Размышляем о ситуации, сложившейся вокруг Сретенской семинарии и портала “Правмир”.
Традиционно Петровский пост называют миссионерским, подготовкой к проповеди Евангелия неверующим. В то же время сегодня мы не можем даже сформулировать, что такое миссионерство, о котором постоянно говорим. Для одних миссия – привести человека в храм, для других – научить читать Новый Завет. Кто-то считает, что воцерковление невозможно без встречи со Христом. Другие уверены, что нужна миссия среди воцерковленных, но не встретивших Христа. Нет единого языка, единых понятий, нет внятной и богословски осмысленной цели миссии…
Впрочем, как бы мы ни понимали миссионерское служение, окончание Петровского поста 2019 года выдалось чудовищно антимиссионерским… После прошедшего Синода поползли слухи о грядущей ликвидации Сретенской духовной семинарии, детища любимого многими митрополита Тихона (Шевкунова). Нет, конечно, формально ликвидации не будет. Семинарию просто планируют переселить в Сергиев Посад и объединить с МДС, а на ее место перевести магистратуру и аспирантуру МДА. Но все мы понимаем, что московские преподаватели, работавшие в семинарии, не станут ездить в Сергиев Посад. Да и две разные семинарии – это явно многовато для одной Лавры, кому-то придется уступить. И кому – тоже очевидно. А ведь по уровню образования Сретенская отнюдь не уступала другим семинариям (во всяком случае, так говорят семинаристы на основании исследований Учебного комитета).
Ирония судьбы в том, что Сретенскую семинарию выселяют оттуда, откуда 25 лет назад тогда еще иеромонах Тихон (Шевкунов) выселял другого миссионера, отца Георгия Кочеткова. Есть какая-то законченность в этом сюжете. Правда, в этот раз хотя бы не звучит обвинений в сектантстве и «создании сообщества, противопоставляющего себя Церкви». Но это и не обязательно. Не обязательно быть нелояльным, чтобы тебя «оптимизировали». Достаточно просто оказаться несимпатичным руководству.
Лично мне не близка традиция владыки Тихона (Шевкунова). Но даже я понимаю, что разрушение одного из немногих живых образовательных центров Русской Церкви вряд ли способствует успеху миссии (как бы мы ее ни понимали). Впрочем, не он первый. Лишь недавно закрылись от безденежья Миссионерский факультет ПСТГУ и единственный богословский портал “Богослов.ру”.
Хорошо, образование стоит денег, и, допустим, этих денег действительно взять негде, спонсоры наотрез отказываются поддерживать миссионерский факультет или небольшой, ненагруженный сайт “Богослова”. Но ведь есть миссионерские проекты, которые не требуют церковных денег. Которым надо не мешать… Получается, лучше все равно закрыть, чем допустить хоть какое-то спорное высказывание. Как закрыли ютуб-канал «Киберпоп» на 50 000 подписчиков (это больше, чем у официального канала РПЦ).
И вот теперь, накануне миссионерского праздника апостолов Петра и Павла, – еще один скандал. Портал «Православие и мир» давно вызывал массу нареканий среди консервативных православных. Но “Правмир” изначально – это миссионерский, открытый обществу портал, пытающийся вести дискуссии по спорным темам. А спорные темы они на то и спорные, что по ним возможны разные точки зрения даже среди православных. Тем не менее “Правмир” пытался соблюсти баланс между полемикой и избеганием болезненных для Патриархии тем. Портал или старательно обходил такие темы (отца Андрея Кураева* после известных заявлений о епископате перестали публиковать на портале), или занимал однозначно пропатриархийную позицию (как в случае с «Исповедью бывшей послушницы» или украинским вопросом). В результате многие из тех, кого принято называть «церковными либералами», отошли от портала. Увы, и для консерваторов портал так и остался чужим. Но хотя бы были в силе прежние заявления патриархии, что «Правмир – это хорошо». И, скажем честно, как бы мы ни понимали миссионерство – “Правмир” именно им и занимается в меру сил.
Но теперь раздались голоса официальных представителей Русской Православной Церкви, заявляющие, что портал перестает быть «православным». Причиной этого стало заявление духовника “Правмира” протоиерея Александра Ильяшенко, что он никакого отношения к редакции больше не имеет. Объявлено об этом было через портал “Православие.ру” с комментарием заместителя председателя синодального отдела по отношениям с обществом. Но ведь расставаться можно по-разному. Можно сесть вместе, поговорить, подготовить совместное заявление. Так и так, мы расстаемся, так будет лучше… Но почему-то был реализован скандальный вариант. Причем на “Правмире” об этом ни слова. А на “Православии.ру” ни слова о планируемом перемещении родной семинарии.
Все это очень грустно. Пятилетка борьбы с «предателями в рясах» окончена успешно. Консервативное крыло Церкви может спать спокойно, они лишь теряют семинарию (и то – вдруг административный ресурс поможет владыке Тихону ее отстоять). Зато всяким там либеральным идеям больше нет места. Можно дальше слушать, что женщины слабее умом, чем мужчины, от председателя патриаршей комиссии по вопросам защиты материнства. Может, даже изредка сверху скажут, что «это его личное мнение», но никаких других мнений давать не станут и с кафедры не прогонят. Ересь “Правмира” обличена, “Киберпоп” больше не разговаривает с молодежью, а ПСТГУ не выпускает миссионеров.
Может, попробовать найти что-то хорошее в этой ситуации? Может, плюс в том, что вещи названы своими именами? Иллюзии постепенно рассеиваются и христианам приходится выбирать, с кем и куда они пойдут дальше. Может, и правда не могут ужиться вместе в одной Церкви “Правмир” и “Православие.ру”? И можно не пытаться сидеть на двух стульях, а идти читать “Батюшку Лютера” в телеграм-канал и обсуждать его с братьями по вере?
В России очень любят вопрос: «Что делать?» Как в известном анекдоте, есть два варианта решения проблемы: фантастический и реалистический. Ну вот, например, после опубликованных заявлений те священники, кому ближе “Правмир” (и те, кто является его автором), могут сказать всей Церкви:
«Братья и сестры, “Правмир” – нормальный православный сайт. Я его люблю/уважаю (вариант: не люблю, но допускаю такую точку зрения) и рекомендую (не вижу греха) читать если не воцерковленным, то уж точно новоначальным».
Ладно, допустим священники – люди семейные. У них дети, приходы, и они не готовы делать громкие заявления (или им просто не до этого). Понимаю, сам я в такой ситуации никогда не был. Но ведь в Сретенской семинарии учатся молодые ребята, которые ничем не связаны, почему бы им не выступить против? Массово написать заявления об отчислении? Ведь они же должны понимать: сегодня семинарию переводят в Сергиев Посад, а завтра их пошлют с малыми детьми проторенной дорогой восстанавливать храм села Голодоморова. Эта практика переселения духовенства, хотя и антиканоническая и вредная для прихода, расцвела у нас в неслыханных до революции масштабах. И она не исчезнет сама по себе. Единственное, чего боятся наверху, – это публичность. Так почему бы не защитить сегодня семинарию, в которой ты учишься, а в будущем – и возможность служить долгие годы в том храме, куда тебя рукоположат?
Но в том анекдоте был еще реалистичный вариант: прилетят инопланетяне и решат за нас наши проблемы.
*Андрей Кураев внесен в реестр иностранных агентов.