Пора к психиатру? О границах пастырской компетенции

Иеромонах Агапий (Голуб)

Насельник Успенского Жировичского монастыря (Беларусь). Член Координационного совета Белорусского экзархата по противодействию наркомании и алкоголизму.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Одной из непростых задач священника является установление границ своей компетентности. Священник не может быть опытным во всех сферах: опекать заключенных, работать с онкобольными, окормлять семьи, где есть диагноз ДЦП или синдром Дауна, помогать наркозависимым и их родным.

Однако не только среди активных прихожан, но нередко и среди людей малорелигиозных распространена практика обращения к священнослужителям по самым разнообразным вопросам. Например, можно ли делать прививку от коронавируса и какую вакцину лучше использовать. Разрешать ли детям смотреть тот или иной мультсериал… Появляется риск допущения ошибки: раз меня спрашивают, я должен ответить, чтобы оправдать доверие и надежду людей. Однако у священника иная задача — помочь людям оставаться христианами, когда они решают задачи своей жизни.

Особенно трудно не выходить за рамки своего пастырского опыта, когда вопросы касаются души в широком смысле этого слова. Потому что сложно разграничить собственно духовную, эмоциональную и психическую составляющие этого понятия. Между тем, когда возникают проблемы в личной, семейной и общественной жизни, немало людей предпочитают связывать их именно с духовной сферой: «порчей», «сглазом» и даже одержимостью. Ну или с «искушением» и «духовной борьбой».

«Все валится из рук, ничего не хочется делать»

Мне как клирику монастыря часто приходится выслушивать просьбы о помощи, которые относятся к области душевного состояния человека:

  • «очень долго нет радости жизни»;
  • хроническая тревожность;
  • навязчивые мысли и действия;
  • многоразличные страхи;
  • «все валится из рук, ничего не хочется делать»;
  • повышенная и хроническая усталость, которая сказывается на работе и семейной жизни, и т. п.

Но дело в том, что часто эти состояния связаны не с духовным миром, а с неврозами в медицинском смысле этого слова или с неврозами характера. Не мною подмечено, что наша цивилизация — это цивилизация неврозов. Пандемия коронавируса, различные политические события и печальные настроения в общественной жизни усилили распространение и выраженность неврозов и других психических расстройств. В первую очередь, влияние на психику оказывают долгосрочные переживания, связанные с потерей близких, или страхи перед смертью — своей и родных. Не удивлюсь, если последствия коронавирусной инфекции могут оказывать влияние (здесь был бы уместен комментарий более компетентного лица) на психику напрямую — когда прогрессируют тревожность, подозрительность, развиваются фобии, раздражительность перерастает в агрессивность, ухудшается память…

Я не имею права ставить диагнозы. Однако, когда есть явные соответствующие признаки, с осторожностью говорю, что есть вероятность того, что описываемые проблемы могут быть связанными с нервной системой. И, используя авторитет сана, а также определенный опыт и знания, могу инициировать работу на преодоление стереотипов и страхов, связанных со словом «психиатрия».

Возникает любопытная ситуация. Казалось бы, нужно радоваться, что люди — может, далекие от христианской жизни — обратились-таки к священнику, и использовать момент для их обращения в веру. Вместо этого им рекомендуют сначала обратиться к врачам… Но попытки решать душевные проблемы, относящиеся к сфере психики, чисто религиозными средствами — как раз и будут являться нарушением границ священнической компетенции. И здесь есть риск принести еще больший вред.

Фундамент — физиология

Попробую пояснить эту мысль подробнее.

Есть антропологическая концепция, согласно которой жизнь человека делится на четыре сферы. Иначе ее называют биопсихосоциодуховной моделью. Эти сферы взаимосвязаны, но при этом они разные. И каждая требует, скажем так, своего специалиста.

Иначе говоря, человека можно сравнить со зданием, где есть фундамент, стены и крыша. И чтобы здание функционировало должным образом, важно поддерживать в достаточном порядке всеегосоставные части.

Фундаментом я называю физическое здоровье, включая психическое. Ведь многие расстройства личности напрямую связаны с состоянием мозга, выработкой нейромедиаторов и прочим — а это область физиологии. И естественно, при этих нарушениях нужно использовать опыт медиков, а не ехать на отчитку. К тому же, если у человека выраженная депрессия, высокая тревожность, фобии или галлюциногенные расстройства, когда у него неконтролируемый поток мыслей и чувств — он попросту не способен принять участие в молитве или усваивать советы. Как и при острых почечных коликах, сильной зубной боли, в состоянии абстинентного синдрома («похмелья»). Потому что его сознание погружено во внутреннее состояние и, соответственно, закрыто для усвоения информации, поступающей извне.

Достигшие высот духа были способны творить молитву и в таких случаях. Более того, они сами болезни использовали для дальнейшего духовного роста. Но таких подвижников всегда было немного. Для большинства из нас уже хорошо, если мы в подобных случаях не ропщем на Бога. К более-менее полноценной духовной и социальной жизни мы при этом все же не способны. Так что на данном этапе человек нуждается в помощи врачей.

Есть болезни, данные Богом для чего-то. И нужно учиться их принимать, с ними жить, извлекая из них уроки. А есть — спровоцированные нашей же небрежностью к своему физическому (психическому) здоровью. Тут уже наша ответственность — заботиться о лечении… И даже в первом случае можно только приветствовать меры, которые помогают нам быть «в строю». Может, они и не дадут полного исцеления, но, по крайней мере, будут достаточными, чтобы мы могли хоть как-то жить и развиваться. Иначе наше «здание» не сможет функционировать должным образом.

Стены — психология

Стены — это психологическая (эмоции, чувства) и, в некоторой степени, социальная сферы. Уже не раз писали о влиянии на религиозность психологических дисфункций — нередко связанных с проблемами окружающего социума. Яркий пример — перенос на Бога, Которого называем Отцом, образа собственных родителей, сформированного в детском и подростковом периодах. Когда Бог воспринимается или как очень далекий, до Которого не достучаться; или милость Которого нужно заслужить, отвечая Его ожиданиям (при этом эти ожидания мы сами же Ему и приписываем); или любовь Которого будет выражаться в очень суровых и даже насильственных действиях.

Поясню. Посыл одного или обоих родителей — «мы тебя часто наказываем и никогда не хвалим только из-за любви, желая тебе блага, чтобы ты не стал эгоистом, чтобы вырос человеком» — впоследствии может привести к тому, что только такое отношение будет восприниматься проявлением любви и заботы. «Любовь» к другим человек тоже будет склонен выражать в таком виде.

Кроме того, при воцерковлении человек может искать общину, где отношения схожи с привычными ему. Или, если он достаточно сильная личность, сам будет «форматировать» приходскую атмосферу под свои нормы (примеры упоминаются в публикации «Насилие в православной семье»). Так находят друг друга младостарцы с авторитарным стилем окормления и их чада. Или взаимоотношения прихожан могут оказаться пронизанными недоверием, подозрительностью, навязыванием другим своих ожиданий, доносами (настоятелю, архиерею, даже светским властям) за «неправильное поведение» или «неправильные взгляды» — примеры чего были усвоены когда-то от окружающих старших…

Что же касается взаимосвязи «стен» и «фундамента», то давно уже известно, что немало и физических болезней связаны именно с душой — с проживанием последствий греха (разъедающее чувство вины) или с психологическими проблемами (психосоматические и соматоформные расстройства), а отнюдь не являются следствием «порчи».

Иными словами, поврежденность «стен» может сказываться как на здоровье, организма, так и приводить к искажениям в духовной сфере.

Чтобы крыша не протекала

Да, духовная сфера — «крыша» — самая важная. Без нее дом останется недостроенным. От нее зависит и бытие в вечности. Но состояние ее среди прочего зависит от «стен», на которые она опирается, и «фундамента».

Если религия воспринимается через призму сформированных неврозов, она сама может, в свою очередь, усиливать последние. Подпитывая их не совсем здоровой религиозной практикой и неверно (не к месту применяемыми) духовными законами. Это все равно, что хватать огнетушитель во время наводнения, как писал Клайв Льюис в «Письмах Баламута».

При этом без «крыши», т. е. здоровой и осознанной религиозной жизни, стены и фундамент промокнут, и здание со временем рискует обвалиться. Такое наблюдается сплошь и рядом. Однако это уже тема для другой статьи.

Здесь же мне хотелось донести, почему важно проявлять заботу о себе и близких на всех уровнях. И почему священник, психолог, психотерапевт, психиатр (как и прочие врачи) друг друга не заменяют.  Так что не стоит бояться обращаться и направлять к психиатру/психотерапевту. А если на приеме, после тестов и анализов, будет сказано «у вас более-менее все в порядке», значит, есть хорошая причина для радости. И тогда смело продолжаем христианское развитие с помощью пастырского душепопечения. По мере нужды не игнорируя и психолога.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle