Отменят ли обществознание в школе и при чем тут ОПК

Денис Собур

Заведующий научно-исследовательской лабораторией, преподаватель, кандидат физико-математических наук, выпускник МФТИ, автор ряда патентов в области ультрафиолетовых технологий.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В прошлой статье мы говорили о проблемах современного школьного образования: перегрузке школьной программы различными предметами и низким уровнем их освоения. Нельзя сказать, что в Министерстве просвещения не понимают этой проблемы. Но она не имеет простых решений.

Прекрасный пример — увеличение часов на изучение истории, которое планируется в школах в этом году.

Где же взять лишние учебные часы? Предлагается урезать часы обществознания и заодно отменить основы духовно-нравственной культуры, которые с таким трудом удалось ввести в школу. Программа-максимум предлагает сделать обязательным ЕГЭ по истории, на что, впрочем, вряд ли решатся. Но вполне можно сделать ЕГЭ по истории обязательным для поступления на те специальности, где сдают обществознание (экономисты, юристы, педагоги). Эта инициатива очень неоднозначная, но как родитель и педагог я согласен, что надо решать проблему отказа школьников от изучения истории.

История — это пространство смыслов

История, наряду с литературой, является одной из дисциплин, образующих нацию. История создает пространство событий, в рамках которых человек осмысляет свою национальность, свои корни.

Посмотрите на дискуссии, идущие в общественном пространстве. Одни резко выступают против большевиков и требуют переименования улиц. Другие мечтают о возвращении советских порядков. Но сходятся в одном: в 1917 году произошло что-то очень важное. Не только для России, но и для всего мира. Еще спорят о Второй мировой войне, о восстании декабристов и даже о масштабах татаро-монгольского ига. Все это показывает, насколько для людей важна тема их корней. Школа не решит этот спор. Но именно уроки истории должны излагать факты, которые потом будут осмысляться в спорах.

Решающее условие прочного усвоения курса истории — соблюдение хронологии в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти важных явлений, деятелей, дат. Только такой курс может обеспечить необходимую доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего можно правильно разбирать и обобщать исторические события.

«О преподавании гражданской истории в школах СССР», 1934 г.

Патриотизм безопасный и не очень

Наши чиновники очень любят говорить об идеологическом воспитании. Они уверены, что достаточно ввести в школу нужные предметы, и сразу задача будет решена. Верить в это могут лишь люди, крайне далекие от молодежи. Расскажу историю из жизни.

Недавно в одной из подмосковных школ учительница географии включила детям какой-то видеоролик. Потом кто-то из детей упомянул этот ролик в разговоре с родителями, они посмотрели, возмутились его непатриотичностью и нажаловались директору. Последствий у этой истории было несколько:

  • Выяснилось, что практически никто из учеников на уроке этот видеоролик не слушал, все тихо занимались своими делами. Так школьники относятся ко всем видеороликам, которые им включают на уроках.
  • Узнав о возмутительном характере ролика, все дети тут же самостоятельно его нашли и внимательно пересмотрели. К их сожалению, они так и не поняли, где там крамола.
  • Учительница в соцсетях выложила заявление об увольнении по собственному желанию с подписью «Добби наконец свободен».

Возможности идеологического воспитания в школе близки к нулю, поскольку ни школьникам, ни учителям это не нужно. Конечно, харизматичный учитель может увлечь школьников своим взглядом на мир. Но, во-первых, харизматичных учителей мало, а во-вторых, они сами формируют свое мировоззрение и их невозможно убедить спущенным сверху приказом.

В то же время воспитывать патриотизм и любовь к Родине — необходимо. Прекрасную классификацию патриотизма предложил Клайв Льюис в своей книге «Любовь». Там он описывает четыре степени любви к Родине: от невинной любви русских к березкам, французов к круассанам до фанатичной уверенности в превосходстве своей нации над соседями. Первое совершенно невинно. Последнее заставляет нести «бремя белого человека» и причинять добро другим нациям, «наполовину бесам, наполовину людям». Так писал Киплинг в знаменитом стихотворении и, наверное, даже не осознавал, насколько уродливо выглядит пробковый шлем колонизатора.

Истина, как обычно, где-то посередине. Клайв Льюис пишет, что именно великое прошлое может вдохновлять людей на подвиги, помогать им прожить жизнь, исполненную смысла. И хотя сложно избежать ложного чувства собственного превосходства, все же это не повод избегать разговора о выдающих достижениях страны. Он даже предлагает разделять уроки истории и национальное воспитание. На уроках истории уместна научная объективность, а героический эпос должен занимать свое место в книгах и фильмах, на музеях и выставках.

Вторая разновидность патриотизма — особое отношение к прошлому своей страны. Марафон, Ватерлоо. Прошлое это и налагает обязательства, и как бы дает гарантию. Мы не вправе изменить высоким образцам; но мы ведь потомки тех, великих, и потому как-то получается, что мы и не можем образцам изменить.

Это чувство не так безопасно, как первое. Истинная история любой страны кишит постыднейшими фактами. Если мы сочтем, что великие деяния для нее типичны, мы ошибемся и станем легкой добычей для людей, которые любят открывать другим глаза. Когда мы узнаем об истории больше, патриотизм наш рухнет и сменится злым цинизмом, или мы нарочно откажемся видеть правду. И все же, что ни говори, именно такой патриотизм помогает многим людям вести себя гораздо лучше в трудную минуту, чем они вели бы себя без него.

К. С. Льюис. Любовь

Обществознание: за все хорошее против всего плохого

Конечно, историю в школе проходят и сейчас. Но достаточно поговорить со школьниками, чтобы увидеть, что они помнят события не дальше прошлой четверти. История «потерялась» среди других гуманитарных дисциплин, из которых наиболее популярным стало обществознание. Экзамен по обществознанию непростой, но все же он интуитивно понятнее, чем история. Именно поэтому ЕГЭ по обществознанию сдает почти половина выпускников, а историю всего около 16% (по данным за 2023 год). Да и приучение к обществознанию начинается раньше: уже в 9-м классе больше половины выпускников сдают ОГЭ по «обществу», а историю выбирают менее 5%.

Обществознание — вполне хороший предмет, содержащий информацию из многих областей общественных наук: экономики, правоведения, политологии, социологии и философии. Но именно эта широта и является его основной проблемой. В условиях школы невозможно серьезно изучить все темы, а значит, уровень изучения остается на уровне «за все хорошее против всего плохого».

Вот основные темы обществознания второго полугодия 8-го класса: «Влияние духовной культуры на формирование личности», «Роль науки в развитии общества», «Свобода совести и свобода вероисповедания». Уверяю, любой адекватный восьмиклассник сможет без подготовки произнести высокопарные слова на эту тему и получить хорошую оценку. Для сравнения: в тот же период в курсе истории школьники должны разбираться во всех тех же темах (экономика, госуправление, церковные реформы, культура), но опираясь при этом на конкретные исторические события эпох Петра I, Екатерины II, Павла I и других правителей. Неудивительно, что школьники выбирают обществознание. Но система образования должна быть организована так, чтобы легких путей было как можно меньше.

Откуда взялось обществознание

Интересно, что история вытесняется обществознанием уже не в первый раз. Причем в прошлый раз это было сделано намеренно. Обществоведение впервые появилось в школе в первые годы Советской республики. Большевики отменили преподавание Закона Божия и поставили задачу перевести историю на марксистские позиции. Но поскольку в короткие сроки отредактировать учебники было невозможно, то ввели обществоведение. Новый предмет включал в себя разделы истории, права и экономики.

К середине 1930-х предмет «обществоведение» исчерпал себя. Общее снижение качества школьного образования в ходе реформ 1920-х привело к необходимости срочно наводить порядок в школе. Касалось это и технических дисциплин, и гуманитарных. Вот и курс обществоведения сами же большевики раскритиковали за абстрактное изложение схем, оторванных от реальной истории. Говорить правильные слова легко, но если они не подкрепляются фактами, то любая точка зрения будет не менее правильной, чем другая. И сдача экзамена превратится в угадывание точки зрения составителя.

Преподавание истории в школах СССР поставлено неудовлетворительно. Учебники и само преподавание носят отвлеченный, схематический характер. Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей — учащимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами.

«О преподавании гражданской истории в школах СССР», 1934 г.

Несмотря на разговоры о неидеологическом характере курса обществознания, на практике он имеет конкретные ценностные основы. Никто не говорит, что они плохие. Но это просто правильные разговоры, которые не решают никакой проблемы. Все мы знаем, что нужно заниматься спортом, уделять больше времени семье и правильно питаться. Вот только реально делать это удается лишь единицам. И проведение в школе хоть сотни уроков о пользе здорового питания вряд ли отучит школьников обедать чипсами и дошираком.

ОДНКНР: повторенье (обществознания) — мать ученья?

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» был введен в программу еще в 2015 году (не сразу в виде отдельного предмета, часто проходил в школах в формате внеурочки). Во внедрении предмета активно участвовал Синодальный отдел Русской Православной Церкви и лично патриарх. Увы, результат не оправдал ожиданий. Что, собственно, было неудивительно: ведь мы до сих пор не придумали, как учить церковных подростков в воскресных школах. Но почему-то решили, что сможем научить светских, еще более далеких от Церкви подростков, несмотря на сопротивление родителей. Увы, чуда не произошло. Предмет выродился во все те же разговоры о всем хорошем, которые гораздо уместнее на уроках литературы, чем в качестве отдельных предметов.

По опыту обучения моих дочерей я вижу, что темы в курсе ОДНКНР рассматриваются те же самые, что и в обществознании. И опять же для их глубокого изучения в школе нет времени. А чтобы сказать общие слова, специальный предмет не нужен.

«Что такое счастье?» Портрет счастливого человека в XXI веке.
«Я верю». Как религия делает меня и мир лучше.
«Сделай паузу!» Духовный отдых в век Интернета.
«Моя семья — моя опора». Роль семьи в современном обществе.
«Жизнь как план». Как все успеть?

Список тем итоговых проектов по ОДНКНР, предложенных моей шестикласснице. Вряд ли инициаторы курса подразумевали настолько широкое понимание духовности

Разговаривая со школьниками, я лишь один раз слышал положительный отзыв о «духовных» предметах в школе. И это было связано с конкретной личностью учителя. В основном же отзывы были негативными, причем от детей как из церковных, так и светских семей. Основные нарекания вызывала опять же личность преподавателя: «Мы все великие грешники, а она одна такая праведная с нами возится». Конечно, подростки склонны преувеличивать. Тем не менее плохой, надменный, слишком строгий учитель математики может привить неприязнь к своему предмету на всю жизнь, и тем страшнее такую неприязнь привить к «духовным» предметам.

Продолжая тему о духовных предметах, приведу пример. Мой знакомый диакон регулярно пытается выяснить, что осталось в головах у бывших школьников от курса Основ православной культуры. Увы, как правило, им не удается ничего вспомнить. Впрочем, здесь проблема не только в светских школах. Как преподаватель воскресной школы, я удивляюсь, насколько мало остается в головах детей, занимавшихся у нас много лет. Разве что названия праздников кое-как запоминаются, да и те скорее известны из семьи, чем от наших занятий. Почему так?

Первая проблема очевидна — эти курсы не предполагают никакого контроля. А если нет экзамена, то и учить школьники ничего не будут. Да и слушать будут вполуха. А вторая проблема противоположна первой — если бы по этому предмету был контроль и оценки, помогло ли это бы духовному росту? Очень вряд ли, о чем свидетельствует нам 1917 год. Всеобщее изучение Закона Божия закончилось Октябрьской революцией (многие из участников которой стали атеистами в стенах семинарий).

И это проблема не собственно православия, а вообще сложности привития каких-то ценностей в школе. «Разговоры в пользу бедных» не решают проблемы бедности, разговоры об этике не делают человека нравственным.

Кого затронут изменения в школьной программе

Сейчас в Министерстве просвещения идет активная проработка новых реформ, и, видимо, к сентябрю нам стоит ждать реализации нововведений. 11-й класс, скорее всего, трогать не станут, а вот десятиклассники вполне могут попасть под смену ориентиров. И им, конечно, не позавидуешь. Внезапная необходимость за два года выучить весь курс истории мало кого может вдохновить. Тем более что у нас нет ни достаточного количества преподавателей истории в школе, ни даже репетиторов: большинство тоже давно переориентировалось на обществознание. Поэтому непонятно, решится ли на это государство. Мой родительский запрос намного проще: я хочу, чтобы выпускники школы понимали, какой огромный и сложный путь прошло человечество за последние пять тысяч лет. Из которых тысяча лет — это история их родной страны, которая сумела значительно улучшить условия жизни на одной восьмой части суши. А уж благодаря или вопреки чему это удалось — это уж пусть дети сами потом разбираются.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle