Показания Достоевского; Беларусь; полные собрания сочинений русских мыслителей

13.07.2021

Статьи

«Самый известный апостол»

Диакон Алексей Ремизов: апостол Петр является самым известным из числа двенадцати апостолов: его имя упоминается в Евангелии настолько часто, что уступает по количеству упоминаний только Христу.



«Иуда Трехименный»

Диакон Алексей Ремизов: апостол Иуда Иаковлев, он же Фаддей и Леввей, был братом Иисуса Христа от первого брака Иосифа Обручника. Разнообразие имен апостола дало ему не только еще одно прозвище — Трехименный, но и поставило несколько трудноразрешимых вопросов.



«Нас всех сосчитали от момента рождения. Три романа по выбору Марины Михайловой»

Есть романы, которые прочел в поезде и сдал в буккроссинг. А есть такие, которые обсуждаются столетиями. Вместе с Мариной Михайловой читаем Кафку, Ремарка и Фицджеральда.



«Что делать крестным?»

Денис Собур: почему Католическая Церковь отменила крестных на три года. И что делать нам с сонмом крестников, с которыми мы видимся раз в год.



«Рынок и монастырь, 8. Монастырский социализм как парадигма посткапитализма»

Владимир Шалларь: как рабочий, социальный вопрос может быть разрешен? Леонтьев отвечает: в форме республик типа мирских монастырей. Монастыри — образцы реального, а не рационалистического, утопического социализма — вот «наш» экономический идеал.



«Кто «ломает» белорусское православие?»

Священник Александр Шрамко: традиционно помалкивавшая, а ныне в лице иерархов робко поддакивающая режиму Церковь на какое-то время внезапно обрела собственный голос: откликнулась на события, отреагировала на ложь, фальсификации, боль и издевательства.

Новая аудиокнига

Достоевский. Славянофилы. ФлоренскийПортал «Предание» создал новую аудиокнигу — «Наследство Достоевского» Сергея Фуделя, замечательного духовного автора, исповедника Христа в советской России в жесточайших гонениях: «Наследство Достоевского» заключается в вере, которая «была верой покаяния и любви среди «невидимой брани» сомнений и соблазнов», вере «во Христа — Царя Небесного, идущего в рабском виде по земле», вере, от которой «идет к нам ясный и яркий свет, точно вспыхнувший указатель в темноте современности».

Портал «Предание.ру» записал более сотни аудиокниг: святоотеческие творения, современное богословие, христианская художественная литература. Аудиокниги — современный, популярный формат, с помощью него можно донести свет христианства до максимального количества людей. Интернет переполнен отнюдь не христианским «контентом», и православные аудиокниги — прекрасный способ хоть чуть-чуть поправить это. Новые аудиокниги «Предания.ру» созданы на пожертвования пользователей портала. Вы можете помочь в записи новых аудиокниг, перейдя вот по этой ссылке.

Книги

Объяснения и показания Ф. М. Достоевского по делу петрашевцевВыложили «объяснения и показания Ф. М. Достоевского по делу петрашевцев»: документы, показывающие, как великого христианского писателя в царской России приговорили к смертной казни (замененной в последний момент каторгой) за такое преступление, как… разговоры. Сам Достоевский на это страшное обвинение отвечал так: «Да, если желать лучшего есть либерализм, вольнодумство, то в этом смысле, может быть, я вольнодумец».



Полное собрание сочиненийПолное собрание сочинений Василия Розанова — удивительного мыслителя и писателя, поразительного художника слова, парадоксального, смелого философа. Он писал о христианстве, иудаизме, язычестве; монашестве, браке, любви, сексе; литературе и философии; политике, революции и пр. и пр. 30 томов глубокой метафизики, парадоксальных размышлений, блестящей литературы, интимной лирики, интереснейшей публицистики.



Собрание сочиненийВыложили разные издания текстов (два собрания сочинений, отдельные издания, несколько аудиоверсий) Константина Леонтьева, выдающегося религиозного, политического мыслителя, культурфилософа, социолога, писателя, критика, дипломата. Вкратце наметим основные линии его мысли:

1. Леонтьев как ярый ультрареакционер, апологет самодержавия, православия, сословного строя, деспотизма, насилия: Леонтьев как охранитель. Охраняет он Россию от Запада, от «либерально-эгалитарного всесмешения».

2. История есть ряд цивилизационных организмов, рождающихся, развивающихся, умирающих. Здесь место знаменитой социологической эстетики Леонтьева. На пике развития цивилизация сложна, живет в разнообразных формах. То есть она характеризуется как максимум неравенства, как разнообразие разных социальных типов, создающих «эстетику жизни». К концу эта сложность исчезает, структурность падает. Западная («романо-германская») цивилизация, некогда бывшая самой сложной, самой духовно богатой, идет к упрощению, к смерти, и способ этого упрощения — либерализм, социализм, анархизм и пр. Уничтожение социальных форм, сословий, культурной сложности и пр. Вот от этого-то и надо охранить Россию, которую Леонтьев хочет видеть как очаг новой цивилизации.

3. Но «охранительство» не может быть национализмом, «племенной политикой». Национализм есть один из самых эффективных способов насаждения либерализма, контрабанда либерализма под соусом охранительства. Дело в том, что либерализм есть материализм, есть сведение всего и вся к материальным данностям. Своеобразие цивилизации выражается в духовно-социальных, духовно-политических произведениях, то есть в религии, в своем социальном устройстве, в своей политической организации, в своей особой экономике, но не в физиологически-географически-языковой данности нации, которая сама по себе ничего не значит, не духовна. Иными словами, национализм есть способ уничтожения всего духовно своеобразного в народе и приведение каждого народа к одной и той же форме «национального государства», то есть к архилиберальной форме. Множество статей Леонтьева посвящено критике национализма, в частности — национализма славянских народов.

4. Тут и выступает все своеобразие Леонтьева. Он — не тривиальный консерватор, националист. У Леонтьева есть пафос объективной социологии, «социологии реальных сил общества», откуда его знаменитый политический реализм, если не цинизм. Нужно исследовать социальные, политические, экономические силы. Их особое устройство и есть своеобразие той или иной цивилизации. Именно движение социальных сил есть основание истории. Так, антизападничество и охранительство Леонтьева в этом контексте предстает в совершенно неожиданном свете. Социальная суть «эгалитарно-либерального процесса» — свобода капитала, которая сносит всю сложность, структурность общества. Свобода капитала закономерно вызывает восстание труда. «Социализм» с одной стороны «архилиберален», он — предел «эгалитарно-либерального» процесса, но с другой — именно социализм выступает могильщиком общества свободы капитала, он эту «свободу» упраздняет и так должен открыть новую страницу истории.

5. Новую цивилизацию зародят те, кто решил «социальный», «рабочий» вопрос, то есть дадут тип общества, где не было бы свободы капитала. И поэтому социализму понадобятся «новое рабство» и «новый мистицизм», то есть какие-то формы «охранения», которые будут держать общество в отсутствии свободы капитала (которой держится современное общество). И тут оказывается, что образец не рационалистического, а реального социализма — это православный монастырь. Православная цивилизация имеет образцом своего своеобразного экономического устроения монашеский социализм. Так мысль Леонтьева описывает полный круг от ультрареакционерства к социализму.

Лекции

Как я стал писателем. Встреча с Игорем Герцевым, автором книг «Пиромания», «100 дней до весны»Встречей с писателем Игорем Герцевым мы начинаем наш новый летний проект «Читаем летом». В нем мы представим современных авторов — прозаиков, поэтов, богословов, публицистов. Каждая встреча — это, по сути, разговор о том, как стать писателем.

В мире есть сотни тысяч людей, которые пишут рассказы, повести, фантастику. Складывают их в стол, публикуют в соцсетях или «Живом журнале». Наверное, пять процентов из всех этих людей пишут хорошие рассказы. И только одному проценту удается свои творения опубликовать и получить признание.

Что для этого нужно? Талант? Настойчивость? Смелость?

Игорь Герцев окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания, служил на Северном флоте, где в 1990 году написал свой первый рассказ «Пиромания». После этого было много всего: работа в редакциях, рекламных агентствах, семья, три дочери, служение алтарником, коучинг. Книга под названием «Пиромания» вышла через 30 лет после одноименного рассказа.

В рассказах Игоря Герцева люди разговаривают между собой, и чем закончатся их разговоры, до последнего момента неизвестно. Это интригует. Сюжеты разворачиваются в диалогах — городские, любовные, дружеские, детские, поствоенные. Ничего необычного, просто у этих людей есть время услышать друг друга — без спора, назидания, крика и скандалов.

Литературный критик Сергей Князев назвал книгу Игоря Герцева «петербургским текстом XXI века, очевидно наследующим своим великим предшественникам и вместе с тем оригинальным и самостоятельным».

Игорь Герцев — сценарист, писатель, бизнес-тренер, психолог-консультант. В сборник «Пиромания» вошли произведения, еще не издававшиеся на бумаге, хотя по рассказу «Старик» в 2000 г. снят художественный фильм «Машина пришла» (реж. Сергей Потемкин), отмеченный наградами 14 международных кинофестивалей. А книга «100 дней до весны. Как пережить зиму в Петербурге и не сойти с ума» собрала сто пронзительных, наполненных иронией, верой, откровением, радостью, надеждой, искренностью, сплином и любовью рассказов для ожидания весны. Также по сценарию Игоря Герцева был снят фильм «Город без солнца» (2005 г., реж. Сергей Потемкин), главную роль в котором исполнил Сергей Безруков.

Ведет беседу Анна Ершова, петербургский журналист, редактор блога «Предание».



Традиции трезвости«Традиции трезвости. Первая Российская Сергиевская школа трезвости». О первой Российской Сергиевской школе трезвости, ее истории и деятельности расскажет протоиерей Георгий Пименов, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала (Санкт-Петербург). Первая Российская Сергиевская школа трезвости, называемая также Детской школой трезвости, действовала в начале XX века при Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне (С.-Петербург). Ее задачей была подготовка учителей трезвости для учебных заведений и обществ противодействия алкоголю во всей России.

О том, что успела сделать эта маленькая примонастырская школа, как она развивалась под руководством иеромонаха Павла (Горшкова), какие в ней были пособия и занятия для детей Сергиевской слободы, и о том, каково положение в деле трезвеннического просвещения сегодня, мы говорим на нашей лекции.



История мировой религиозной музыки«История мировой религиозной музыки» — курс мини-лекций Людмилы Грибановой, которые охватывают музыку основных религиозных практик человечества от палеолита до современности. Главной особенностью этого курса является подача этой музыки в контексте истории религии, ее ключевых идей. Лекции снабжены не только музыкальными примерами, но и разнообразными иллюстрациями. В лекциях раскрыты такие темы, как музыка Древней Греции, музыка иудаизма, музыка буддизма, музыка Китая, музыка первого тысячелетия христианства, музыка восточного христианства, западноевропейская христианская музыка, музыка христианской Африки, музыка христианской Америки, музыка в исламе и пр. и т. д.

Музыка

Небо начинается с землиСвященник Вознесенского храма города Рязани протоиерей Георгий Галахов — лауреат международного конкурса композиторов «300-летию Александро-Невской Лавры посвящается…», лауреат национальной литературной премии «Поэт года» в номинации «Песни» за 2016 г., публиковался в альманахах Российского союза писателей, вошел в состав авторов «Антологии русской поэзии» за 2019 и 2020 год. Автор песнопений для церковного хора, шести альбомов духовных песен. Возглавляет вокальный ансамбль духовенства Рязанской епархии. Ведет программу «Музыка веры» на Рязанском епархиальном радио.

В новый песенный альбом «Небо начинается с земли» вошли как недавно написанные, так и песни последних лет, ранее не публиковавшиеся. Диапазон их внутреннего содержания и настроения довольно широк: от серьезного размышления о смысле нашей жизни, страданиях и потерях, которые неизбежно в ней случаются, молитвенного обращения к нашим православным святым, до лирических мотивов и даже легкой шутки. Но все они обращены к сердцу слушателя с просьбой об укреплении нашей веры и нашей молитвы за ближних.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle