В неделю Марии Египетской самое время поговорить об одиночестве. Учение святителя Григория Паламы об уединении парадоксально. С одной стороны, этот певец исихазма, уединенной и безмолвной жизни призывает христиан к бегству от мира и его соблазнов. С другой стороны, он показывает, что уединенная жизнь предполагает общественную, предполагает заботу о мире и стремление к его преображению.
Первая причина искать одиночества — противодействие страстям
Свт. Григорий Палама считает, что обычному человеку невозможно взаимодействовать с многочисленными соблазнами мира и не поддаться им. Раз уж Адаму и Еве не удалось, то нам и подавно.
Ева выслушала злостный совет лукавого; увидела, вкусила, съела, погибла, обольстила мужа, сделала его сообщником и вкушения и падения. Они не могли противостать единственному искушению; тотчас же представили свой слух обманчивым словам; были побеждены одним приятным видом запрещенного плода, хотя еще и не знали страстей, но были бесстрастны и обитали в месте чистом от страстей; а мы ужели возможем в течение всей жизни вращаясь в мире, не потерпеть зла от многовидных страстных видов и зрелищ и многословных и не менее постыдных рассказов и бесед, и не ранить и не причинить тяжкого вреда нашему внутреннему человеку? Нет, это невозможно!
Поэтому-то Отцы, подражая Предтече благодати, отвергались мира, и бежа от совместного жительства с приверженными ему, одни возъобитали в пустыне и привлекли к ней также и многих, бывших после них; а другие, обитая в священных оградах, установили духовные купножительства в них, которым мы так или иначе подражая по духу их рвения, проводим нашу жизнь в этих священных оградах (монастырях).
Беседа 40 о всечестном Христовом Предтече и Крестителе Иоанне
Одиночество — это обретение себя, а в себе — Бога
Преодоление страстей для свт. Григория Паламы всего лишь способ увидеть самого себя, увидеть собственный образ, не искаженный сигналами внешнего мира. Следующий шаг — в этом образе увидеть Самого Бога и говорить с Ним.
Кто стремится в любви к соединению с Богом, тот избегает всякой зависимой жизни, избирает монашеское и одинокое жительство и, удалившись от всякой привязанности, старается без суеты и заботы пребывать в неприступном святилище исихии.
Там он, как только возможно избавив душу от всяких вещественных оков, связывает свой ум с непрестанной молитвой к Богу, а вернув через нее себя целиком самому себе, находит новый и таинственный путь к небесам, как бы неосязаемый мрак посвятительного таинственного молчания, и неотрывно прилепляясь к нему умом, с невыразимым наслаждением в простейшем, всесовершенном и сладостном покое и поистине в исихии, то есть безмолвии, взлетает выше всего сотворенного.
Весь исступив так из самого себя и весь принадлежа Богу, он видит Божью славу и созерцает Божий свет, совершенно недоступный чувственному восприятию как таковому, — благодатный и святой дар незапятнанных душ и умов, без которого ум, хоть он обладает умным чувством, не смог бы видеть Бога и соединяться с тем, что выше его, как телесный глаз ничего не видел бы без чувственного света.
Человеку нужно два типа общения: с другим человеком и с Богом
После насыщения народа хлебами и рыбой Господь отпускает учеников и уединяется для молитвы. Тем самым Он показывает, что человек живет в двух измерениях: общественном и индивидуальном. Только вот индивидуальное тоже построено на общении — не с человеком, а с Богом.
Возможно, что кто-нибудь недоумевает: по какой причине Господь понудил учеников войти в лодку. Можно было бы сказать, что Он и внешнюю обстановку устраивает для дел, ради совершения которых Он пришел на землю. Я же был бы в недоумении, если бы Он не понудил учеников войти в лодку: потому что желая делами представить Себя примером для всех всего прекрасного, Он, после того как показал, как долженствует иметь общение с толпами, так чтобы от этого была польза для их душ и тел, имел еще показать и как надо иметь общение с Богом, именно: возводить к Нему ум свой, освободившись от всего низменного; во многом же побуждает к сему одиночество и пустыня и сущая в ней тишина.
Итак, поскольку был благоприятный случай для показания сего, т.е. что пустыня и тишина и молитва и одиночество — хорошее дело, было необходимо Ему взойти на гору, так чтобы наедине молиться там. Ученики же любили всегда быть с Ним и с трудом разлучались от Него, и поэтому как бы Он мог один взойти на гору, если бы не понудил их войти в корабль и отправиться прежде Него на другую сторону?
Беседа 32 на 9-е воскресное Евангелие по Матфею
Подлинная сосредоточенность на себе ведет к заботе о мироздании
Богородица жила в полном уединении, жила только Богом, но именно такая жизнь породила в Ней сочувствие ко всему мирозданию и мысль о радикальном переустройстве этого мироздания.
Она жила как бы в раю и избранном месте на земле, лучше же сказать — как бы в небесных жилищах, потому что оные святейшие места храма являлись их образом.
Итак, Она, жила, проводя образ жизни подвижнический, замкнутый, свободный от забот и скорби, не причастный низменным страстям, превосходящий наслаждение сего мира, которое не бывает свободно от скорби; живя только Богу, видимая только Богом, питаемая только Богом, хранимая только Богом, имеющим, благодаря Ей, возъобитать с нами; всецело же и Сама взирая только на Бога, в Боге имея наслаждение, Богу непрестанно внимая.
Также с крайним усердием Она слушала писания Моисея и изречения иных Пророков, когда весь народ совне приходил каждую субботу, как это было в обычае; и узнала Она об Адаме и Еве и обо всем относительно их, и о приведении всего из небытия в бытие, о пребывании в раю, о заповеди данной в нем, о губительном совете со стороны лукавого, об обмане, заключавшемся в оном совете, о, как последствии сего, изгнании оттуда и потере нетления (бессмертия) и смене на эту многоболезненную жизнь; и видела Она эту, подверженную проклятию нашу жизнь, которая в силу потомственного преемства тянется вместе со временем и сверх того все время склоняется к ухудшению, и видела она, что творение Божие, созданное по подобию Божиему, отчуждается от Создавшего его и все больше и больше сродняется с злокозненно угнетавшим его (увы! какую силу возымел над нами лукавый и какое его ненасытное бешенство!
Увы! какое бесчувствие с нашей стороны и «без оглядки» тяготение к земле!) в то время, как нет никого кто был бы в силах остановить это общее человекоубийственное неистовство и удержать неудержимое стремление человеческого рода в ад. Поскольку Богоотроковица Дева слышала это, а также и видела, то возымев жалость к общему с Ней человеческому роду и размышляя о том, каким образом могло бы быть найдено врачевство, противодействующее таковому недугу, Она немедленно решила всей душою обратиться к Богу и, взяв на себя посольство за нас, принудить Невынуждаемого и скорее привлечь Его к Нам так, чтобы Он Сам отстранил проклятие и остановил распространение пожара, сжигающего души, и ослабил силу противоборствующих, и вместо (проклятия) даровал благословение, и воссиял священный свет и, исцелив немощное, соединил с Собою Свое творение.
Внутренняя молитва неотделима от общественной
Свт. Григорий Палама уверен, что уединенная молитва является основой для молитвы в храме.
Есть и иной способ действий лукавого, делающий наш труд поста и молитвы бесплодным; он заключается в том, чтобы убедить нас совершать его по мотиву тщеславия и с лицемерием. Посему еще увещевает Господь в Евангелии, говоря: «Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему иже втайне, и Отец твой видяй втайне, воздаст тебе яве» (Мф 6:6).
Это Он говорит не потому, что заповедывает отвращаться собраний в храме и общей молитвы и псалмопения; ибо в таком случае не говорил бы тогда Ему Псалмопевец-Пророк: «Посреде Церкве воспою Тя» (Пс 21:23); и — «Исповемся Тебе в людех Господи, воспою Тебе во языцех» (Пс 56:10); и — «Молитвы моя воздам пред боящимися Тя, Господи» (Пс 21:26); и к нам: — «В церквах благословите Бога» (Пс 67:27); и — «Приидите поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем Богом нашим» (Пс 94:6).
Но для иных, не менее возвышенных, примеров ныне не позволяет время; но, вот, в чем заключается то, чему учит Господь о молитве втайне: — молитва, совершаемая наедине и у себя дома и даже на ложе, побуждает к молитве, которая совершается в Церкви; подобно тому, как молитва, совершаемая внутри, в уме, побуждает к молитве на устах; потому что хотящий помолиться в то время, когда пришел в храм Божий, между тем ни дома или по дороге или в собрании отнюдь не проявляющий тщания о молитве, не будет истинно молящимся ни тогда, когда предстоит в храме Божием.
Беседа 7 иная о посте