В первые выходные Великого поста колледж «Наследие» проводил семинар. Темой был мир — тот мир, что зовется в Ветхом Завете «шалом», мир в душе, мир, исходящий от Бога.
Три дня мы провели за городом. Лекции, беседы, молитвы, чтения Писания… Я почти все время был с детьми и мало смог захватить программу, но некий плод от семинара определенно получил. Это было небывалое по силе переживание отсутствия мира у меня в душе. Такой ярости, такой тревоги, такой неустроенности, как этим постом, я не испытывал давно.
«Мир! Мир!» — а мира нет
Подозреваю, что такое бывает не только у меня. Я молюсь, причащаюсь, хожу в храм, занимаюсь добрыми делами, а никаких изменений не вижу. На каждой исповеди я говорю одно и тоже, никакого продвижения. Все меньше радости и вдохновения, церковная жизнь превращается в обязаловку.
В душе растет обида. Я делаю все что могу — почему Бог не поддерживает меня? Где мир, где душевный покой, где радость?
Может быть, дело в моих мотивах? Часто я замечаю, что мной движет отнюдь не желание сделать угодное Богу, а что-то иное, мое — «человеческое, слишком человеческое»: поиск поддержки, привычка подчиняться правилам, стремление сохранить хорошие отношения, ожидание какой-то выгоды. В то время как Господь говорит: «Сыне, даждь мне сердце» (Прит.23:26); Ему не нужны мои добрые дела сами по себе, ему нужно, чтобы я менялся.
А с другой стороны, что я могу сделать с мотивами? Как мне перестроить свое сердце так, чтобы оно глубоко и подлинно желало любить Бога и ближних, а не всех тех бесчисленных вещей, которые оно желает сейчас? Получается замкнутый круг: сердце недостаточно очищено, так как нет подлинно добрых дел, а их и не будет, пока сердце не дозрело до правильных мотивов.
Покой нам только снится
Или, может быть, это иллюзия, что душа должна успокоиться? Может быть, такой и должна быть жизнь христианина — в постоянном преодолении себя, в неудовлетворенном стремлении к совершенству, в постоянных падениях и неудачах? Может быть, именно это и означают слова Спасителя «Царствие небесное усилием берется» (Матф.11:12)?
Или, возможно, это болезни роста. Что-то новое прорастает в душе, высвобождаются какие-то новые силы, возможности, я выхожу на новый уровень отношений с Богом, и надо просто перетерпеть какое-то время, и мир Господень придет ко мне.
Но когда же, Господи, когда? Нет ответа.
Дьявольская уловка
Стоило двое суток походить с этим вопросом, и ответ пришел сам собой. «Я делаю все правильно, а чувствую себя плохо» — это же логика 5-летнего ребенка! Я вижу только мои «правильные» действия и «несправедливое» состояние, и не вижу целого мира вокруг. Надо сместить фокус: посмотреть на цель, к которой я стремлюсь, посмотреть, насколько я к ней приблизился, что мне мешает на пути к ней…
Цель задана Евангелием: «возлюби Господа, Бога Твоего, всем сердцем Твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:37-39). Очевидно, что разглядывание своего несчастья — не то, чего Господь хочет от меня. Ошибка тут двойная: 1) любовь — вещь деятельная, надо делать, а не разглядывать; 2) Евангелие предписывает направлять ее вовне — на Бога и ближнего, а не на себя.
«Свет мой зеркальце, скажи…»
Возможно, именно это фокусирование на себе святые отцы называли грехом гордыни. Тогда поворот сознания от себя к другим будет ничем иным как покаянием — изменением взгляда, изменением подхода.
«Возлюби ближнего как самого себя»
Попробую почувствовать состояние другого человека, как свое собственное.Попробую настолько же сильно его пожалеть, как я жалел себя. Попробую с той же силой желать освобождения, мира и радости для него, так же отчаянно искать выхода из его тупика, как из своего.
Не надо подвигов, можно начать с человечности; не надо брать для первого раза нищих в метро или личных врагов — нет, пусть это будут самые близкие люди. Попробую вчувствоваться в их состояние, услышать, понять, полюбить.
По-моему, отличное аскетическое упражнение на Великий пост 🙂
А какую задачу вы себе ставите на Великий пост? Что вы делаете, когда опускаются руки, и пропадает надежда что-либо изменить? Расскажите об этом в комментариях!
(Автор фото в начале статьи – Alain Laboile, взято с сайта pravmir.ru)