В предыдущих статьях мы обсудили, что делать с пластиком, стеклом, бумагой, металлом и текстилем. Осталась еще одна категория отходов — органические.
Пятый шаг осознанного потребления — компостируй (Rot).
Обычно после богослужения компостировать нечего, однако в некоторых храмах организуют трапезы для прихожан или просто батюшек кормят после службы. И тут рекомендация компостировать уместна, ведь выбрасывать органические остатки вперемешку с другим мусором вредно для жителей планеты. Попав на свалку, органические отходы из-за такого микса становятся недоступными для почвенных микроорганизмов и не преют, превращаясь в землю, а гниют и выделяют метан. Метаном вредно дышать, а его вклад в глобальное потепление в 25 раз выше вклада углекислого газа.
Для органических остатков есть несколько вариантов утилизации. Все они не идеальны, но могут быть использованы при желании и понимании важности этого процесса.
- Собственно компостирование: поставить во дворе специальный ящик и складывать пищевые остатки туда. Плюсы — на выходе получится питательное удобрение, которым можно подкормить растения в церковной ограде. Минусы — доступно не для всех трапезных, это скорее идея для сельских храмов. И еще один, эпидемический, минус: если в компостном ящике окажутся мясные остатки, это привлечет крыс и бродячих собак.
- Найти фермера, который будет забирать отходы с кухни: для свиней или в свою компостную кучу. Плюсы — трапезной не нужно думать, куда деть пищевой мусор. Минусы — труд по поиску такого человека и решение вопросов с регулярностью вывоза.
- Установить в раковину измельчитель-диспоузер. Плюсы — легко утилизировать большинство пищевых остатков. Минусы — не всякая канализация выдержит этот поток, не во всех городах правильно утилизируют органические остатки с очистных сооружений: нередко их отправляют на ту же свалку.
- Приобрести аппарат, который измельчает и высушивает пищевые отходы, а на выходе получается порошок. Плюс во всем, но есть большой минус: пока такие приборы не распространены и стоят дорого.
- Некоторые активисты просто сушат или замораживают пищевые остатки, при случае вывозя их в лес или на дачу. Такой формат может подойти для отдельных людей, но совсем не удобен для организации.
Получается, что тема утилизации пищевых остатков еще мало продумана и не имеет универсального решения. Поэтому пока просто важно помнить о вреде органики на мусорном полигоне и размышлять, как уменьшить процент ее выбрасывания, помня о шагах разумного потребления.
- Первый шаг — откажись от лишнего — работает и для еды, да еще для здоровья полезен.
- Второй — сокращай потребление, то есть покупай необходимый минимум еды.
- Третий — используй максимально, и если речь идет о пищевых остатках, сюда очень подходит христианская традиция делиться едой с нуждающимися. Сейчас эта практика вышла и в светское пространство: в соцсетях развивается направление «фудшеринг» (food — еда, sharing — делиться), когда пользователи могут легко выложить объявление типа «Сварила борщ — мне много. Кто близко и кому нужно, приходите сегодня, только, чур, со своей тарой».
А применительно к храму я вот еще какую вещь заметила: есть традиция приносить в церковь еду на помин усопших сродников. Логика такая: съест батюшка яблочко и помолится о моей прабабушке. В части храмов такие поминальные продукты остаются в умеренном количестве и распределяются между клириками или отправляются в трапезную. Но в больших храмах такой поминальной пищи оказывается избыток, особенно это касается батонов.
Приносить белый хлеб в храм — древняя традиция, раньше этот хлеб использовался для Евхаристии. Именно отсюда произошло название любимого православными детьми послебогослужебного лакомства — просфоры.
«Просфора» в переводе с греческого значит «приношение» — хлеб, принесенный прихожанами для совершения богослужения. Сейчас просфоры пекутся централизованно для всей епархии или просто храмовым пекарем. Поэтому нести батоны в храм совсем не обязательно.
Мой экосовет может показаться меркантильным: если хочется поблагодарить клир продуктами, то уместно уточнить прямо в конкретном храме, какой вид благодарности будет предпочтителен. Помню, в одном строящемся храме, когда надо было кормить рабочих, висело объявление с просьбой приносить на канун крупы и овощи. Потому что обычное количество батонов и сладостей не полезно и не съедается, а из круп и овощей можно приготовить обед для трудников.
Есть и экологически приятная новость в связи с едой у православных: призывая прихожан соблюдать посты, которые помимо четырех длинных периодов бывают еще в среду и пятницу за исключением сплошных седмиц, Церковь фактически склоняет своих чад ⅔ года соблюдать растительную диету.
Для хозяек это может быть головной болью, особенно если пост длится долго, а фантазия уже иссякла. Примириться с необходимостью размышлять и искать в интернете, чем таким постным, но вкусным накормить детей в конце поста, мне помогло понимание: производство растительных продуктов меньше вредит окружающей среде, чем мясная промышленность.
Написав этот цикл, я задумалась: как же внедрить в церковный быт хотя бы часть предложенных идей? Тут важно информирование. Зачем мы это делаем, ради чего? В Церковь приходят те же люди, что и окружают нас на улицах, в интернете, и не все пока ценят и размышляют об охране окружающей среды. Поэтому я и изложила все так подробно в попытке объяснить, почему важен тот или иной шаг.
Считаю, самое большое, что можно сделать в Церкви, — это пропаганда, проповедь. Вроде и не вероучительная тема, но если она ценна проповеднику, то контекст подобрать можно, как подбирают его из окружающих событий типа выборов, пандемии коронавируса или мировых катастроф.
Ну а я пока просто живу в соответствии с «Правилами 5R». Подаю пример детям и друзьям, пишу статьи. И уверена, что постепенно все больше людей будут задумываться о том, какие воздух и вода останутся следующим поколениям.