Петров пост
Начался Петров (Апостольский) пост, приуроченный к празднику Петра и Павла. Вот две статьи и две книги по теме:
Владимир Берхин, статья «Неработающий пост»: «Сейчас идёт Петров пост, и это в очередной раз провоцирует дискуссию — а что такое пост, а зачем он нужен, а как соотносится отказ от скоромной пищи и духовная работа, а нужен ли пост летом, да ещё и каждый год разный, и так далее».
Священник Александр Пермяков, статья «Пять причин, почему наша миссия неэффективна»: «В Петров пост хочется задуматься не только и не столько о постной кухне, а о том деле, которое начали святые апостолы Петр и Павел, — деле распространения учения Христова. О том, почему православное миссионерство сегодня не популярно и не эффективно».
«Оставшееся время. Комментарий к Посланию к Римлянам» — книга одного из ведущих современных философов Джорджо Агамбена: а когда современная философия обращается к Писанию, это всегда радостно. Здесь изначальное христианство, как мы можем его понять из Посланий Павла, описывается как мессианическое сообщество, радикально подрывающее все структуры мира сего, обездействующее всякий закон. Приведем несколько гипотез Агамбена:
— Впервые рифма в поэзии была применена христианами, и более того, первый подступ к этому можно найти у апостола Павла. Рифма — литературное приложение мессианизма. И то, что из современной поэзии рифма ушла — это следствие атеизма. Апросодия — это атеология.
— Обычно «тайну беззакония» понимают как пришествие Антихриста, а «удерживающего» (Римскую империю или власть вообще) как некую хорошую силу, защищающую от Антихриста. Однако Павел — тот, кто объявил мессианское обездействование Закона: иными словами, «тайна беззакония» заключается в том, что Закон более не действует, «тайна» эта в том, что Парусия близка. И то, что «удерживает» эту «тайну», — не что-то хорошее, а напротив — нечто антимессианское. Павловы высказывания о «тайне беззакония» и «удерживающем» не могут служить для обоснования «христианской доктрины власти», а напротив, могут служить для чего-то противоположного. «Тайна беззакония» состоит в том, что любая власть нелегитимна и раскрытие этой тайны удерживается силами мира. «Беззаконие» у Павла — это не «грех», а «не-Закон».
— Марксистское понимание пролетариата восходит к Павлову пониманию мессианского сообщества (Церкви).
«Апостол Павел — человек и учитель в свете иудейских источников» (текст и аудиоверсия) — книга Ристо Санталы, изучающего Новый Завет в свете иудейской традиции. Он пишет, что «после 45-летнего плаванья по безбрежному морю иудейской литературы отважился войти в опасные и изобилующие подводными скалами воды Павловой учености».
Курсы лекций
«Антропология игры» — курс лекций яркого украинского философа и богослова Александра Филоненко: богословие Игры. Божественное сотворение мира, и для какой игры Бог создал человека? Кем в действительности была построена советская космическая программа заселения космоса? И многое другое.
«Философия и антропология музыки» — курс (12 лекций) Людмилы Грибановой, где она рассказывает о музыке не как об искусстве эмоции, аффекта, какого-то содержания, а как о более глубинном явлении, связанном с предельными, сокровенными, глубоко внутренними проявлениями Человека — счастьем, крушением, ужасом, устремлением за собственные границы. Этот подход есть новое понимание музыки на базе нового понимания человека в русле синергийной антропологии — течения неклассической философии. В качестве сопоставления излагаются и другие философские концепции музыки, представленные в контексте классической и доклассической философской антропологии и философии искусства.
Выложили много новых лекций из курсов Владимира Сорокина о Книгах Царств и Книге Притч, а также из интереснейшего курса «Тора в Новом Завете».
«Иностранки и иностранцы в Византии» — мини-курс византиниста Романа Шляхтина: Иностранцы в новом Риме; Послы и посланки. Княгиня Ольга и Лиутпранд Кремонский; Где варяги, там напряги. Князь Сфендослав, варяги и иностранцы X-XI века; Империя иностранцев. Революция Комнинов и новый порядок; Русские туристы в Константинополе. От Антония Новгородца до Нестора Искендера.
Книги
«Игра в бисер» — главный роман Германа Гессе, одно из главных произведений XX века. В «Игре в бисер» описывается Касталия — «идеальная» страна интеллектуалов. Философ Марина Михайлова рекомендует эту книгу аудитории “Предания.ру” в следующих словах:
«Игру в бисер» я читала в те времена, когда еще совершенно не была церковным человеком, но благодаря этой истории я поняла, как прекрасна вера и духовная жизнь и какой-то путь, который разворачивается через веру и доверие, через духовное усилие. Мне кажется, «Игра в бисер» – это очень полезная книга для верующих людей».
«Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах)» Михаила Шкаровского — одна из главных и лучших книг по истории Русской Церкви в эпоху советских гонений.
«Трагедия Русской церкви. 1917–1953 гг.» — знаменитая книга Льва Регельсона. Сергей Фирсов, рекомендуя эту книгу аудитории «Предания.ру», говорил:
«Эта книга была опубликована в 70-х годах и в каком-то смысле может считаться памятником церковно-исторической мысли, но она именно этим и интересна. Интересна тем, что писал ее человек церковный, диссидент, кстати, для которого боли церковные абстракцией не являлись, которые он считал необходимым означить».
«Свидетельство обвинения: церковь и государство в Советском Союзе» — книга протодиакона Владимира Русака, за которую он был приговорен к 7 годам лагерей строгого режима и 5 годам ссылки. Историк Сергей Фирсов рекомендует эту книгу аудитории “Предания.ру” в следующих словах:
«Есть пристрастная, но важная книга диакона Владимира Русака «Свидетельство обвинения: церковь и государство в Советском Союзе». За эту книгу автор в конце советского периода подвергался тюремному заключению. В то время эта книга была чем-то удивительным — не официальным, не официозным. Автор говорил о том, как следует оценивать деятельность советской власти по отношению к Русской Православной Церкви. Это тоже своего рода памятник церковно-исторической мысли, но такой памятник, о котором не стоит забывать».
«История Российской церкви. Со времени основания до наших дней» Владимира Русака, написанная на основе лекций, прочитанных в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Здесь разбираются такие темы как епархиальное управление, богослужебная жизнь, приходское духовенство, церковная письменность, народные нравы, монастыри и подвижники, западные влияния, старообрядчество и единоверие, распространение веры, отречение императора Николая II от престола, эпоха после смерти Патриарха Тихона, современное состояние Московской Патриархии, Русская Православная Церковь за границей, раскол Зарубежной Церкви, Американская митрополия.
Блог
Новые выпуски нашего проекта «Лучшие книги о вере»: аудитории “Предания.ру” рекомендуют книги игумен Петр (Мещеринов) и философ Марина Михайлова.
Ирина Копылова, «Мне не больно»: через православный невроз и бесплодие – к принятию себя и Бога.
«Я научила женщин говорить». 23 июня исполняется 130 лет со дня рождения Анны Ахматовой. Философ и филолог Марина Михайлова рассуждает о том, что самое важное в творчестве Анны Андреевны.
«Что означает «искушение» в Евангелии». Протоиерей Димитрий Сизоненко — по поводу новой редакции молитвы «Отче наш» для католиков.
«Жертвоприношение в истории и современности». Дмитрий Вайсбурд: «В архаичном смысле жертва была связана вовсе не с необходимостью что-то отдать, а с необходимостью кого-то убить. Нашему современнику этот феномен настолько непонятен, что его объясняют совершенно несвойственными ему мотивами».
Сделали подборку книг, статей и лекций главного современного русского философа Александра Секацкого, в которых он так или иначе пишет о христианстве и в связи с христианством о вопросах экономики и политики, науки и техники, страдания, свободы, телесности, аскезы и т. д.