Скоро Рождество, можно почитать с детьми «Ночь перед Рождеством» Гоголя. И я задумался: «А в чем вообще заключается православное учение о бесах?» Нет, я тоже читал катехизис и сдавал курс Догматического богословия. Но как это соотносится реальным миром?
Вот, например, наш прежний благочинный любил в проповедях пересказывать сюжет из жития святого Иоанна Новгородского. Того самого, который на бесе летал в Иерусалим на паломничество. Считается ли эта история частью Священного Предания? Или это литературный сюжет, столь же достоверный, что и полет кузнеца Вакулы «в Петембург, прямо к царице»?
Учебник догматического богословия говорит нам, что злые духи «обладают обширным ведением, отчасти ведением будущего, обладают значительным могуществом и силой». Многие прихожане и священники могу рассказать истории про летающие утюги и другие паранормальные явления. Даже светские люди вспомнят про каких-то ясновидящих, которых то ли милиция, то ли ФСБ привлекали для поиска пропавших людей. Только подтвердить это фактами никто не может.
Хорошо, допустим, некоторые люди могут вступать в контакт с бесами и получать паранормальные способности. Тогда и доказать это несложно. Только не в битве экстрасенсов. Достоверными доказательствами занимаются не экстрасенсы, а ученые.
Миллион долларов или хотя бы миллион рублей
В 1996 году бывший иллюзионист Джеймс Рэнди учредил премию человеку, который докажет свои паранормальные способности. Сегодня размер премии составляет 1 миллион долларов. Неплохая сумма. Желающих получить премию было много, но ни одному не удалось сделать ничего сверхъестественного. Лозоходцы не смогли сказать, в какой из труб текла вода. Ясновидящим по фотографии не удалось определить, жив человек или мертв. Рэнди приглашал к участию и некоторых всемирно известных магов, но почему-то они отказались участвовать в состязании.
Почему так? Почему бесы могут давать человеку сверхспособности в неосвященных квартирах и на телевидении, но не в контролируемых лабораторных условиях? Или просто лаборатория Рэнди была освящена?
Фонд выплатит премию в сумме 1 000 000 (один миллион) долларов США («Приз») любому лицу, которое продемонстрирует какие-либо экстрасенсорные, сверхъестественные или паранормальные способности в условиях корректного эксперимента. Такая демонстрация должна быть проведена в рамках правил и ограничений, описанных в этом документе.
(Официальное заявление о премии Фонда Джеймса Рэнди)
Допустим, бесам неинтересно искушать бездуховную Америку. Цель их атаки – православная Россия. Но и у нас есть отечественная премия Гарри Гудини. Пусть это не миллион долларов, но и миллион рублей неплохо.
Отечественные экстрасенсы пытались ее получить. И сами искренне удивлялись, когда их магия не работала. Одному предложили найти купюру в 5000 рублей в одном из 10 конвертов. Для победы нужно было сделать это в трех случаях из четырех. Не получилось ни разу. Другому предложили по фотографии определить обстоятельства смерти человека хотя бы в 50% случаев. И снова ноль правильных ответов. Третий угадывал, за какой из пяти ширм находился мужчина (за остальными были женщины). Тут удача улыбнулась, и одна попытка из пяти оказалась успешной. Негусто.
Допустим, это Бог ограничивает бесов, чтобы они не искушали людей. Но почему тогда Он делает это исключительно там, где ученые контролируют условия эксперимента? Почему им позволено морочить головы людям на федеральных каналах, но не в лабораториях? Непонятно. Может, дело не в бесах и паранормальных способностях, но в мошенничестве и чрезмерной впечатлительности?
Нужны ли до сих пор «отчитки»
Как мы сами относимся к учению о бесах? Если они действительно так одолевают людей, то почему адекватные православные священники весьма негативно относятся к «отчиткам» и вообще сообщениям о беснованиях в храмах? Если проблема действительно в бесах, значит, правы монахи, совершающие ритуалы отчиток. Тем более спроса на них хватает. Тут и защитники церковнославянского языка богослужения оказываются правы. Главное, чтобы бесы понимали Псалтирь и бежали от нее, как черт от ладана. А церковнославянского языка бесы наверняка боятся больше, чем современного русского…
Но ведь именно эти народно-приходские традиции и смущают многих православных христиан.
— Постой, голубчик! — закричал кузнец, — а вот это как тебе покажется? — При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок. — Постой же, — сказал он, стаскивая его за хвост на землю, — будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан! — Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения.
— Помилуй, Вакула! — жалобно простонал черт, — все что для тебя нужно, все сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!
— А, вот каким голосом запел, немец проклятый! Теперь я знаю, что делать. Вези меня сей же час на себе, слышишь, неси, как птица!
(Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством)
Да, я знаю, что в Писании написано: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17:21). Но примеры таких исцелений мы знаем лишь из житийной литературы. На наших приходах мы не встречаем «отроков, исцелившихся в тот же час» (Мф 8:13). С развитием медицины мы стали использовать другие способы помощи людям, ведущим себя неадекватно. Исцелить их удается не так часто. Но все же медицинские препараты помогают страждущим гораздо чаще, чем пост и молитва.
Как часто ни служится Литургия, душевнобольные люди в храмах не исцеляются. Приходится придумывать новые формулы: «где сильнее благодать, там сильнее искушения». Или о том, что Евхаристия помогает, но при этом бесы начинают искушать еще сильнее. Но ведь это и означает, что таинства, пост и молитва не помогают справиться с нечистой силой. Человек не ходил в храм, и у него были какие-то проблемы.
Человек пошел в храм, получил благодать, но и искушения усилились. Конечный результат не изменился, как и жизнь человека.
И это очень сильно отличает наш опыт от Евангельского. Там люди приходили с проблемой и получали исцеление.
Арифметика ангельских легионов
Мой вопрос не в том, есть бесы или нет. Этим пусть занимаются специалисты по догматике. Я про жизнь и возникающие в ней проблемы. Ссылкой на бесовские искушения можно объяснить любую проблему.
Дети не слушаются — искушения, проблемы в семье — искушения, работа не сделана вовремя — опять искушение. Но ни святая вода, ни крест, ни даже еженедельное причастие не помогают с этими искушениями справиться.
Наши священники причащаются каждую неделю, но проблем в семьях у них ничуть не меньше, чем у простых прихожан. Можно, конечно, предположить, что они оттягивают на себя внимание бесов, и этим отвлекают их от простых смертных. И если бы не их молитвы, то искушений у простых людей было бы еще больше. Но где тогда легионы ангелов, возглавляемых архангелом Михаилом? Такая арифметика ангельских легионов чем-то напоминает старую усмешку главнокомандующего: «А сколько дивизий у Папы Римского?» Мне кажется, не стоит воспринимать духовный мир в категориях операций генштаба по удержанию стратегически важных участков. Каждый человек сам предстоит пред Богом, и мне не верится, что моя духовная жизнь зависит от монахов в далеком монастыре.
Иначе зачем Христос и апостолы шли к людям? Молились бы спокойно в уединении, защищая мир от полчищ бесов.
Мне могут возразить, что есть очевидные проявления бесовщины. Одержимость, нападения на священников или нелюбимое нами «говорение на языках» харизматов. И верующим очевиден бесовский характер большинства из них. Но и тут как не вспомнить, что мы воспринимаем события не сами по себе. Мы объясняем действительность через фильтры нашего восприятия.
Крестьянин слышал колесницу Ильи Пророка, а я — ударную волну мощного электрического разряда. Там, где мы видим самолет, туземец Полинезии расскажет о духах, приносящих дары с неба. Границы моего языка означают границы моего мира, как писал Витгенштейн. Но многие бесовские явления вполне допускают светские объяснения.
Кто и как общается с духами
Возьмем явление глоссолалии, или говорения на языках. В ПСТГУ несколько лет назад была издана хрестоматия по современной психологии религии. Там есть статья Нильса Хольма, посвященная этому явлению («Ролевая теория Сундена и глоссолалия»). Он определяет глоссолалию как произнесение в экстатическом состоянии фонетически структурированной, но бессмысленной речи. Глоссолалия сегодня встречается лишь среди тех христианских групп, которые считают ее свидетельством духовной зрелости. Верующий не может считаться рожденным свыше, пока он не пережил этого состояния.
Десять лет Хольм изучал финских пятидесятников и показал, что глоссолалия лингвистически основана на родном языке. Никакой ангельской или бесовской речи там нет, используются упрощенные фонемы родного языка. Иногда с добавлением звуков из других языков. Есть даже диалекты глоссолалии, они передаются от старых членов общины к новым. Одни люди быстрее начинают говорить на языках, другим сложнее произносить абракадабру. Но давление сообщества и желание подтвердить свое духовное крещение все равно берут свое. Это явление вполне можно объяснить и без вмешательства бесов или ангелов. Если много лет значимые для тебя люди ждут такого поведения, мозг обучится этому.
Африканские племена тоже много общаются с духами. И опять несложно заметить социальную природу такого общения. Приматолог Роберт Сапольски рассказывает об африканском племени масаи в своей книге «Необычная жизнь ученого среди павианов». Для масаи общение с духами столь же естественно, как глоссолалии для европейских харизматов. Общение происходит положенным образом в положенное время. Членам племени не положено слышать духов в обычное время. И харизматы не говорят на языках во время рабочего совещания. Слышать духов во время ритуала — естественно. Слышать духов в неположенное время — признак сумасшествия. И для шведов, и для племени масаи. Да и для русских тоже. Вспомним кликушество, которое было распространено на Руси, а сейчас практически сошло на нет. И вряд ли причина в том, что бесы сегодня стали реже вселяться в людей.
Даже такое явление, как одержимость, может быть связано не с бесами. Священник и психолог Уве Викстрем («Одержимость как принятие роли» из той же хрестоматии) рассказывает о 18-летней шведской девушке, которая сочла себя одержимой дьяволом, — «особенно по вечерам, когда везде тихо, или в другое время, когда я одна». За полгода до начала «одержимости» в своей общине она слушала странствующего проповедника, рассказывавшего о последних временах и возросшей активности дьявола. Позже девушка посмотрела фильм «Экзорцист», который только усилил ее страхи. Она присоединилась к группе христиан, но и группа оказалась захвачена совместным страхом перед дьяволом.
Наконец, однажды вечером, когда девушка собиралась лечь спать, простыня коснулась ее бедер, и у нее появилось жуткое ощущение в теле. Потом она осознала, что теперь одержима. Иногда она слышала слова и приказы дьявола внутри себя. Ей казалось, что ее тело принадлежит кому-то другому. Ни молитва общины во главе с пастором, ни наложение рук, ни изгнание бесов именем Иисуса Христа не помогли девушке. Зато помогли 56 сеансов психотерапии, проведенные священником-психологом. В данном случае новые ощущения в теле девушки были вызваны не бесами, а ее взрослением. У. Викстрем отмечает, что пациентке было проще говорить о дьяволе, чем о собственной сексуальности. Почему-то сексуальность считается более постыдной, чем разговоры о бесовских искушениях.
Описанный У. Викстремом случай не единственный. Например, психолог Линн Понтон («Сексуальная жизнь подростков») рассказывает про 15-летнюю девушку из католической школы, иногда испытывавшую во время уроков странные ощущения, а потом падавшую в обморок. И опять приходской священник объяснял девушке, что дело в действии злых духов. Девушке самой было тоже легче поверить в злых духов, чем обсуждать собственное сексуальное взросление. Стоит ли говорить, что пост и молитва и в этом случае не помогли.
Разумеется, я не утверждаю, что все случаи одержимости связанны с сексуальностью или психическими расстройствами. Я не хочу спорить с катехизисом или доказывать, что бесов не существует. Это бессмысленно. Учение о падших духах – часть Священного Предания. Но как мне говорить с подростками в воскресной школе? Неужели я должен настаивать на том, что святой Иоанн на самом деле летал на чёрте в Иерусалим, как написано в житии? Должен ли защищать чудесные иллюзии индийского факира, разрушенные Иисусовой молитвой, которые описал иеромонах Серафим (Роуз)? Или я должен признать, что такие факиры встречаются лишь в рассказах моряков и на телевидении, а контролируемых условий эксперимента черти боятся сильнее, чем ладана?
Бес попутал
Ссылкой на бесовские искушения можно объяснить любую проблему. Это даже проще. Не нужно считать себя плохим. Бес попутал, как написал в объяснительной мальчик из православного лагеря, пойманный в спальне девочек после отбоя. Только вот такие объяснения не помогают решить проблему. Помните тот рассказ из патерика про монаха, которого тоже «бес попутал»?
В некоем монастыре во время Великого поста одному из монахов подарили яйцо. А инок любил покушать, и яйцо его страшно искушало. Но предусмотрительный игумен на время поста распорядился отобрать у братии кастрюльки и сковороды, чтобы у них не было соблазна что-то себе в тайне приготовить. Тогда монах не придумал ничего лучше, чем зажечь свечу, с которой обычно молился, и над ней в металлической ложке попытаться сварить несчастное яйцо. И вот стоит он и жарит яйцо над свечкой, как вдруг в келию входит игумен. Монах в оторопи. Игумен тоже слов сразу подобрать не сумел. Наконец он с собой справился и негодующе спрашивает инока:
— Брат, что же это ты делаешь?!
— Прости отец, бес попутал! — отвечает монах.
И тут из угла комнаты, где никого не было, раздается мерзкий, но громкий голос:
— Обман! Никого я не путал! Я у него сам учусь!
Яйцо выпало из вмиг задрожавшей руки и разбилось…
Да, я знаю, что Христос изгонял бесов. Но все же там последовательность была другой. К Нему приводили больного человека, а уходил здоровый. У нас же, наоборот, когда наступает время поста и молитвы, проблемы только возрастают.
Каждый Великий пост православные ходят голодные, злые и рассказывают друг другу о великопостных искушениях.
Получается, наши пост и молитва не изгоняют, а привлекают род сей? Тогда может быть проблема вообще не в бесах? Ведь в нашей собственной природе есть множество темных, животных черт. Но человек не сводится к своим темным сторонам или бесовскому влиянию. Неважно, какую причину имеют прилоги, мы можем и должны с ними бороться. Ведь главное в Евангелии не бесы, а Тот, Кто изгонял их из человека. И Он поможет бороться со страстями, независимо от того, какую природу они имеют.
Сегодня Христос предлагает множество способов исправления себя, а от нас требуется готовность принять Его помощь. Даже если предложенные Им решения будут отличаться от тех, что использовались в прошлые эпохи.