Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Пазолини о христианстве; христианские мотивы у Брэдбери; лекции о теодицее

Статьи

«Как я в больнице лежал и какую бы составил молитву от морового поветрия»

Священник Николай Домусчи: сейчас, когда я читаю на службе присланную нам «молитву от морового поветрия», меня не покидает мысль, что именно ее я бы дополнил. Молитва эта выражает странную, на мой взгляд, мысль. Как будто Бог на нас разгневался, наслал болезнь — и вот мы дрожим, как дети, которых выпороли ремнем и они просят перестать их бить, а те, до кого ремень еще не дошел, не были парализованы страхом



«О высокотехнологичном амулете, или Зачем мы носим крест на шее»

Священник Николай Домусчи: крест носят многие, даже не особо верующие. Дети в школах часто задают вопрос: «Зачем мы носим крест?». В ответ я вспоминаю историю с моего первого прихода…



«Заметки о массовой культуре: философия плохих фильмов»

Владимир Шалларь. Вскрываем идеологию фильмов и сериалов: «Мулан», «Фрейд», «Платформа», «Сквозь снег», «Рассказ служанки», «Ганнибал» и др.



«Постмодернистские теологии»

Владимир Шалларь. Книги и лекции о постмодерне как шансе для христианства. Модерн был эпохой атеизма и материализма, следовательно, постмодерн как эпоха крушения модерна — шанс для христианства. Уже много веков не было столь хорошего времени для теологии.



«”Гегель в подключенном мозге” Славоя Жижека. Теология и психоанализ нейросвязи»

Владимир Шалларь. Каковы теологические, психоаналитические, антропологические, социологические, эсхатологические последствия нейросвязи?



«Скончался Сергей Хоружий. Краткий обзор его философии в пяти пунктах »

Владимир Шалларь. Скончался Сергей Хоружий — физик, переводчик и исследователь Джойса, последний (хочется думать, что на данный момент) крупный теоретик русской христианской философии.



«Как привить веру — и другие термины родителей-садоводов»

Мария Пискунова: помню, как ощущала тревогу в те моменты, когда впервые начинала рассказывать каждому из своих трех детей о Боге и морали. Ведь речь шла о вещах, знание которых когда-то может поставить моих детей перед выбором: быть с Богом или без Него….



«”Лествица”: о чем и для кого?»

Екатерина Смирнова. «Лествица» преподобного Иоанна — одно из самых известных аскетических произведений. Книга была создана монахом для монахов, но она может быть полезна всем верующим. Разбираемся, как извлечь из нее пользу.

Книги

Энциклопедия синергийной антропологииДобавили несколько текстов Сергея Хоружего:

«Энциклопедия синергийной антропологии» — собрание энциклопедических статей Сергея Хоружего: антропология православия, бесстрастие, исихазм, исихия, Григорий Палама, покаяние, синергия, совершенство, страсти, трезвение, философия всеединства.

«После перерыва. Пути русской философии». Первая часть книги — нечто вроде учебника по русской религиозной философии: точнее, его можно использовать в том числе и как учебник. Но даже и в этой первой, историко-философской части на самом деле мы видим нечто гораздо большее чем просто «учебник»: самостоятельное исследование, самостоятельная мысль. Автор — С. С. Хоружий — возможно, крупнейший русский мыслитель современности. Вторая же часть собрала в себе оригинальные исследования Хоружего.

«Фонарь Диогена. Человек в многообразии практик» — международный антропологический журнал, развивающий идеи синергийной антропологии. Здесь есть как и тексты основателя синергийной антропологии — Сергея Хоружего, так и его соратников, продолжателей.

Первый номер имеет следующие разделы: «Синергийная антропология и социальные практики», «Духовные и религиозные практики», «Практики психологии и психотерапии», «Политические и правовые практики», «Мир Бибихина».

Второй номер жунала имеет следующие разделы: «Додумать Жирара», «Синергийная антропология: социальные и политические практики», «Культурные практики».



Мир как органическое целоеДобавили несколько книг крупного христианского мыслителя первой половине XX века Николая Лосского:

«Интуитивизм», «Учение о перевоплощении» — две поздние работы философа. Оба как бы его философское завещание. «Интуитивизм» суммирует все творчество Лосского, который всю жизнь в общем-то философию интуитивизма и развивал. Работа «Учение о перевоплощении» посвящена экстравагантной черте философии Лосского: он действительно верил в перевоплощение душ, философские его обосновывал и считал, что оно не противоречит учению Церкви.

«Характер русского народа», здесь автор разбирает такие свойства русского народа, как религиозность, свободолюбие, народничество, мессианизм, старообрядчество, нигилизм, хулиганство и пр.

«Мир как органическое целое»: всеобщность органического строения мира, бытие реальное и бытие идеальное, Абсолютное, Царство гармонии или Царство Духа, царство вражды или душевно-материальное царство и пр.

«Логика»: «система логики, изложенная мной, опирается на гносеологию интуитивизма и на идеал-реалистическое миропонимание. Основная задача моей системы логики — преодоление противоположности иррационализма и рационализма, апостериоризма и априоризма, противоположности опыта и мышления».

«Введение в философию. Введение в теорию знания». Сейчас, конечно, книга кажется страшно устаревшей, ибо с философией случилось очень много всего после ее выхода.



ТеоремаСобрание текстов великого кинорежиссера Пьера Паоло Пазолини — стихи, проза, сценарии, публицистика, интервью. Нам здесь интересно тройное пересечение тем — разумеется сам кинематограф и в связи с ним: общественные взгляды Пазолини, его социальная философия и отношение Пазолини к христианству; кино — общество — христианство. Выделим на этот счет три пункта:

1. Общие замечания Пазолини об отвращении перед «мелкобуржуазным неверием», о важности священного, эпического для его кинематографа.

2. Тексты о фильме «Евангелии от Матфея». Помимо прочего атеист Пазолини пишет: «Мое прочтение Евангелия могло быть только марксистским, но в то же время я не могу отделаться от очарования иррационального, божественного, которым пронизано Евангелие. Все Евангелие пронизано этим чувством, которого я как марксист не могу вам объяснить, да и вы не сумеете, и весь марксизм вместе взятый не сможет объяснить».

3. Замысел фильма об апостоле Павле. Павел переносится во время Второй мировой и сразу после, при этом тексты его Посланий остаются такими же, как и две тысячи лет назад: в мире фашистов, коллаборационистов, буржуазии, клерикалов и т. д. Послания Павла буква в букву остаются все такими же актуальными, подрывными, революционными — так свидетельствует атеист, марксист и гениальный кинематографист Пазолини.



Выложили аудиоверсию «Убика» — может быть, лучшего романа Филипа Дика. Дабы не раскрывать сюжет «Убика», обойдемся самыми общими словами: как почти и в любом романе Дика — но здесь с особой ясностью и силой — «Убик» повествует о борьбе с миром иллюзии, тления, смерти, зла. «Убик» же сам по себе является чем-то вроде символа Бога.

Лекции

Лекции на разные темыСобрание отдельных лекций Ильи Грица

Илья Яковлевич Гриц — одаренный преподаватель Ветхого Завета, ректор Библейского колледжа «Наследие», покинувший нас в августе этого года. Будучи прекрасно осведомлен о новых тенденциях в библейской критике, Илья Яковлевич сам придерживался традиционного подхода. Его лекции отличаются тем, что он избирательно привлекал и материалы иудейской экзегетической традиции, и использовал свой многолетний опыт преподавателя углубленных курсов (например, семестр — на книгу Товита). В связи с этим слушатель не всегда найдет здесь традиционные комментарии начального уровня, зато точно встретит проблемные вопросы, которые делают текст Писания объемным и интересным.

В первой записи вы найдете воспоминания об Илье Грице, во всех остальных — несколько его лекций: «Песнь Песней», «Свобода славы детей Божьх», «Благословение мира в Книге Чисел», «Быть учеником Христа», «Введение в язык Библии», «Искусство — язык Библии», «Преображение Господне и Суккот», «Обрезание» (последняя — только в аудиоформате).



Социальный аутизм и религия сверхпотребления по Брэдбери«Социальный аутизм и религия сверхпотребления по Брэдбери»

Марина Михайлова, философ и филолог, вместе с порталом «Предание.ру» продолжает цикл лекций «Магический кристалл: мир и человек в романах ХХ века». Читаем вместе роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Этот роман, написанный в середине прошлого века, поражает точностью попадания в сегодняшние проблемы. Люди в наушниках, днем и ночью погруженные в прослушивание контента. Люди в комнатах, где все четыре стены преобразованы в огромные мониторы, постоянно передающие увлекательные сериалы с элементами интерактива. Люди за рулем яростно мчащихся скоростных автомобилей. Люди, сжигающие книги вместе с их владельцами. Люди, пишущие доносы на ближайших родственников…

В какой мере они продолжают оставаться людьми? Как жить рядом с ними тому, в ком чудом сохранилась способность слышать шум дождя и радоваться человеческому слову? Есть ли будущее у мира, зараженного социальным аутизмом, сверхпотреблением, тягой к комфорту и наслаждению?



Когда Бог отвечает молчанием«Когда Бог отвечает молчанием»

Лекция протоиерея Димитрия Сизоненко.

В Библии нередко возникает образ Бога, который подвергает свой народ нечеловеческим испытаниям. Почему Бог молчит, когда его народ страдает? Почему Он оставляет человека наедине с чувством Богооставленности в тот момент, когда Его вмешательство необходимо как никогда? Этот вопрос порой терзает сердце любого человека – и убежденного верующего, и атеиста.

О чем говорит молчание Бога? Это доказательство того, что Он не существует? Или, быть может, Ему нет дела до нас? Есть ли смысл в мучительном безмолвии Бога?



Блаженный Августин - зла нет«Блаженный Августин — зла нет»

В этой лекции кандидат философских наук Игорь Зайцев поговорит о блаженном Августине, основателе магистральной линии в понимании зла и в решении проблемы зла.

Мы поговорим о Блаженном Августине, основателе магистральной линии в понимании зла. В русле этой традиции находятся такие разные мыслители, как Фома Аквинский, Мартин Лютер, К. С. Льюис и другие. Угол зрения Блаженного Августина на проблему существенно отличается от более близких современности постановок вопроса о зле. Мы привыкли ставить под вопрос обоснованность веры в Бога, меру рациональности веры. Блаженный Августин ставит вопрос в метафизической плоскости: учитывая благость и всесилие Бога, как вообще возможно зло?



Что такое Апракос?«Что такое Апракос?»

Евангелия-Апракосы вошли в богослужебную практику в Византии более тысячи лет назад, так что при принятии христианства славянами именно в такой, «апракосной» форме Евангелие пришло и на Русь. Почему сегодня вновь актуален Апракос?

Евангелия-Апракосы вошли в богослужебную практику в Византии более тысячи лет назад, так что при принятии христианства славянами именно в такой, «апракосной» форме Евангелие пришло и на Русь. Древнейшие славянские рукописи Евангелия, такие как знаменитое Остромирово Евангелие XI века, — Апракосы. Впоследствии, особенно с распространением книгопечатания, они вышли из употребления, так как в практику вновь вошла изначальная форма Евангелия – Евангелие-Тетр, или, по-русски, Четвероевангелие.

Апракос иначе именуется «Недельным Евангелием», текст в нем организован календарно, согласно с недельными церковными чтениями, начиная с Пасхальной недели.

Сегодня, в век постепенно нарастающего церковно-богослужебного многообразия, наряду с общепринятым Тетром может быть вновь востребован Апракос как издание, прямо приспособленное к богослужебной практике Церкви.

На лекции мы говорим о том, какие особенности есть у чтения Евангелия-Апракоса и почему это может быть полезно мирянину.

Лектор: Протоиерей Александр Сорокин, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, ответственный редактор епархиального журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник», настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге.



Христианские мотивы в древнерусской литературе«Христианские мотивы в древнерусской литературе» — две лекции Анны Скворцовой, кандидата философских наук, доцента Российского университета транспорта (МИИТ), выпускницы Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Литературного института им. А. М. Горького.

Лекция 1
В лекции рассказывается о развитии древнерусской литературы, ее жанрах и стилистическом своеобразии, прослеживается ее связь с христианством.
Вы сможете узнать:
– Как средневековый человек воспринимал время и пространство?
– Когда в древнерусской литературе писали больше о героях, а когда — о неудачниках?
– Почему жития святых часто похожи друг на друга?
– Верили ли наши предки в существование людей «с песьими головами»?
– Что общего между древнерусской литературой и современной?

Лекция 2
В лекции рассказывается об отдельных произведениях литературы Древней Руси, их идеях, образах и сюжетах, выявляются библейские аллюзии в текстах.
Вы сможете узнать:
– Чем изложение события в летописях отличается от современного выпуска новостей?
– Почему некоторые ученые усомнились в подлинности «Слова о полку Игореве»?
– О чем Владимир Мономах писал своему разгромленному на войне врагу, по вине которого погиб сын Мономаха?
– В чем, согласно Ивану Грозному, заключается долг христианского монарха?
– Как протопоп Аввакум утешил свою жену, когда они чуть не утонули, переправляясь зимой через реку?
…и многое другое.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Метки: Новинки
Комментарии для сайта Cackle