Переводы молитв и богослужения на русский
Предлагаем два текста по теме: «практический» (тексты молитв на русском) и теоретическое рассуждение:
Продолжая разговор о понятности богослужений и о доступности церковного языка, хотим предложить вам подборку молитв и песнопений, переведенных известным публицистом из Петербурга игуменом Силуаном (Тумановым). Некоторые из них, например, краткий чин утрени, можно использовать в домашней молитве, другие помогут лучше понимать церковное богослужение.
Андрей Десницкий рассуждает об острых вопросах языка.
Язык Библии отличается от языка святоотеческого богословия. Но еще сильнее оба они отличаются от языка современности. Спор о языке богослужения, который не стихает вот уже четверть века, — лишь частный случай куда более глобальной проблемы.
Можем ли мы сегодня говорить о Боге языком трех- или даже полуторатысячелетней давности? Повторяя привычные формулировки, что мы имеем в виду? Отличаем ли мы метафору от термина? И есть ли у нас, собственно, другой язык для разговора о Боге — а если его нет, может ли он появиться и как?
Готовых ответов нет. Есть желание обсудить вопросы.
Книги
«Глас Божий ко грешнику» — книга святителя XIX века Филарета (Гумилевского). Простая книга о самом главном:
Грешник должен покаяться, или он погибнет.
Чем начинается и чем сопровождается равнодушие к вечности.
Пагубные действия греха на душу в земной жизни.
Бог не желает смерти грешника.
Божии призывы грешника к спасению
Грешник должен заботиться более всего о спасении своем.
Грешник сам хочет своей погибели.
Безосновательные причины, которыми грешник оправдывает своё замедление во грехах.
Идти вопреки свету.
Служение Богу и житейские дела.
Испытание совести.
Сокрушение о грехах, одушевляемое верой, и решимость оставить грехи.
«Смысл жизни» — антология главных русских текстов о смысле жизни: христианская философия отвечает на «главный вопрос». Составление и предисловие Н. Гаврюшина. Оглавление:
В. Розанов. «Цель человеческой жизни».
В. Несмелов. «Вопрос о смысле жизни у учении новозаветного откровения».
А. Введенский. «Условия допустимости веры в смысл жизни».
М. Тареев. «Цель и смысл жизни».
Е. Трубецкой. «Смысл жизни».
С. Франк. «Смысл жизни».
«Избранник» — поздний роман Томаса Манна, последний, законченный целиком. «Избранник» написан после «Доктора Фаустуса», в его основу положена средневековая легенда о «добром грешнике», рассказанная в «Фаустусе». «Избранник» — христианизировання история Эдипа, история о кровосмесительном грехе, причем христианизация делает из трагедии Эдипа — «комедию», то есть историю с хорошим, «благочестивым» концом: Эдип кается и следовательно спасен, а не проклят. Роман о Провидении, грехе и благодати: самые тяжкие грехи, все ужасные и все смешные случайности жизни силой Промысла оборачиваются к вящей славе Господней. Отдельно заслуживает ироническая манера повествования. Томас Манн писал: «ирония скорее меланхолическая, чем легкомысленная. Форма легенды с чистой серьезностью сохраняет религиозное ядро: христианские идеи греха и благодати». Роман тем самым иронизирует не над благодатью, а скорее наоборот: с точки зрения благодати, схваченной с чистой серьезностью, все остальное становится ироничным; покаяние, искупление «комедизирует» трагедию. В этом смысле «Избранник» похож на «Иосифа и его братьев»: серьезное религиозное содержание облечено в «веселую», «гуманистическую» форму.
Лекции
«Как принести Богу свою «корзинку с неврозом»? — лекция известного православного психолога Марины Филоник о религии и неврозе. Лекция организована Культурным центром «Покровские ворота».
«Богословие без догматизма: христианская мысль после Канта». В конце XVIII в. с подачи Канта понятие «догматизм» приобрело негативный оттенок – под этим стали понимать ситуацию, когда утверждение, не могущее быть предметом знания, выдают за безусловную истину. Однако христианское богословие уже сложилось к тому времени именно как догматическое. Для богословия эта ситуация стала коллизией и вызовом. Каков был его ответ, попробует проследить на предстоящей встрече преподаватель библейского колледжа «Наследие», магистр теологии Дмитрий Матвеев.
«Наследие Бахтина сегодня: станет ли XXI веком диалога?». Мартин Бубер, один из создателей диалогического направления в культуре ХХ века, говорил: «XXI век будет веком диалога – или его вообще не будет». И вот этот век наступил. Становится ли он «веком диалога»? Какую роль в этом возможном становлении имеет творческое наследие М. М. Бахтина – его идеи о полифонии, хронотопе, смехе как второй истине мира, о человеке как одновременно, «авторе» и «герое» по отношению к Другому?
Об этом расскажет Евгений Борисович Кнорре, кандидат педагогических наук, ведущий дискуссионного клуба «Диалогос», в 1995—2000 годах – участник семинара философа В. С. Библера, автора концепции «Диалога культур».
«Пушкин и простые вещи — в поэзии и повседневности». Начнем с привычной фразы: «Пушкин — солнце русской поэзии». Но его стихи действительно проливают солнечный свет на все, к чему обращаются. При этом Александр Сергеевич — человек, который прожил обычную жизнь с обыденными проблемами. Как соединяются красота и ничтожество в его судьбе? И как нам преодолеть ничтожество собственной жизни и открыться красоте?
Лектор: Марина Михайлова, доктор философских наук, профессор РХГА, автор и ведущая программ на радио «Град Петров».
Третья лекция из серии «Философия в лицах» Алексея Лызлова будет посвящена немецкому мыслителю Вильгельму Дильтею (1833—1911). В своих работах Дильтей говорит о понимании как таком способе познания, который не может быть осуществлен одним только разумом, но осуществляется человеком во всей полноте и многосторонности присущих ему способностей и сил. Более того, понимание осуществляется человеком как становящимся, творчески-открытым существом, оно является движением жизни, а не применением готовых, уже сформированных познавательных способностей или умений. «Жизнь понимает жизнь» — вот формула, которую дает Дильтей в поздний период своего творчества. Известный как методолог гуманитарных наук и основатель описательной психологии, Дильтей оказал также важное влияние на педагогику и дал важные ориентиры для понимания процесса возрастного развития, которые могут быть интересны не только философу, но и всякому, кто имеет какое-либо отношение к воспитанию детей.
«Образ Девы Марии и Ее Рождества в живописи». Богословский смысл Рождества Богородицы можно глубже понять, рассматривая живописные сюжеты. Виртуальную экскурсию по полотнам мастеров XV—XIX вв. проведет протоиерей Димитрий Сизоненко.
21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Богородицы. Как известно, Мария родилась у престарелых родителей Иоакима и Анны после их усердных молитв. Примерно такое же чудо повторяется и перед рождением Иоанна Крестителя. Проследить параллели и богословский смысл рождества Богородицы можно, обращаясь к известным живописным сюжетам: от древнеегипетских изображений, знаменитых росписей Мистры, фресок Джотто и византийских иконописцев до полотен выдающихся мастеров XVI—XIX вв.
Лектор: протоиерей Димитрий Сизоненко, клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери (С.-Петербург).
Лекция-презентация пособия Я. В. Солдаткиной «Литература в звуке, цвете и движении: историко-литературные основы медиасловесности». Профессор кафедры русской литературы XX—XXI веков Института филологии МПГУ Янина Солдаткина представляет свою авторскую версию истории литературного текста: от времени «первых песен» до современной сетевой прозы. Как жила литература до того, как изобрели письменность? Зачем в книжке нужны картинки, и как эти картинки выглядят в современной сетевой среде? Что делать, если книжка закончилась, а расставаться с героями жалко? А также истории о том, как Дон Кихот, Дон Жуан и мистер Дарси завоевали мир, пока принц Гамлет из «книжного мальчика» стал театральным режиссером. И финальный бонус: Я. В. Солдаткина постарается ответить на вопрос, что такое «медиасловесность», откуда она пошла и куда теперь движется дальше.
Статьи
Денис Семенов: Григорий Николаевич Журавлев – художник-иконописец конца XIX – начала XX века. Его иконы называют «нерукотворными», и известность пришла к нему не только благодаря таланту. Художник появился на свет калекой: руки росли только до локтевых суставов, а ноги — до колен. Телесные недуги не помешали ему творить, и Григорий Журавлев вошел в историю как пример того, что человек, сильный духом и верой, способен преодолеть многие невзгоды.
Священник Александр Пермяков: мне пришлось совершить легкую редакцию этого текста. Я разбил его на тезисы и сделал это для того, чтобы приспособить его для восприятия современными христианами живущими в миру… и вот что у меня получилось. Во-первых, я изложил, почему жизнь вне общины опасна примерами пренебрежения к заповедям Господним. Во-вторых — описал ее преимущества.
Артем Перлик размышляет о том, почему в нашем «перевернутом мире» радующиеся и счастливые люди вызывают настороженность и неприятие даже в церковной среде, а иногда и в первую очередь в ней.
Дина Королёк и Владимир Шалларь прочитали проповеди на Воздвижение греческих и русских Святых Отцов и нашли там совершенно удивительные политические и социально-экономические смыслы.
Владимир Шалларь собрал 12 зарубежных христианских романов.
Елизавета Трофимова: мы продолжаем делиться новостями о наших подопечных, уже получивших помощь от «Предания». Сегодня расскажем удивительную историю Людмилы Симоновой, которая «потеряла тело» и нашла себя.
Денис Собур: что такое «встреча со Христом», о которой так часто говорят сегодня? Вряд ли вы сможете найти какое-то однозначное и четко выраженное учение об этой Встрече.
В рамках нашего юбилейного года мы начинаем публиковать подборку материалов «10 лет «Предания»: сотрудники фонда о себе». Программист фонда «Предания» Игорь Оначенко написал об одном из важных событий своей жизни — поступлении в ПСТГУ.