Из всех великих тайн вселенной одна из самых загадочных — это тайна ипотеки. Почему среднестатистическая семья за 25 лет может выплатить две-три стоимости квартиры, если взяла ее под ипотечный процент? А скопить за 25 лет на покупку двух-трех квартир, инвестируя под тот же ипотечный процент, не может…
Наиболее близкая разгадка, как мне кажется, заключается в том, что нас загипнотизировала идея бесконечного. Идея безграничных возможностей, антагонист которой умеренность. А идея умеренности оказалась прочно вытесненной под натиском всевозможных предложений и обещаний.
Считается, что умеренность — это когда мало едят, мало пьют, мало смотрят ютуб. А неумеренность — это безудержное потребление вышеперечисленных и прочих благ. Я совершенно не согласен с таким подходом.
Умеренность — это не более скромное потребление, а наличие нерушимых внутренних границ.
Ведь мера — это то, что имеет предел, в противовес беспредельному. Умеренность — состояние, когда человек находится в неких пределах.
Наличие этих пределов не означает, что есть и пить нужно мало. Тот человек, который определил себе иметь не более двух лакеев и всего лишь одного повара в загородном доме и строго придерживается этих границ, — знает свою меру. Небогатый обыватель, ведущий скромную жизнь, но втайне (может быть, даже от самого себя) мечтающий о славе, праздности и миллиардных состояниях — человек, не знающий умеренности.
Умеренность означает, что я заранее знаю, когда и где остановлюсь в своем потреблении, положу ему предел.
Но нынешний дискурс учит стремиться и достигать. Наверное, уже все слышали, что мы должны идти вперед, никогда не сдаваться, всегда надеяться на лучшее и постоянно развиваться. Где границы этого всего, мы пока не поняли, нам еще не сказали. Но то, что человек призван к безграничным возможностям, почти ни у кого не вызывает вопросов.
Есть любопытная общая черта, которая проскальзывает во многих рассказах жертв мошенничества. Глубоко анализируя ситуацию, они признаются, что с успехом погрузились в неуемную фантазию о том, как потратят внезапно подвернувшиеся деньги. Как воображали отдых в шикарных отелях и безбедное существование в доме своей мечты. Они так хотели заполучить то, что стояло на кону, что их беспредельная фантазия буквально затопила сознание.
Отказ от внезапно подвернувшейся прибыли уже начинает казаться чем-то катастрофичным. Если я не куплю шубу и сапоги жене, это может стать жизненным провалом. Если не сяду на последнюю марку модного автомобиля, то проиграю. Я уже представляю, как буду тратить эти деньги, благородно и с умом распределяю их. И это понятно. Если мне предлагают много возможностей и легкую прибыль — зачем отказываться, ведь так? Деньги лишними не бывают.
В этом и заключается отсутствие знания о собственных границах и плен бесконечного. Лучший образ биологической бесконечности — это ослик, идущий за привязанной к шее морковкой. Его путь не кончится нигде и никогда. Ослик захочет столько морковок, сколько будет предложено.
Причина, почему мы становимся жертвами мошенников, не можем накопить на квартиру и будем наращивать потребление на протяжении всей жизни, одна и та же: мы не выставили границу, не установили свою меру и не знаем, где нам остановиться.
Именно за это древние греки так ненавидели все идеи, связанные с бесконечностями.
По словам Аристотеля, «законченным не может быть не имеющее конца, конец же — граница». Предел — начало и конец всего благого, прекрасного, соразмерного. Предел означает оформленность, совершенство, цель и смысл, причастность к бытию, благу, прекращение становления и достижение завершенности. Напротив, беспредельное («апейрон») означает неясность, непознаваемость, нереальность, текучесть, возможность, бесформенность и изменчивость. Беспредельно либо еще не завершенное, либо уже вышедшее из себя. Бесконечность тождественна небытию, следовательно, это мера несовершенства и нереальности чего-либо, реально же она не существует. (Космос совершенен, следовательно, конечен и определен.) В реальности бесконечности нет, и она непознаваема. Если для сегодняшнего человека бесконечность — это огромное, безграничное пространство или время, то эллин, веривший в обозримость, наглядность, конечность, о-пределенность (а значит, и совершенство) космоса, допускал лишь бесконечность числа смыслов и бесконечность постижения, углубления в этот конечный во времени и пространстве мир.
Петр Рябов, Культура Эллады, глава 7. «Ничего слишком»
Надо понимать, что предельность и мера как условие совершенства касается в большей степени нашей внутренней душевной структуры. Речь о желаниях, чувствах, целях, мечтаниях.
Какая-то самая простая граница может выражаться тем, что я получаю свою зарплату, и это моя мера. Если мошенник предложит мне выиграть миллион, я постараюсь отказаться, вспомнив о своей внутренней границе. Как говорил в фильме «Старый Новый год» общительный сосед главных героев, нужно то, что есть. Такой человек не обратит внимания на приглашение мошенника разбогатеть. Он уже разбогател в этом месяце на ту меру, которую себе установил. Только развитое ощущение меры позволит не поддаться.
Но есть множество других границ, которые мы теряем. Чего стоит одна только установка на «постоянное образование». Наверняка вы слышали, что в современном большом и быстром мире нужно постоянно учиться, а иначе устареешь и отстанешь от прогрессивного человечества. Когда я слышу такое, то сразу вспоминаю о языке программирования Си. Этому языку около 50 лет. Изучи вы его году так в 1975-м, сегодня вы смогли бы программировать самые сложные и нагруженные части Яндекс-навигатора. Но вопрос даже не столько в ошибочности установки на бесконечное образование, а в обкрадывании самих себя через постоянное поглощение.
Наш современник находится под сильным гипнозом бесконечного развития, бесконечного увеличения статуса, богатства, бесконечной ленты новых актуальных материалов или бесконечного щекотания эмоций. Он вовремя не выставил свои границы ни в финансовой, ни в эмоциональной, ни в интеллектуальной сфере и поэтому не знает меры. Он будет постоянно тратить — свое время, деньги и силы — на что-то новое, недостижимое до самого конца (попробуйте-ка сделать хорошую фигуру и вовремя остановиться), пока наконец не осознает отсутствие какого бы то ни было счастья в такой жизни. Неустановленная мера даст о себе знать в любой области, в которой бы он ни действовал.
В случае увеличения зарплаты у нас растут не накопления, а побочное потребление. Единственным способом предотвратить этот бесконечный процесс является четкое понимание собственных потребностей в большинстве жизненных аспектов и постоянное установление собственных «мер».
Одна из самых странных и действенных аскетических практик умеренности, если вы любитель книг, — дать себе обещание прочитать не более 10 книг за год. Конкретная цифра не должна быть маленькой, но должна быть фиксированной и обозримой. Вы сами удивитесь, как тщательно станете выбирать эти 10 книг, как внимательно изучите их и как перестанете отвлекаться на постоянное мелькание новинок. А в конечном счете получите больше удовольствия, чем если бы пытались поглотить всё.
Но больше всего удивляет, что ощущение собственной меры освобождает от напряжения, которое копится вокруг нас и выливается на нас со всех сторон.
Это невероятное чувство свободы, когда приходит внутреннее понимание, что тебе не нужна машина более высокого класса, квартира большей площади, большая зарплата или более интересная жена. Что не нужно еще немножко улучшить себя, а можно просто пожить месяцок с тем, что уже есть, и получить от такой жизни еще больше ощущения свободы.
Ну а через какое-то время получить еще и хорошие проценты по накопительному счету.