Переводы молитв и богослужения на русский

20.05.2019
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

К Дню славянской письменности и культуры авторы “Предания.ру” размышляют о проблеме перевода богослужения и молитв на русский язык:

Вопрос о языке богослужений в Новозаветной церкви стоять в принципе не мог. Ведь от Господа был призыв: идите и научите все народы, а учить в ситуации миссионерской проповеди можно лишь на языке, понятном аудитории. Ни слова об этом нет и в материалах Вселенских соборов: они отвечали на актуальные вопросы современности, а не создавали какой-то универсальный кодекс для будущего. Вопрос языка богослужений в число актуальных не входил. И к богословию как таковому он не имеет отношения, — считает руководитель Научного центра по изучению церковнославянского языка, кандидат филологических наук Александр Кравецкий.

Игумен Силуан (Туманов) в серии заметок, в частности, пишет: «Мне ОЧЕНЬ нравится церковнославянский язык. Сам его использую и на богослужении, и в домашней молитве. Я вижу в нем только один недостаток — он уже не способен без дополнительных проповедей и бесед научить народ Евангелию через само богослужение. А это его ЕДИНСТВЕННАЯ задача. Все творения святых отцов мы переводим с древних языков на… правильно, русский. И как-то обходимся без мата».

Продолжая разговор о понятности богослужений и о доступности церковного языка, хотим предложить вам несколько молитв, которые можно по желанию использовать в домашнем молитвенном правиле. По словам митрополита Антония Сурожского, «первое действие молитвы — выбрать такие слова, которых мы не стыдимся, которые в полной мере выражают нас и которые нас достойны; и затем принести их Богу со всем разумением, на какое мы только способны. И надо все свое сердце вложить в это молитвенное предстояние». Предлагаем краткие молитвы и песнопения-молитвы, составленные игуменом Силуаном (Тумановым). Современный человек может ими воспользоваться в каких-то жизненных ситуациях. Возможно, слова отца Силуана, отражающие его молитвенный опыт, помогут кому-то на пути возрастания в вере.

А вот и переводы древних литургий от игумена Силуана. Он писал: «У этих последований, вышедших много веков назад из практического употребления по разным причинам, есть, конечно, и свои достоинства, и свои недостатки. Но для нас важно, что они были составлены во времена, очень схожие с современными. Гонения начала ХХ века дали Церкви множество мучеников, а последовавшее после 1000-летнего юбилея Крещения Руси легализация Церкви привела в нее множество номинальных христиан. Вновь, как и в древности, Церковь столкнулась с проблемами катехизации огромного количества народа, для которого богослужение стало неясным, утомительным и сложным. Здесь и могут быть полезными древние тексты, простые и четкие, назидательные и умеренно насыщенные догматикой, лишенные византийской поэтики и богатства риторики, но изложенные скупым и благоговейным стилем».

Выложили русскоязычный молитвослов, разработанный коллективом педагогов и вожатых приходского подросткового лагеря свв. Космы и Дамиана в Шубине. Подростки – народ чувствительный к попыткам на них как-то повлиять, воспитать. Им важно нащупывать собственную позицию по всем вопросам, важно иметь возможность спорить, не соглашаться. Задача приходского лагеря – построить такие отношения с ребятами, в которых станет возможным искренний и открытый разговор о личном опыте и подлинных переживаниях, в том числе и опыте веры. Именно для построение собственного, живого опыта веры создан этот молитвослов, который можно использовать детям в возрасте от 11 до 17 лет и для домашней молитвы.

Также выложили стихотворное переложение на русский язык канона, читаемого над плащаницей в Великую субботу.

Книги и статьи

Ð¡Ð¾Ñ„Ð¸Ñ «София» Владимира Соловьева — удивительнейший текст. Всем известны «свидания» Соловьева с Софией. Этот текст полностью посвящен Ей, и более того, в нем встречается «медиумическое письмо», где пишет уже не Соловьев, а сама София. Вообще это, конечно, вполне безумный текст, такое теологическое фэнтези, приключенческо-метафизический роман. «София» — своего рода бессознательное Соловьева, где его гениальность встречается с его безумием.

Так или иначе, текст — очень ценный. «София» — цельная метафизическая система (Бог, творение мира, мировой процесс, всеединство) и вместе с тем — цельная социальная система. Такие вещи как прогресс, атеизм, анархия, выступают здесь как моменты Всеединства, Божественного процесса.

Об этой книге пишет Владимир Шалларь в новом выпуске цикла «Христианство и фаллократия».



Учение Ñ Ð²Ñ Ñ‚Ñ‹Ñ… отцов о Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ñ Ñ… и Ð´Ð¾Ð±Ñ€Ð¾Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ»Ñ Ñ…«Учение святых отцов о страстях и добродетелях» Шиманского. По словам автора, эта «книга не является научным трактатом или исследованием; она, cкopee, систематизированный сборник святоотеческих мыслей по отдельным, наиболее важным, вопросам деятельной христианской жизни, имеющий, главным образом, цель нравственно-назидательную. Автор в своей работе стремился представить в удобопонятной и доходчивой для современного читателя форме святоотеческое учение и опыт и показать их необходимую применимость в жизни каждого христианина, ибо заповеди Божии и законы духовной жизни общи для всех христиан, какой бы образ жизни и подвига они ни проводили».



Статья игумена Силуана (Туманова) «Я недостоин причащаться!»: «Участвуют ли в Литургии те, кто стоит в очереди на исповедь? Хороший вопрос. За последние века участие в Литургии мирян воспринимается исключительно пассивно».



7 мая не стало удивительного человека, который делал наш мир лучше. В возрасте 90 лет скончался христианский подвижник Жан Ванье. Этот человек изменил отношение всего мира к людям с умственными ограничениями, дал возможность родственникам и родным не быть в одиночестве со своей бедой, создав общины «Ковчег», «Вера и свет». Через свои книги и выступления он постоянно напоминал о надежде, и многим открыл, какой может быть подлинная жизнь в общине. Мы хотим напомнить некоторые важные мысли Жана Ванье, собранные из его книг.

Также выложили его 10-минутное интервью.



Владимир Шалларь, «К конфликту вокруг храма в Екатеринбурге: атеистическая карикатура»: «Разумеется, как и любое событие, конфликт вокруг строительства храма в Екатеринбурге сложней, чем медийная картинка. Разумеется, среди противников храма есть «демшиза» и люди, озлобленные против христианства как такового; разумеется, среди защитников храма есть много настоящих, добрых христиан. Тем не менее удивляет, с какой потрясающей готовностью Церковь как бы сама вставляет себя в атеистическую карикатуру».



К 9 мая собрали несколько киношедевров о войне, при этом — христианских.

«День Победы — праздник человеческий. Праздник жизни, как понимают её люди»,пишет Владимир Берхин.

«Шурка» — стихотворение Натальи Разувакиной к 9 Мая: «Я иду к «Магниту» ближе к ночи через весь район, и поёт про синенький платочек жирный саксофон».



Образ христианина для нас — житийный, иконный. Прекрасные образы, но ими сложно руководствоваться в обычной жизни. Вот пять книг о повседневной жизни святых: людей Библии, первых христиан, ранних пустынников, русских и западных монахов.

Лекции

Мечта как путьЧто такое будущее для каждого из нас? Можем ли мы своими планами, прогнозами, конкретными шагами, мечтами, в конце концов, как-то запрограммировать его? В своем новом романе «Брисбен» Евгений Водолазкин выводит мысль, что будущее у человека отнять легко, потому что будущее — это всего лишь наши страхи и мечты, наши предположения. Труднее отнять настоящее, потому что оно действительно существует, оно — не иллюзия. Еще труднее отнять прошлое, потому что оно неизменно. И совсем невозможно отнять вечность, потому что вечность — у Бога. «Поэтому не горюй, что у тебя нет будущего, — говорит главному герою, состоявшемуся музыканту, пораженному болезнью Паркинсона, его мудрый дед. — То, чего, как тебе кажется, ты лишаешься в будущем, ты найдешь в настоящем и в прошлом, но главное — в вечности».

О будущем и вечном разговор известного писателя Евгения Водолазкина и иеромонаха Корнилия (Морозова), настоятеля храма свт. Спиридона Тримифунтского.



Â«Ð¥Ñ€Ð¸Ñ Ñ‚Ð¾Ñ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° не Ñ Ð¼ÐµÑ Ð»Ñ Ñ Â»: о юморе Ð‘Ð¾Ð¶ÐµÑ Ñ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼ и религиозном«Христос никогда не смеялся”: о юморе Божественном и религиозном».

Архимандрит Савва Мажуко поговорит о смехе, проведет апологию юмора и попробует увидеть смешное в обыденном и (чересчур) серьезном.

«Прилично ли смеяться людям верующим? Не оскорбит ли это чуткую душу, не посеет ли соблазн, не подтолкнет ли к кощунству?»

Разве не смешно, что верующему приходится обосновывать право на смех — естественное право, которое каждый человек получил от рождения?! А если ты еще и священник, тебе следует подкрепить свое неудержимое желание рассмеяться подборкой цитат из святых отцов.

Последователи Учителя, Который советовал подражать детям, вдруг оказались самым взрослым населением планеты. Вот уж воистину недоразумение века! Меж тем людям, ищущим мудрости, без юмора никак не справиться, а христиане — это именно те люди, которые призваны к мудрости, значит, им без смеха не обойтись, в том числе над собой и прежде всего над собой.

Юмор — это способ описания реальности, особый язык, схватывающий тончайшие оттенки действительности, которые ускользают от более взрослых языков и жанров.



Обида, прощение и жертва«Обида, прощение и жертва». Известно: чем дольше живёшь, тем меньше понимаешь. Вот и прощение: в дошкольном детстве говоришь «прости» — и все в прошлом, а как прочтешь пару книжек и послушаешь несколько лекций — все запутывается.

Что значит «простить»? Может ли человек сделать это усилием воли? Должен ли я прощать, если не хочу? И если должен, то кому? А если никто не просит прощения? Кто сильнее — тот кто простил или тот кто отказался прощать? Что значит “подставить другую щеку” и сколько раз это надо делать? Как связано прощение и возмещение ущерба? Что такое жертва и как она связана с прощением?

На эти и другие вопросы попробуют ответить:

Светлана Яблонская, кризисный психолог, логотерапевт;
Оксана Куропаткина, религиовед;
Владимир Стрелов, библеист;
иеромонах Иоанн (Гуайта) — клирик храма св. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, историк.



От Голгофы до Ð¿ÑƒÑ Ñ‚Ð¾Ð³Ð¾ гроба: Ð¡Ñ‚Ñ€Ð°Ñ Ñ‚Ð¸ и Ð’Ð¾Ñ ÐºÑ€ÐµÑ ÐµÐ½Ð¸Ðµ в мировом Ð¸Ñ ÐºÑƒÑ Ñ Ñ‚Ð²Ðµ«От Голгофы до пустого гроба: Страсти и Воскресение в мировом искусстве». Анна Пожидаева. На лекции мы рассмотрим иконографию Страстей Христовых в мировом искусстве — точнее, первую часть обширного круга сюжетов, связанных с этой темой: Моление о чаше, Взятие под стражу, Приведение к первосвященнику и Пилату, Поругание, Бичевание, Несение креста.

Мы обсудим, как менялись трактовки каждой темы от раннего христианства до Контрреформации под влиянием богословия, благочестивого театра и практики паломничеств; узнаем, в какие периоды и почему теме Страстей уделялось особое внимание.



«Психотерапия и свобода воли». Андрей Копьёв. Настоящая лекция посвящена тезису, что целостный подход к человеку, и материальный, и духовный, помогает человеку в процессе его психического выздоровления больше, нежели односторонний.



«Религиозность vs духовность». Оксана Пименова. Пророчества об исчезновении религиозности в связи с “расколдовыванием мира” оказались неоправданными. Многочисленные эмпирические исследования последних десятилетий показывают: несмотря на секуляризацию и десакрализацию интерес к духовному остается неизменным. Правда, он находит новые формы выражения.



Собрание лекций одного из лучших современных российских библеистов архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Темы самые различные: собственно библеистика (новозаветное учение об отношении к свободе и государству; кто «ест и пьёт недостойно», по словам апостола Павла, и пр.), литургика (Евхаристия, Брак), литература (фаустовская тема в литературе, Серебряный век русской литературы и христианство).



«История христианского богословия» — курс лекций Филиппа Кэри, профессора философии философии в Восточном университете, Сент-Дэвис, Пенсильвания. Этот подробный курс освещает свою тему от зарождения христианства до наших дней: христианство и античная философия, как христиане читали Библию, доктрины Троицы, Воплощения, благодати, схоластика и православное богословие, Лютер, Кальвин, споры о предопределении, различные направления протестантизма, деизм и либеральное богословие, постмодернизм, экуменизм и пр.

«Философия и христианство» — курс того же автора: Отцы Церкви, христианский платонизм, Декарт, Лейбниц, Юм, Кант, Гегель, Маркс, Кьеркегор, Ницше, Бубер, Левинас и пр.

Музыка

Альбом православной авторской песни о. Георгия Галахова – “о неустанном внимании к нам любящего Господа и Его Пречистой Матери, о том, как все меняется в нашей жизни, стоит лишь обратиться к Ним искренне, от всего сердца…”



В новый альбом (2019) Алексея Фадеева вошли песни, записанные последние 3 года, – самые яркие и интересные поучительные истории из жизни. Этот диск продолжает серию альбомов сюжетных песен.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle