От советского радио до «Молодого папы». Сакральный минимализм Арво Пярта

Денис Маханько

Журналист, продюсер.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Истинное искусство не имеет границ, оно существует вне стран и континентов. Особенно если речь идет о сакральном искусстве, расширяющем границы сознания. Однако автор, пусть даже самый глубокий и устремленный в вечность, не мыслится без своей биографии, без страны, где он родился и вырос.

Арво Пярта, празднующего сегодня свое 90-летие, называют величайшим из живущих композиторов. Его музыка звучит в голливудских фильмах. Но, несмотря на поистине вселенскую славу, Арво Августович остается прежде всего эстонским автором, прославившим творчеством не только родную страну, но и православную веру, в которой неизменно черпает вдохновение.

Credo

Пярт был связан с музыкой с самого детства. Он освоил фортепиано в семилетнем возрасте, а позже окончил консерваторию. Благодаря консерваторским наставникам, Арво имел доступ к зарубежной академической музыке, которая в Советском Союзе была под запретом.

Знакомство с образцами современной классики продолжилось в годы работы звукорежиссером на государственном эстонском радио. Будучи почитателем творчества Иоганна Себастьяна Баха, молодой композитор не мог не обратиться к сакральной тематике. Это произошло в 1968 году, когда Пярт представил Credo («Верую») для фортепиано, оркестра и смешанного хора.

Произведение стало знаковым в творчестве Арво. Обращение к духовным темам вызвало гнев тогдашних властей и представителей культуры, которые называли Credo «некрологом для оркестра». Знаменитый советский композитор Тихон Хренников обвинил молодого Пярта в подверженности иностранному влиянию. Credo запретили к исполнению.

Все это привело Пярта к творческому кризису, который продолжался восемь лет. Зато, вернувшись к написанию музыки, Арво Августович сделал сакральную тематику главным направлением своего творчества.

Für Alina

В этом произведении, написанном после долгого перерыва, Арво Пярт демонстрирует уникальный почерк. Фортепианную пьесу в стиле минимализма отличает внимание к каждому звуку. Композитор назвал этот прием «тинтиннабули», от латинского «колокольчики». В дальнейшем Пярт будет следовать этому приему, развивая его в различных произведениях.

Псалом 136 «На реках вавилонских» (An den Wassern zu Babel)

Яркий пример звучания «тинтиннабули» в сакральном произведении — это музыка 136-го псалма, написанная в 1976 году для солистов, хора и органа. Впрочем, текст самого псалма в произведении не звучит. Солисты распевают лишь гласные звуки самой краткой молитвы — «Кирие Элейсон» (Господи, помилуй), создавая удивительную атмосферу молитвы иудеев в изгнании.

Такой необычный и смелый подход оценила западная публика. Произведения Пярта стали популярны за границей. В итоге в конце 1970-х власти рекомендовали композитору уехать из Советского Союза. В 1980 году Пярт оказался в Вене, а позднее поселился в Берлине, где продолжил создавать неземную музыку.

 Magnificat

Погружение Арво Пярта в сакральную тематику имело свою очень личную историю. В 70-е годы композитор принимает крещение в Православной Церкви с именем Арефа. С тех пор музыка становится для него тихим и светлым путем к познанию Бога.

«Композитор там должен стоять как бы в стороне, он должен не входить в эту атмосферу со своими страстями. Она должна быть бесстрастная в этом смысле», — говорил Пярт о духовной музыке.

Arbos

Слово arbos по латыни означает «дерево». Это произведение действительно напоминает разветвление ствола. В «дереве» Пярта можно различить различные слои, музыка и голоса начинают и заканчивают свое звучание одновременно.

Это произведение Арво Пярт посвятил режиссеру Андрею Тарковскому, который говорил, что смысл подлинного искусства — молитва.

Песнь Силуана

В этом инструментальном произведении Арво Пярт размышляет над текстом преподобного русского монаха Силуана Афонского, с которым композитор ощущает особую духовную связь. Как известно, мысли преподобного Силуана собрал и издал архимандрит Софроний (Сахаров), с которым Пярт поддерживал личный контакт.

Проникновенная «Песнь Силуана» использовалась в нашумевшем сериале о Ватикане «Молодой папа».

My Heart’s In the Highland

Это произведение написано на стихи шотландского поэта Роберта Бернса. В нем — тоска по утраченной Родине:

В горах мое сердце… Доныне я там.

По следу оленя лечу по скалам.

Гоню я оленя, пугаю козу.

В горах мое сердце, а сам я внизу!

Произведение для голоса и органа особенно оценил режиссер Паоло Соррентино. В фильме «Великая красота» эта музыка звучит дважды. В прочтении режиссера текст Бернса приобретает духовный смысл, символизируя тоску человека по раю.

Признание

Арво Пярт — живой классик, легенда мировой культуры. В 2010 году он вернулся в родную Эстонию. Там композитор и его семья стали основателями просветительского центра в деревне Лауласмаа, главная задача которого — изучение и сохранение творческого наследия композитора.

Арво Пярт на открытии просветительского центра, 2018 г.

Музыка Пярта звучит в фильмах Андрея Звягинцева «Изгнание» и «Возвращение». А о самом композиторе снята целая серия документальных фильмов.

Пярт неоднократно подчеркивал, что для него вера — не сюжет, а истинный источник творчества. Композитор не просто создает произведение, но вкладывает в него нечто большее — глубокое и важное для каждого слушателя.

Несмотря на преклонный возраст, живой классик полон творческой энергии. Он продолжает переосмысливать собственные произведения, издавая их новые версии.

В год 90-летия композитора его музыка звучит в концертных залах по всему миру. Юбилейные концерты проходят в Москве, Лондоне и других городах. Потому что язык музыки универсален. Потому что сакральный минимализм Арво Пярта стал родным и близким для множества думающих людей, независимо от их национальности.


Все упомянутые произведения Арво Пярта можно послушать/скачать одним плейлистом здесь.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle