делает выбор своими силами. Если же он находится в общении с Богом постоянно, то Его присутствие дает возможность пройти через искушения правильно. От человека нужно только доверие и готовность идти вместе с Ним.

Искушений избежать невозможно. В падшем мире, в котором действует грех и дьявол, они везде. Но мы можем бороться с искушениями, не дать им победить нас. И просим в этом помощи у Бога. Мы просим Бога избавить нас от слишком тяжелых для нас испытаний, которые выше наших сил, в которых может сломаться наша вера.

Войти в искушение значит остаться в нем, не пройти испытание. Святитель Кирилл Иерусалимский сравнивает искушение с потоком, через который трудно перейти.

«Посему одни, не погрязая в искушениях, минуют их, как бы сделавшись некими искусными пловцами, и нимало не увлекаясь ими. А другие не таковы — входят и погрязают».

Искушения позволяют человеку трезво оценивать свои возможности, видеть свои силы и слабости, и исправляться.

Как Бог может ввести в искушение? Апостол Иаков пишет: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак 1:13). Бог не может намеренно вводить человека в ситуацию, в которой он согрешит. Но Он может допустить, чтобы люди сталкивались с искушениями. Если Он ставит нас перед лицом возможного падения, то потому, что увидел в нас достаточно веры, верности Ему, чтобы справиться с этим искушением.

…но изба́ви нас от лука́ваго.

Славянское слово «лукавый» означает «кривой», «лживый», «коварный». Святоотеческая экзегеза связывает слово, которое переводится как «лукавый», с Сатаной. Но это слово означает и вообще всякое зло: неприятности, страдания, злые мысли, люди, поступки. Поэтому в этой молитве мы просим избавить нас от всякого зла, духовного и телесного, от греха и виновника зла — дьявола и его действий.

Сатана — это злой дух. Слово «сатана» означает противник. Он во всем противится Богу, губит человека и все живое.

Человек сотворен как владыка над всем творением, а значит, и над духами. Но совершив грех, человек утратил это главенство и попал под власть Сатаны. Своими силами человек освободиться от этого не может. Его может освободить только Бог.

Когда совершается Таинство Крещения, будущий христианин отрекается от сатаны, всех дел и служения его и сочетается со Христом, соединяется с Тем, Кто побеждает грех, смерть, побеждает Сатану. Когда мы с Богом, над нами нет никакой сатанинской силы и нам не нужно самим бороться с бесами. Эту борьбу совершает Христос (Откр., глава 12). Быть с Ним — значит быть победителем, отойти от Него — значит, быть побежденным.

В борьбе со злом человек не должен уповать только на помощь Божию. Апостол Павел призывает верующих стать воинами Христовыми и вместе с Ним выступить «против духов злобы поднебесной» (Еф 6:11-17).

И заканчивается молитва Господня хвалой Богу:

Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь.

Екатерина и Дарья Смирновы, Владимир Стрелов, Колледж «Наследие»


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Комментарии для сайта Cackle