Большая часть дней в году у православных христиан приходится на пост. Всего в нашей Церкви четыре многодневных поста. Каждый из них готовит христианина к одному из великих праздников — Пасхе, Рождеству Христову, Успению Пресвятой Богородицы и дню памяти апостолов Петра и Павла. Разбираемся с «Преданием», какой смысл вкладывает Церковь в каждый из четырех постов.
Пост в Православной Церкви — это не просто ограничения в еде. Это время покаяния и молитвы, средство для очищения от грехов и страстей, возможность научиться воздержанию, любви к близким и другим добродетелям.
В православных календарях часто даются указания о сухоядении, пище без масла, днях полного воздержания от пищи. Все это древняя монастырская традиция, которая в наше время даже в монастырях не всегда соблюдается. Пост для мирян предполагает воздержание от мясного, молочного и яиц, а в строгий пост — еще и от рыбы. Однако меру поста каждый определяет самостоятельно или по согласованию с духовником. Все зависит от состояния здоровья, физической и духовной возможности и готовности человека к посту.
Великий пост
Посвящен Господу и готовит христианина к событиям Страстной седмицы и празднику Светлого Христова Воскресения. В древней Церкви этот период был временем подготовки к принятию крещения. Согласно Священному Преданию, Великий пост установлен апостолами в память сорокадневного поста Христа в пустыне (Мф 4:2). 40 дней также постились пророки Моисей (Исх 34) и Илия (3 Цар 19).
Время и продолжительность поста
Великий пост — весенний, его даже называют «духовной весной». Длится он 48 дней. 40 дней от начала поста до пятницы шестой недели называются «Святая Четыредесятница» (от церковнославянского числительного «четыредесять» — «сорок»). Она завершается Лазаревой субботой и Входом Господним в Иерусалим. После этих праздников идет Страстная седмица — неделя перед Пасхой, когда Церковь вспоминает последние дни жизни, страдания и крестную смерть Господа Иисуса Христа.
Начало и конец Великого поста зависит от дня празднования Пасхи. Пост начинается не раньше 15 февраля и заканчивается не позже 7 мая включительно.
История
Великий пост — самый древний. О нем писали отцы Церкви, начиная с I века: св. Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, епископ Римский (II в.), святой Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), Блаженный Иероним, Александрийские святители Александр и Кирилл (IV в.) и многие другие. 69-е правило Святых Апостолов устанавливает сорокадневный пост перед Пасхой. Святые Василий Великий и Григорий Нисский писали, что этот пост в их время существовал повсюду.
Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от воды до третьего часа дня. А в понедельник и вторник первой седмицы вообще ничего не ели.
Ограничения касались не только качества пищи, но и ее количества: ели один-два раза в день и понемногу. За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия.
Особенности богослужения
Как поститься
Великий пост — самый строгий. Во время него запрещается есть мясо, яйца, молочные продукты и рыбу. Рыба разрешается только дважды — в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). Но если Благовещение попадает на Страстную седмицу, рыбу уже не едят. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, если есть возможность. Самый строгий пост соблюдается в Великую пятницу, в которую не принято есть до выноса Плащаницы.
Существует практика, когда христианам разрешается есть рыбу во все дни, кроме первой, Крестопоклонной и Страстной седмицы, а также среды и пятницы.
Петров пост
Другое название — Апостольский. Пост посвящен ученикам Христа — святым апостолам, которые много сделали для распространения Евангельской вести и устроения Церкви. После сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы ученики Христовы пребывали в посте и молитве, готовясь к своей миссии — проповеди Евангелия (Деян 13:2–3). Хотя о некоторых апостолах в Новом Завете написано больше, чем обо всех остальных (например, о Петре, Иоанне, Иакове, Павле), ни один из них не был выше других. Но поскольку в Книге Деяний больше всего рассказывается о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь называет их первоверховными. В честь них Апостольский пост назван Петро-Павловским, или Петровым.
Время и продолжительность поста
Петров пост летний. Его длина зависит от даты празднования Пасхи. Пост начинается в понедельник после Недели Всех святых, через неделю после праздника Пятидесятницы, или дня Святой Троицы, а завершается 12 июля — днем Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Соответственно его продолжительность от 8 до 42 дней. Поскольку пост связан с праздником Пятидесятницы, его еще называют Постом Пятидесятницы.
История
Впервые об этом посте упоминается в «Апостольском предании» св. Ипполита Римского (III век). Изначально пост не был связан с апостолами и предназначался для тех, кто нарушил или по каким-то причинам не смог поститься в Великий пост. Позднее он стал обязательным для всех христиан.
О посте через Неделю после Пятидесятницы упоминается в «Апостольских Постановлениях», а также в творениях Святых Отцов IV–V веков — Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского, Льва Великого.
Особое значение Петров пост получил, когда в Константинополе и Риме были построены храмы в честь апостолов Петра и Павла. После освящения константинопольского храма 12 июля по новому стилю этот день стал особенно торжественным как на Востоке, так и на Западе.
Особенности богослужения
В непраздничные дни на богослужениях читается молитва святого Ефрема Сирина с поклонами. Особых песнопений, соответствующих теме поста, нет.
Как поститься
Петров пост менее строгий, чем Великий. Есть рыбу можно во все дни, кроме среды и пятницы. Но если на среду или пятницу выпадет день памяти святых, которым положено служить всенощное бдение, или престольный праздник, рыба также разрешается.
Если праздник первоверховных апостолов Петра и Павла будет в среду или пятницу, пост не отменяется, но на трапезе разрешается рыба.
Успенский пост
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост, посвященный Божией Матери. Это время подготовки к празднику Успения Пресвятой Богородицы. По церковному преданию, Божия Матерь за несколько дней узнала о времени Своей кончины и готовилась к этому моменту постом и усиленной молитвой, хотя и не нуждалась в очищении души. Поэтому православные христиане постятся, подражая подвигу Пресвятой Богородицы.
Время и продолжительность поста
Дни Успенского поста считаются осенними, так как завершают церковный год (14 сентября — день церковного новолетия). Этот пост самый короткий. Он длится всего 14 дней — с 14 по 27 августа, и заканчивается 28 августа праздником Успения Пресвятой Богородицы.
История
Этот пост известен уже с V века. Самое раннее упоминание о нем встречается у свт. Льва Великого, который называет его древним установлением. В 1166 году на Константинопольском Соборе было постановлено поститься две недели перед праздником Успения Богородицы.
Особенности богослужения
В первый день Успенского поста празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник связан с установившимся в Константинополе обычаем выносить из сокровищницы Честное Древо Креста на дороги и улицы для их освящения и защиты от болезней, часто бывавших в августе. В этот день по православной традиции освящается мед нового урожая. Также на время поста приходится двунадесятый праздник Преображения Господня (19 августа).
В Успенский пост в непраздничные дни положено читать молитву святого Ефрема Сирина с поклонами и часы вместо Литургии. Такое богослужение бывает только два раза за весь пост — 16 и 17 августа.
Как поститься
Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий. Есть рыбу запрещается во все дни, кроме праздника Преображения. Если Успение придется на среду или пятницу, разрешается рыба. Если на другие дни — поста нет.
Рождественский пост
Последний многодневный пост в году, который готовит христиан к Рождеству Господа Иисуса Христа. По словам св. Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
По словам свт. Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные осенью плоды.
Время и продолжительность поста
Этот зимний пост начинается 28 ноября, на следующий день после памяти святого апостола Филиппа, и называется также Филипповым постом. Он продолжается по 6 января и длится сорок дней. Поэтому церковный Устав его называет «малой четыредесятницей», а сам праздник Рождества — второй Пасхой.
История
В исторических источниках Рождественский пост упоминается с IV века. Первоначально он длился примерно семь дней или немного больше. В 1166 году, решением Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, он стал сорокадневным.
Особенности богослужения
Через неделю после начала поста, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на всех воскресных и праздничных богослужениях поется катавасия «Христос раждается, славите». А с дня памяти апостола Андрея Первозванного (13 декабря) в церковные службы включаются еще и особые праздничные стихиры.
Два последних воскресенья Рождественского поста — недели святых праотец и святых отец, которые посвящены воспоминанию предков Иисуса Христа и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия.
В последнюю субботу перед Рождеством Христовым читаются особые новозаветные отрывки, имеющие отношение к явлению в мир Спасителя.
В непраздничные дни в Рождественский пост также читается молитва святого Ефрема Сирина с поклонами.
Как поститься
Рождественский пост по строгости такой же, как и Петров пост. На трапезе разрешается рыба (кроме среды и пятницы). Строгость поста усиливается в последнюю неделю перед Рождеством. С началом Предпразднства, то есть с 2 января, разрешение на рыбу отменяется. В сочельник Рождества положен строгий пост: пища не вкушается «до первой звезды». Ее символом служит зажженная свеча, которая выносится по отпусте Литургии Навечерия Рождества Христова (6 января) с пением тропаря и кондака праздника. В этот день принято есть сочиво — вареные зерна риса или пшеницы. Если праздник Рождества Христова попадает на среду или пятницу, пост все равно отменяется.