Ответственность христиан в мире высокоразвитой техники

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» будет публиковаться по тексту с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».

ЖМП, однако, давал высказаться не только православным авторам: мы уже публиковали очерк гуситского богослова Тртика; сегодня же на очереди — доклад Харви Кокса, одного из главных современных теологов, автора классического труда «Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте»: ЖМП не только создавал площадку для развития русского миротворческого богословия, но и знакомил с достижениями такого богословия в иных конфессиях. Доклад посвящен актуальнейшей проблеме — богословскому осмыслению прогресса технологий: христианство, отвергнув демонизацию/обожествление природы, создало условия для развития наукотехники: тем самым наукотехника — принципиально богословский, а именно христианский феномен; страх же перед технологиями, эссенциализация природного и т.п. — напротив, представляет симтом дехристианизации, репаганизации. В таком контексте христианскому теологу должно размышлять о опасностях прогресса технологий, включая опасности военные — опасностях технологий не самих по себе — как сами по себе лишь вещные реальности технологии не благи и не дурны — но опасностях их дурного использования людьми: люди способны творить добро и зло, но не вещи: как разбожествление/дедемонизация природы освободило людей от приписывания её объектам добра или зла, так и с технологиями, её объектами следует поступить также. Бог есть не только Бог природы, но и Бог истории, то есть и Бог технологического прогресса — Бог призывающий отбросить всех идолов и вершить правду. Технологии сами по себе являются лишь одним из элементов или благой или дурной политики людей. Важно ещё, что техника — не чудодейственный способ решения старых проблем человечества; она сама порождает ряд новых специфических проблем.

Ответственность христиан в мире высокоразвитой техники

(сокращенное изложение доклада проф. Г. Кокса (США) на II Всехристианском мирном конгрессе в Праге)

Харви Кокс

Проф. Гарвей Кокс, доктор философии из США, проводит в своем докладе мысль, что

правильное понимание мира, в современном его состоянии, при высокоразвитой технике, понимание нашей жизни и нашей ответственности в нем невозможны без библейской веры и Евангелия.

Современная научная техника не просто «инструмент», который можно использовать как на добро, так и во зло, но и созидательная сила в области культуры, определяющая наше мировоззрение.

Неверно утверждение, что технический прогресс является, по существу, антихристианским. Христово Евангелие есть слово Бога, призывающее людей всех эпох, всех социальных формаций, всех ступеней культуры взять на себя обязанности — за себя и своего ближнего — перед Живым Богом.

Современный мир с его высокоразвитой техникой не упраздняет христианской религии, но, наоборот, «в этом мире призыв Евангелия становится более необходимым, чем когда бы то ни было»,

современный мир более остро представляет альтернативы, заостряет вопросы послушания и непослушания.

Библейская религия освободила человека от веры в иллюзорных обитателей мира природы — различных божеств и демонов, что явилось предпосылкой для прогресса знаний и техники. Библейская доктрина сотворения мира «демифологизирует» мир природы. Явления природы, как творения Божии, не могут быть обожествляемы, они, как тварь, служат целям (планам) Божиим, а следовательно, и судьбам человека. Лишенная обожествления природа стала доступной для планов и целей человека.

Развитию технических знаний послужило и отношение слова Божия к труду, к деятельности человека. Библейская религия не делает никаких различий между «высшими видами деятельности» — умственной работой и «низшими видами деятельности» — физическим трудом. Человек рассматривается в Библии как психосоматическое (душевнотелесное) единство, поэтому не может быть пренебрежительного отношения к телу, к физической работе и к земной деятельности человека.

Вера в то, что в мире возможен и желателен прогресс, также являющаяся предпосылкой для технического прогресса, равным образом имеет свое основание в библейском мировоззрении. По Библии, человек создан для деятельности. Согласно христианскому пониманию, творение не есть законченный процесс, оно продолжается там, где есть проявление нового, лучшего, где происходит улучшение, где из хаоса образуется порядок. Грехопадение человека нарушило миропорядок. Христос пришел восстановить, исправить падшего человека, а с ним и все сотворенное. Последователи Христа, следовательно, должны искать нового, лучшего, должны производить перемены в окружающем мире, улучшающие его.

Иногда и из среды религиозных людей слышны отрицательные оценки технического прогресса. Говорят, что техника вредит природе. Конечно, уничтожение лесов, загрязнение рек, озер, истребление животных и другие подобные вещи достойны порицания. Но ведь это — бессмысленное, ненужное злоупотребление техникой. Человек призван не к уничтожению или обезображиванию природы, а к ее культивированию, т. е. в конечном счете к улучшению ее. В Новом Завете мы имеем указание на то, что и природа (тварь) страждет от грехопадения человека и поэтому с надеждой ждет его искупления. Отсюда следует, что человек несет ответственность и перед природой (тварью), и правильно примененная техника может в данном случае ему во многом помочь.

Отрицают часто технику и за то, что поклонники «технократии» иногда полагают, что по мере одного только роста технических знаний все болезни человечества могут быть устранены. Однако

«техника,— говорит проф. Кокс, — сама по себе не решает никакой проблемы. Она только дает человеку средство для решения проблем, которые он не мог решить ранее».

Иногда отрицательное отношение к техническому прогрессу порождается консерватизмом, поскольку социальные перемены, отказ от старого и принятие нового нередко приходят вместе с техническими изменениями. Но консерватизм, упорно держащийся за старое, противен истинному духу христианства. Христианство благословляет не застой, а движение вперед, всякое улучшение. Технический прогресс, побеждая пространство и время, способствует сближению людей, а это уже есть доброе дело. Как и во всем и везде, в отношении технического прогресса надо бояться лишь злоупотреблений и избегать их.

«Иисус Христос, — говорит проф. Кокс, — призывает нас к новой жизни, к переменам, к движению и к радостной ответственности за будущее больше, чем за настойчивую защиту прошлого или настоящего».

Технический прогресс вызвал и развитие оружия. Все виды современного оружия, а не только ядерное, таят в себе большую опасность. И в этом отношении христианин должен проявлять особую бдительность.

Благодаря прогрессу техники удалось достигнуть огромных успехов в производстве продуктов питания. Но изобилие должно гарантировать и надлежащее распределение. А этого пока еще нет. По данным ЮНЕСКО, число голодающих и недоедающих в мире увеличивается.

Современный технический прогресс дает возможность ликвидировать голод. Человек должен осознать свою ответственность в этой области. «Он в состоянии в настоящее время приносить хотя бы это добро своим братьям, однако он не делает и этого», — замечает проф. Кокс.

Технический прогресс создал автоматику, которая неизбежно приведет к тому, что у людей будет гораздо больше, чем было раньше, свободного времени. И перед христианами встает весьма важный вопрос: как будет использован этот избыток свободного времени в смысле христианской нравственности?

Благодаря техническому прогрессу мы имеем массовые средства связи — радио, телевидение, спутники связи, кино, прессу, культурные и спортивные связи и т. д. и т. п. «Однако, — говорит проф. Кокс, — как мы можем быть уверены, что массовые средства связи будут использоваться для укрепления сил разума и самообладания, а не для раздувания пожара ненависти и презрения? Как мы можем знать, что эта новая техника будет использована для красоты, а не уродства, для правды, а не лжи?.. Техника обеспечивает нас средствами, с помощью которых все люди могут узнавать и понимать друг друга лучше. Однако те же самые средства могут использоваться для лжи и дезинформации».

Огромное зло, огромный вред могут причинить эти достижения настоящего времени при злоупотреблении ими. Они также являются частью творения Божия, поэтому мы должны взять на себя ответственность за них.

«Техника, — говорит проф. Кокс, — не только преобразует наш внешний мир. Она также в значительной степени меняет ход наших мыслей. Человек мыслит по-другому в эпоху сверхзвуковых самолетов, нежели он мыслил во времена передвижения на лошадях. Техника оказала воздействие на организацию нашей работы, на устройство общества, на формы наших задач. Техника поставила перед нами две сравнительно новые проблемы; а) обезличивание силы и б) утилитарный дух».

По мнению проф. Кокса,

«социальным выражением развития техники» является также бюрократизм. Бюрократизм рассматривает людей лишь с точки зрения того, что они могут сделать для выполнения цели, в интересах которой он действует. Подобно детали какой-либо машины, выполняющей конкретную частичную функцию, для человека в бюрократическом обществе характерно лишь механическое отношение к общему целому.

«Опасность подобной логики технологического процесса,— говорит проф. Кокс,— состоит в том, что ответственность настолько распылена, что никто не чувствует за собой личной ответственности за происходящее». В бюрократизме человек рассматривается как цифра или статист.

Побочным продуктом развития техники проф. Кокс считает также «утилитарную логику», которая учит подходить к вещам и людям с вопросом: «какова от них польза?»

Опасность его в том, что он ставится в узких рамках; обычно задающие этот вопрос хотят знать о значении той или иной вещи, того или иного явления в своих собственных интересах и целях. По мнению проф. Кокса, это характерно для некоторых людей техники, которые склонны думать, что все, не могущее быть непосредственно отнесенным к производственному процессу, является бесполезным. Безусловно, это очень узкая точка зрения. Действительно, человек вовлечен в производственный процесс, но он связан и с другими вещами, которые возвышают и обогащают его личность. Человек стремится к добру, правде и красоте. Ему нужны поэзия и искусство. Он обладает культурным наследием, включающим и музыку и литературу. Со всем этим жизнь человека может стать более полной, более богатой духовно. Если неправы люди, причастные к искусству или к гуманитарным наукам, которые отрицательно или пренебрежительно относятся к технике и к точным наукам, то также неправы и те, кто рассматривает весь мир только с точки зрения использования его в техническом отношении и отрицательно относится к искусству и к гуманитарным наукам. Как говорит современный английский писатель Ч. П. Сноу, в настоящее время необходимо примирение «двух культур». Стена между ними, как и перегородки между странами, народами и расами, противоречит Евангелию Иисуса Христа. Христиане поэтому должны постоянно свидетельствовать о единстве и целостности мира, призывать к осуществлению его. Подобно тому как христианство уничтожило средостение между «иудеями и эллинами», оно призвано уничтожить и эти все современные средостения.

Обезличивание силы и утилитарный дух — две весьма серьезные проблемы. Но они преодолимы и могут быть разрешены. «Евангелие Иисуса Христа, — говорит проф. Кокс, — призывает нас сделать это и дает нам источник силы для разумного решения».

Заканчивая свой доклад, проф. Кокс сказал следующее:

«Техника не является новым инструментом, с помощью которого следует разрешать старые проблемы. Она коренным образом преобразует мир, в котором мы живем. Она изменяет наш образ жизни, работы, мышления и воображения. Она самым настоятельным образом ставит перед нами проблемы, которых у нас не было ранее.

Многие предпочли бы вернуться к простым, легче преодолимым трудностям той эпохи, когда не было высокоразвитой техники. Но это невозможно. История не повторяется. Она неумолимо движется вперед, и в событиях и течении исторического процесса мы можем распознавать очами веры присутствие и силу Живого Бога. Он не позволяет нам более оставаться незрелыми, самовольно изменяющими человеческую жизнь и играющими ею. Он сейчас создает для нас цивилизацию, условием которой является зрелость или смерть, ответственность или разрушение. Возможно, те, кто стремится продлить девятнадцатое столетие или средневековый период, не хотят расти и надолго затягивают свое пребывание в детском возрасте, не желая взять на себя обязанности взрослых, неодолимо довлеющие над ними.

Имеется целый ряд проблем.

Как мы можем преодолеть провинциализм в этом тесном мире, где нельзя избежать соседей, чьи взгляды отличаются от наших?

Как мы решаем при данных возможностях развития техники, что следует и чего не следует делать, что надо сделать прежде и что можно отложить на более поздний срок?

Как мы используем институты, с помощью которых большая часть людей может быть вовлечена в сферу ответственности за принятие решений, влияющих на их судьбы?

В чем цель создания наших великолепных технических аппаратов?

Что является наиболее важным — достижение луны или обеспечение минимума продуктов питания и жилья для каждого ребенка мира?

Силы природы, громы и молнии, когда-то наводившие ужас, не пугают больше современного человека. Он приручил этих диких пантер мира стихий и использует их энергию в своих собственных целях. Однако в настоящее время сам человек может быть причиной ужаса.

Его машины и его машиноподобные организации могут принести больше вреда или, наоборот, принести больше здоровья, чем все громы и молнии, взятые вместе.

Но мы знаем, что Бог и Отец Господа Иисуса Христа не является только Богом природы. Он также Бог истории, верховный суверен человечества. Он сейчас «демифологизирует» структуры совместного существования людей и ставит их под контроль человека, точно так же, как Он подчинил ему силы природы. Он продолжает развенчивать власть и силу стихий, делая их подвластными человеку в качестве его орудий, необходимых для развития человеческого общества.

Бог Авраама, Исаака и Иакова является также властелином и технического прогресса. Он держит в Своих руках будущее людей, которое может быть намного богаче и лучше, чем может нарисовать воображение».

Источник: «Журнал Московской Патриархии», № 12, 1964 год.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle