«Отче наш»: читаем, проживая, а не автоматически

Матвей Берхин

Семейный психолог

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Матвей Берхин размышляет над главной христианской молитвой.

Эту молитву я знаю наизусть с детства — но часто произношу ее автоматически, не вдумываясь. А ведь за каждым словом — целый мир смыслов, вызовов и утешений. Во время прошедшего Поста мне захотелось попробовать медленное чтение: прожить молитву не как ритуал, а как диалог. Разобрать ее по кусочкам, чтобы она открылась по-новому.

Этот цикл — мои личные размышления: о доверии, страхах, надежде и том, как эти древние слова могут менять мои повседневные решения. Не богословский анализ, а просто опыт молитвы и попытка проживать знакомые слова.

Отче наш

О чем я думаю, слыша слова «Отче наш» в начале самой известной молитвы?

1) Личные отношения. Это обращение фокусирует меня на личных и прямых отношениях с Богом. Не «Ты мне, я Тебе», не преступление и наказание — а отношения любви. Когда думаешь не о том, нарушаю ли я закон, а о том, не разрушу ли взаимное доверие.

2) Неравенство. «Глина скажет ли горшечнику: зачем ты меня таким создал?» Это призыв к смирению — не пытаться «сломать» созданный Им порядок.

3) Забота. Нельзя сломать порядок, но можно просить об исключениях. И верить, что Он сделает что угодно, если это мне полезно.

4) Бунт — это часть отношений с родителями. И Бог приветствует и уважает мое несогласие и порой стремление противостать Ему.

Размышляя над этими словами, что я хотел бы делать иначе:

— больше доверять, фокусируясь на том, что полезного я могу сделать сейчас, а не на тревожных мыслях о будущем,

— проводить с Ним больше времени в молитве и чтении Писания (не пару минут в день, как сейчас),

— быть более ласковым и внимательным к моим близким, как Он внимателен и ласков ко мне.

Сущий на небесах

Следующие слова молитвы — «Сущий на небесах» (еще переводят «Который на небесах» или просто «небесный»). Что это значит для меня?

1) Небесное как антоним земного — повседневного, обычного. Погружаясь в «дела», я легко забываю, что у жизни есть и другое измерение: красоты, гармонии, истинности, чистоты. Мне важно держать в памяти, что небеса существуют и они не пусты.

2) Его взгляд «сверху», «из космоса» — заботливое (отцовское) внимание Бога, Который «приглядывает» за тем, что у нас тут. Это дает надежду и веру, что любовь и красота будут торжествовать.

3) Чистота и постоянство неба: его нельзя испортить или уничтожить, только (на время) заслонить. Самые ужасные поступки, мои или других людей, не влияют на то, что Бог существует и заботится о нас. Мы не можем Его отменить — только на время спрятаться от Него.

4) Небо как источник света и дождя, этих щедрых даров. Его нельзя заставить, но можно просить и ждать с надеждой.

К каким действиям меня побуждают эти размышления? Почаще смотреть на небо, любоваться его красотой и благодарить за то, что Он мне посылает. Эти действия помогают мне больше замечать красоту и любовь в мире — и больше надеяться.

А как учит нас психотерапия, надежда — один из главных факторов позитивных перемен!

Да святится имя Твое

У моего супервизора Мити Стебакова было любимое знакомство на тренингах — вопрос об имени. Для каждого человека с именем связана какая-то история, к каждой форме имени есть особенное личное отношение.

То же самое с именами Бога. Когда пробуешь их «на вкус» в медленной молитве, каждое ощущается иначе: Бог, Господь, Иисус, Отец, Саваоф, Святой, Благой…

Обращение к Богу по имени в молитве усиливает ощущение связи, и использование каждого из имен придает ей другой «оттенок». Даже просто обращение, без всякой просьбы — это уже молитва, уже связь.

«Святится» обычно понимают как «пусть прославляется, восхваляется людьми». На этих словах я представляю мир, в котором люди благодарят и хвалят Бога, постоянно ощущая связь с Ним, Его красоту и благость. Наверное, тогда бы у нас не осталось времени на всякую жесть, которую мы ежечасно творим. Наверное, это и есть Царство Небесное.

Что я хочу делать иначе: чаще обращаться к Богу, используя разные Его имена. Это будет мой способ чуть лучше узнать Его.

Да приидет Царствие Твое

Царство Бога — очень емкое и многогранное понятие, про это есть множество цитат в Библии. Я думаю про такие аспекты:

1) Царство как торжество Бога в конце истории. Тогда эти слова молитвы — о радостном ожидании «конца света» в противовес страху и тревоге.

2) Царство как состояние души, «праведность и мир и радость». И тогда эти слова — о жажде и поиске этого состояния для меня лично.

3) Еще слово «Царство» показывает новую грань отношений с Богом — как Царем, правителем. Тогда эти слова — о Его силе и моем желании быть покорным Его воле.

4) Церковь, собрание верующих, как Царство, а Литургия — как его выражение. Об этом замечательно писал протоиерей Александр Шмеман. В это разрезе слова «да приидет Царство» напоминают мне о совместной молитве и важности евангельских принципов в социальной жизни.

5) Притчи о Царстве Божием (см. притчи про жемчужину и сокровище на поле) говорят об участии в Царстве как предмете выбора. И тогда эти слова молитвы напоминают мне, что невозможно жить и по законам этого мира, и по законам Царства — надо выбирать, и иногда это выбор жесткий.

Что я хочу делать иначе под влиянием этих размышлений?

Иисус сказал: «Царство Божие внутри вас» (Лк 17:21), в настоящем времени. Поэтому мне важно уже сейчас замечать эти «элементы Царства» в себе, других людях, обществе в целом и мире вокруг, и я это уже делаю при помощи Трех вопросов. Теперь вечером, когда я их пишу, буду стараться думать о каждом из пунктов как о проявлении Царства Божьего на земле сейчас:

«Что у меня хорошо получилось?» — мои действия, которые сегодня были «кирпичиками» Царства Божьего на земле;

«За что я благодарен?» — проявление Царства в общении людей и обществе в целом;

«Что приятного я пережил?» — дары Бога в мире как кусочки Царства Божьего.

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе

Для меня эти слова в первую очередь про внутреннее согласие с обстоятельствами жизни — то самое радикальное принятие, про которое сейчас много говорят.

_________________________

Дисклеймер: я не лучший спикер по этой теме, потому что моя жизнь чрезвычайно удачлива: счастливый брак, живые родители, интересная работа, много друзей. Это обстоятельства, которые легко принимать. В перспективе тех ужасных вещей, которые происходят с другими людьми, мой капризничающий ребенок или спущенное колесо — идеальные обстоятельства для тренировки. Насколько эта тренировка была эффективна — посмотрим.

————————————

В психологии радикальное принятие — это позиция, в которой я отказываюсь от желания что-либо изменить. Я говорю себе «да, это так» и больше ничего не делаю.

Христианство добавляет к этому отношения с Богом. Я говорю не «да, это так», а «да будет воля Твоя», с акцентом на последнее слово. Я думаю об отношениях любви: раз это исходит от Любящего, значит, это или необходимо, или полезно. И на моем ограниченном опыте это работает: те вещи в моей жизни, которые я могу назвать по-настоящему плохими, сейчас я вспоминаю… нет, не с благодарностью, но с пониманием: «а, вон оно как сработало».

Это сложно выразить. Мне хочется уйти от прямой причинности типа «болезнь послана тебе, чтобы ты понял…» — этот взгляд кажется мне глупым и жестоким. Скорее это вопрос о решении «задачи на смысл»: при взгляде сквозь «да будет воля Твоя» трудные события становятся проявлением не слепой судьбы, а осмысленным действием Любящего Бога.

И снова здесь упоминается небо — как место, где Его воля уже реализована. Вспоминая рассказ апостола Павла о человеке, «поднятом до третьего неба», я вспоминаю, как переживал кусочки этого «неба» здесь, на земле.

Думаю, у многих есть опыт моментов, когда с замиранием сердца видишь проявления Его воли: в красоте природы, в событиях жизни, в глазах любимого человека.

И ОРКТ-оптика (ориентированная на решение краткосрочная терапия. — Прим. ред.) помогает мне больше замечать такие моменты.

Хлеб наш насущный дай нам сегодня

По сравнению с предыдущими просьбами молитвы эта такая простая и земная, про мою жизнь здесь. Тот факт, что Иисус предлагает молиться именно так, показывает, что Ему есть дело до моих повседневных желаний и потребностей.

Интересное слово «насущный», его переводят по-разному:

— как «сегодняшний», и тогда получается «дай нам что нужно на этот день»;

— переводят как «завтрашний» — тогда тут видится тема Промысла и доверия ему: «пошли мне сегодня то, что мне будет нужно на завтра»;

— я встречал перевод «надсущный», что понималось как просьба о духовном руководстве и поддержке, отсылка к литургическому хлебу.

Для меня важнее всего первое понимание: мне хочется просить и ждать от Бога того, что мне нужно сегодня, не думая о завтрашнем дне.

И это происходит в моей жизни, например в работе. Так как мои усилия только опосредованно влияют на количество клиентов, то я продолжаю воспринимать каждого клиента как Божий подарок: «давай, Матвей, поработай и оплати детям кружки». И когда клиентов мало, стараюсь думать о том, что почему-то это важно. И пытаюсь понять, для чего Бог освобождает мне время сегодня (ну конечно, сериалы посмотреть, для чего же еще).

Что я хочу делать иначе, опираясь на эти слова: больше просить Бога о правильном количестве работы и спрашивать Его, что мне поделать сегодня.

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим

Эти слова молитвы подчеркивают, что прощение действительно важно. Способность прощать — то, в чем мы похожи на Бога.

Я не помню, чтобы мне приходилось прощать что-то по-настоящему серьезное, а вот меня прощали много раз. И в этом прощении со стороны других людей я чувствую и прощение Бога, как сказано в молитве.

Что такое прощение? Начнем с того, чем оно не является:

— простить — не значит забыть;

— простить — не значит признать событие небывшим или ущерб незначительным;

— простить — не значит восстановить отношения и снова общаться;

— простить — не значит отказаться от мер предосторожности в будущем;

— при этом простить — это не только «перестать плохо думать».

Для меня прощение — это два одновременных процесса:

1) внутреннее принятие «да, это случилось», о чем я писал раньше;

2) в диалоге — снятие груза вины с «обидчика».

Думаю, что это две стороны одного процесса — ведь мы социальные существа и плохо умеем меняться вне диалога. Обязательно ли должны быть оба пункта? Нет, но я думаю, что когда их два, они оба идут лучше.

Еще один аспект — время. Прощение — это процесс; кому-то чтобы простить, нужны часы, а кому-то годы. Только Бог живет вне времени и прощает меня сразу и целиком.

И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого

Шесть лет назад папа Франциск, которого не так давно похоронили, изменил итальянский перевод этой молитвы: «не введи во искушение» → «не дай нам поддаться искушению». Пожалуй, логично, ведь «Бог не искушается злом и сам не искушает никого», но мне тут важно другое: что в мире есть искушения.

На современный русский это слово переводится как «испытания», а на психологический — как «стресс». Так что «искушения» разного рода — моя повседневная реальность. Одни моменты я прохожу так, как хотел бы: терпеливо, спокойно, с благодарностью и надеждой. Другие меня ломают или заставляют делать то, чего я не хочу: нападать, обвинять, завидовать, опускать руки.

Часто в терапию приходят в сложный период, когда количество «искушений» превысило ощущение, что я справляюсь. Тогда терапевт становится «продавцом надежды» — человеком, который помогает понять, на что можно надеяться. Этому помогают вопросы вроде:

— что было бы «хорошим» способом прожить этот период?

— на что или на кого хотелось бы опираться?

— что дает надежду, что «искушения» кончатся и я смогу их пройти?

— какие моменты жизни намекают, что жизнь стоит того, чтобы жить, несмотря на «искушения»?

Я верю, что главный «продавец надежды» — это Бог, к Которому обращена эта молитва. И эти слова напоминают, что Его поддержка — главный маяк и опора в сложные периоды, когда возникает чувство, что «лукавый» побеждает (я никогда не мог уложить в голове идея дьявола как отдельного действующего лица, поэтому скорее воспринимаю эти слова как отсылку к «лукавой» части меня).

Что я хочу делать иначе, размышляя над этими словами? Поднимать глаза к небу, с которого приходит помощь.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle