Какие страсти разыгрались относительно последнего выступления студента ВШЭ Егора Жукова! Кто-то считает, что его речь войдет в историю как подлинно христианское слово нашего времени. Другие видят в нем демагога и считают, что будет совершенно правильно, если его посадят. Причем и ту, и другую позицию выражают те, кто связывает себя с православием. Кто из них прав?
Как мы можем в этом разобраться? Сколько людей — столько и мнений.
Но есть Священное Писание, через которое, как верят христиане, Бог выразил Свое Откровение об этом мире.
Когда я пытаюсь понять, что Писание говорит об отношении к власти, я вижу, с одной стороны, пример Моисея, который освобождает Израиль от рабства фараону, примеры пророков, обличающих нечестивых царей за несправедливость. И многие видят в современном оппозиционном движении пророческую составляющую, подобную Моисею и пророкам. Да, оппозиция действительно взывает к правде и справедливости. На фоне молчания официальных спикеров Церкви ее голос становится только слышнее. Справедливость — то, о чем нужно постоянно напоминать падшему человеку.
Но пророки вовсе не хотели бы сами стать властью, тогда как современные «обличители царей» уверены, что они сами будут гораздо лучшей властью. В этом — пафос выступлений Алексея Навального и его соратников. Таков ли Егор?
Многие судят по его слову на суде. Меня поразило последнее слово Егора. Мне хочется ему верить. Я подписываюсь под сказанным об ответственности и христианской любви. В этом слове есть многое, что я хотел бы услышать из уст иерархов Церкви.
Но также я открываю его ролик перед арестом и вижу, что Егор действительно разжигает страсти, дискредитируя власть. Это не беспристрастный анализ А. Баунова с carnegie.ru, а наполненное контрастными оценками и пафосом политическое выступление, с призывами к смене власти “их” (жадных и властолюбивых) на “нас” (честных и вовсе не домогающихся власти). Егор явно стремился войти в политику — об этом есть в одном из его интервью. Он ведет себя как вождь народных масс — это видно по его роликам и участию в митингах. Он презирает сегодняшнюю власть и транслирует это чувство своим слушателям. Единственный выход для него — полностью сменить все элиты, разумеется, на «нас». В этом смысле он выступает как демагог, по крайней мере, в том смысле, которым этот термин наделяет Мартин Морлок:
«Демагогией занимается тот, кто при благоприятной возможности с политической целью публично воздействует тем, что льстит толпе, обращаясь к ее эмоциям, инстинктам и предрассудкам, выставляет себя далеким от лжи и разжигания злобы, преувеличенно или грубо упрощенно представляет правду, то, что хочет навязать, выдает за дело всех доброжелательных, и то, каким образом это навязывает или предлагает навязать, представляет как единственно возможное».
Но мне верится, что Егор все-таки не циничный демагог, а человек, переживающий за справедливость. В сравнении с ним В. Жириновский, к примеру, — демагог гораздо худшего типа.
То, что говорит Егор, может сильно не нравиться политическим элитам, но: а) личные оценки не обязаны всем нравиться; б) я не услышал призывов к насильственному свержению власти. И все же кто-то считает, что на статью он в роликах наговорил. Я не смотрел их все, судить трудно, тем более зная, какие у нас широкие толкования закона. Но в любом случае я против того, чтобы сажать за слова и лозунги. Сломать жизнь реальным сроком — легко, особенно молодому человеку.
За Егора сейчас нужно молиться, чтобы его страдания (а человек под следствием всегда страдает) не изменили его в худшую сторону, а помогли сохранить всё подлинное и лучшее, что в нем есть и о чем он напомнил нам самим. И также важно молиться о том, чтобы в его жизни восторжествовала справедливость Божия, к которой он призывает.
Кто-то скажет, что молитвы мало, надо распространять информацию, подписывать петиции, идти на судебные заседания, устраивать пикеты. Может быть, кому-то и надо. И всё же начнем с молитвы. Я уверен, что искренне молящемуся Бог подскажет, что делать.
Предлагаю двинуться чуть дальше, и поразмышлять, как быть нам самим в современной политической ситуации (то, что приговор Егору не объявлен, дает мне возможность несколько отрешиться от эмоций и больше ориентироваться на Священное Писание).
С одной стороны, как я уже сказал, в Писании мы находим призывы к правде и справедливости. С другой стороны, есть поучения авторов Нового Завета, говорящие о покорности власти — власти даже суровой и заставляющей страдать. Эти тексты (1 Пет 2:13–3:7, Рим 13:1–7, Тит 3:1–2 и др.) большинство современных комментаторов спешат отправить на свалку истории: якобы иначе в том обществе было не выжить, а сегодня времена изменились, и мы должны действовать с точностью до наоборот. Критикуй, чтобы не расслаблялись, а лучше смени неугодную тебе власть — чуть ли не новая заповедь. Довольно смелое толкование!
Впрочем, я могу понять этих «толкователей». К сожалению, в истории христианства больше артикулировалась тема послушания и гораздо меньше задумывались о достоинстве и призвании христиан. И это привело к искажениям, заставившим маятник качнуться в противоположную сторону. Так что сегодня, действительно, чаще помнят о правах личности, забывая о необходимости общественного порядка и подчинения власти.
В 1-м Послании апостола Петра, где греческий глагол hupotasso (подчиняться, повиноваться) является одним из центральных и целая глава посвящена отношениям власти и подчинения, поучению о подчинении предшествует размышление о священническом призвании христиан.
Рядовые христиане, вне зависимости от их пола, происхождения и социального статуса описываются Петром как «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет 2:9).
«Христиане, вы — слуги Великого Царя, вы — Его священники, вы принадлежите только Ему, и только перед Ним держите отчет», — говорит Петр. У меня нет возможности сейчас развивать этот тезис, предлагаю читателям самим молитвенно поразмышлять над соответствующими текстами. Но я ручаюсь: если ощущать такое достоинство, если иметь страх только перед Господом (все авторы Нового Завета последовательно призывают бояться только Его), то мы становимся уже внутренне свободны.
Добавьте к этому христианскую надежду, убежденность в том, что в конце концов правда восторжествует — во Втором пришествии, в день Суда Божия, когда каждый даст отчет за то, что он сделал в этой жизни. Добавьте к этому мысль Петра о том, что страдания за правду уподобляют нас Христу, и вы поймете, что с этими добавлениями вам не страшно никакое послушание даже безбожной власти.
Если помнить об этом, тогда можно с уважением, «почтением» относиться к любой власти, как убеждает нас апостол Петр. Тогда можно подчиниться ей добровольно, а не по принуждению. И, кстати, тогда легче вести диалог с ней, не роняя собственного достоинства, ведь нашего достоинства перед Богом она никак не сможет нас лишить. К таким людям и власть прислушивается (если она, конечно, думает остаться у власти).
Но зачем ее почитать, зачем вести с ней диалог?
Если я правильно понимаю учение апостола Петра и других апостолов, христианин призван к тому, чтобы жить, честно трудиться, с тем, чтобы наше доброе поведение становилось примером другим, исправляло мир, подобно медленной закваске, и делало христианскую веру привлекательной.
«Ваша задача в этом преходящем мире — не пытаться его переустроить, тем более не обострять ситуацию, а пытаться изменить сердца окружающих, заразив их вашей надеждой, вашей любовью», — мог бы сказать апостол.
Как вы помните, очищение земли водами потопа не изменило людей. Вся история подлинных изменений в человечестве — это история именно внутренних изменений. Но исправлять мир изнутри, начиная с себя, гораздо труднее, чем пытаться изменить его внешним образом. Эта задача больше, чем просто политическая.
Однако не будем забывать и о примере Егора Жукова, его послании современной Церкви. Можем ли мы учиться у Егора, чтобы не бояться никого, кроме Бога, и с достоинством напоминать, свидетельствовать о правде и справедливости?
От редакции: Текст был написан 5 декабря, когда приговор Егору Жукову был еще неизвестен. 6 декабря Кунцевский районный суд Москвы признал студента НИУ ВШЭ Егора Жукова виновным в призывах к экстремизму. Жукову назначили наказание в виде трех лет лишения свободы условно.