Португальские миссионеры привезли эту историю в Лиссабон из далекого Шираза. Там в плену у жестокого шаха Аббаса томилась грузинская царица Кетеван. До конца сохранив верность православию, она погибла в тяжких страданиях на глазах у сотен людей. Католические монахи, ставшие свидетелями подвига грузинской царицы, с любовью сохранили ее имя в своих книгах. На одном из холмов Лиссабона стоит монастырь ордена августинцев, где о страданиях православной мученицы рассказывает огромное панно из бело-голубых изразцов. 26 сентября — день памяти великомученицы Кетеван.
Португальцы в Персии
Это было в начале XVII века. Иранский шах Аббас I претендовал на земли восточной Грузии и находился в сложных отношениях с Османской империей. Желая получить поддержку Европы в борьбе с соседями, он в обмен на помощь Европы разрешил приехать в свои земли католическим миссионерам. В Персию прибыли португальские монахи августинцы. Проповедь католичества в странах Азии и Африки была в тот период одной из ключевых задач этого ордена. В период Великих географических открытий на португальских кораблях католические миссионеры добирались до самых дальних и неизведанных стран. В португальской колонии Гоа, находившейся на территории Индии, августинцы основали монастырь в честь Божией Матери Носса-Сеньора-да-Граса, что можно перевести как Наша Благодатная Госпожа. Из этой обители монахи отправлялись с проповедью в диковинные земли, и в том числе пришли они по приглашению шаха Аббаса в Иран.
Разумеется, проповедовать христианство исламскому населению было строго запрещено. Но августинцам разрешили обращать в католичество христианских подданных шаха: проживавших в Персии грузин и армян. Шах Аббас со своей стороны обещал монахам, что лично будет рекомендовать православным переход в католичество.
Надо сказать, что иранского шаха на самом деле очень мало интересовала христианская миссия. Наоборот, за отказ от Христа и переход в мусульманство подданные шаха получали всевозможные льготы и преференции. Такие переходы, увы случались достаточно часто. Мусульманином при шахе Аббасе стал даже наследник грузинского престола царевич Константин.
Духовный лидер
Португальские монахи августинцы, прибыв во владения шаха Аббаса, довольно быстро поняли, что миссия их будет затруднительной. Так как у живущих в этих землях православных христиан есть настоящий духовный лидер. И лидер этот — женщина, грузинская царица Кетеван.
Правительница Грузии, мать царя Теймураза I, уже много лет томилась в плену у иранского шаха. Аббас I покушался на земли Кахетии. Чтобы остановить кровопролитие и демонстрировать готовность грузинского царства на дипломатическое решение конфликта, Кетеван добровольно стала заложницей шаха. Она отправилась из родной Грузии в земли Ирана вместе с двумя внуками — Александром и Георгием. Первое время царица жила там как свободный человек, но постепенно превратилась в настоящую пленницу, которой то и дело предлагали отказаться от Христа и стать мусульманкой, продемонстрировав таким образом преданность шаху. Однако, попав в заключение, царица не пала духом. Она продолжала сохранять свою веру, приняла на себя строгий пост и другие аскетические подвиги. Это вдохновило живших в Персии православных.
Встреча с царицей
Оценив ситуацию, католические миссионеры стали искать встречи с Кетеван. Когда знакомство состоялось, царица произвела на августинцев очень сильное впечатление. Однажды узнав царицу, монахи августинцы стали искать с ней встречи еще и еще, желая стать друзьями. Один из августинцев — брат Амброзио душ Анжуш, пораженный личностью царицы, сохранил подробные воспоминания об этом знакомстве. Каждая страница книги была пронумерована и заверена в епископской канцелярии Гоа.
Затерянные в чужих землях немногочисленные португальские миссионеры встретили такой ценный для них пример мужества и веры. Еще в годы своего правления Кетеван не раз давала шаху отпор. Она отказалась выходить замуж за шахского ставленника царевича Константина, перешедшего в ислам. Собрав восстание, она не допустила воцарения на грузинской земле этого неудачливого жениха.
В другой раз на просьбу Аббаса прислать ему на подмогу 300 воинов Кетеван послала в Шираз 300 девушек в военных одеждах, объяснив это тем, что молодых грузинских мужчин не собрать в таком количестве, так много их погибло в сражениях. Шаху пришлось оценить смелость царицы и отпустить девушек домой с подарками.
Уже будучи заложницей Аббаса, царица открыто занималась помощью своим землякам в Персии. Кетеван посещала грузинок, живущих на территории шахского гарема.
Это были матери, жены и сестры грузин, принявших мусульманство. Глядя на Кетеван, они оставались тверды в своей вере.
Потеряв свою власть и родную землю, находясь в заключении, смиряя тело и душу, грузинская царица продолжала занимать умы и сердца живущих в Иране. Она вдруг стала ключевой фигурой своего времени.
— Если царица Кетеван примет ислам, то ее подданные последуют ее примеру, и так укрепиться власть Ирана, — рассуждал шах Аббас.
— Если мать нашего царя верна православию, то и мы не будем принимать ислам, — говорили живущие в Персии грузины.
— Если мы найдем путь к сердцу грузинской царицы и она станет католичкой, то у нашей миссии здесь будет большой успех, — думали монахи августинцы.
От далекого русского царя Алексея Михайловича то и дело приходили посольства с просьбой освободить православную царицу.
Все это задевало и раздражало шаха Аббаса. На его мягкие предложения стать мусульманкой Кетеван отвечала отказом. «Ты будешь царевной Персии! Только согласись», — говорил шах. Кетеван не хотела.
Могущественный шах, почувствовав свое бессилие перед женщиной, стал запугивать царицу. Но угроза быть убитой за верность Христу также не поколебала Кетеван. Тогда обозленный шах назначил день казни.
12 сентября царицу Кетеван, одетую, как на праздник, в прекрасные одежды, вывели на площадь. Один из бывших рядом с ней православных священников, не выдержав, в страхе бежал. Другой до конца остался рядом с царицей. В толпе, смотревшей на подвиг Кетеван, были те, кто любил ее. Португальские монахи тоже пришли на площадь. Амброзио душ Анжуш точно описал все, что перенесла царица. Как разрывали ее тело клещами, протыкали гвоздями и прутьями, опрокидывали на голову раскаленный котел. Во время мучений Кетеван умерла.
Православная святая
После казни португальские монахи Амброзио душ Анжуш и Педру душ Санту обратились к шаху с просьбой отдать им тело святой. За это они обещали внести в казну крупную денежную сумму. Но шах, желая поскорее забыть имя царицы, даже слышать не хотел об этом. Тогда августинские монахи решили выследить, где похоронят царицу. Они видели, как истерзанное тело святой положили в мешок и закопали в поле за городом. Выждав четыре месяца, Амброзио душ Анжуш вместе с братьями тайно откопали благоухающие останки царицы Кетеван и спрятали в одном из своих монастырей.
Спустя еще два месяца шаху Аббасу все-таки пришлось вспомнить имя Кетеван. Его выкрикивали грузинские воины, поднявшиеся на защиту своей земли и разгромившие огромное персидское войско. Могущественный шах понес тяжелейшее поражение в своей жизни. Земли Кахетии и Картли были освобождены.
Пропавшие и обретенные мощи
После победы монахи августинцы торжественно передали часть мощей царицы Кетеван ее сыну — грузинскому царю Теймуразу I. В свою очередь, одну часть он отослал русскому царю Алексею Михайловичу.
Другую часть мощей португальцы привезли в Рим. Пораженные личностью Кетеван, они просили причислить ее к лику святых Католической церкви. Свидетели подвига царицы сами ездили в Рим, пытаясь рассказать о том, какого она достойна почитания, однако не смогли добиться желаемого. Царица Кетеван до последнего оставалась верна Православию.
Однако это не остановило августинцев. Они продолжали почитать святую царицу, писали о ней и рассказывали устно.
Еще одну часть мощей августинцы увезли в тот самый монастырь в колонии Гоа. Согласно оставленным записям, мощи были положены в каменной реликварий под особым окном внутри часовни капитула монастыря. Спустя 200 лет, в начале XIX века, обитель была закрыта. Король Педро IV просто запретил монашество, желая отомстить монахам за то, что они не поддержали его в борьбе за престол. Все монастыри Португалии и ее колоний были закрыты, а их ценности перешли в казну. Опустевший монастырь Носса-Сеньора-да-Граса быстро разрушился. Под развалинами были погребены мощи святой Кетеван.
Однако с 1980-х годов археологи тогда еще советской Грузии, изучив сведения, оставленные монахом Амброзио душ Анжушем и другие монастырские документы, начали раскопки, желая найти тот самый темный ящик, в котором хранились мощи святой Кетеван. Долгое время поиски были безуспешными. И только в 2005 году уже индийские археологи смогли найти ту самую часовню, окно и мощи рядом с разбитым реликварием.
Лабораторные исследования ДНК показали, что это останки принадлежат женщине предположительно грузинского происхождения. В 2021 году мощи царицы Кетеван торжественно были переданы из Индии в Грузию.
У португальских августинцев в самом центре Лиссабона был монастырь, носящий, как и в Гоа, имя Божией Матери Благодатной. Его история также связана с именем святой Кетеван. На одной из стен обители в соответствии с рассказами очевидцев было создано девятиметровое панно, повествующее о грузинской царице. Эту обитель постигла та же участь, что и другие португальские монастыри. После закрытия монашеского ордена монастырь перешел в казну, использовался и использовался как казарма и для других нужд. Новые хозяева здания закрыли изображение, поставив рядом шкафы для одежды. Об образе Кетеван в этих стенах совсем забыли. В 2008 году изображение, повествующее о страданиях православной царицы, было вновь обретено и отреставрировано. Теперь его можно увидеть во вновь открытом зале капитула, где по соседству с образом Кетеван находятся сцены из жизни знаменитых августинских миссионеров. Изумленные подвигом православной царицы, португальские монахи принесли эту историю в свою землю и сохранили о ней память на века.