Недавно, читая лекцию студентам, вспоминал эпоху Возрождения. Это была яркая, неоднозначная эпоха. С одной стороны, всплеск образования, множество проектов, изучение древних текстов, надежда на светлое будущее. С другой стороны, возрождение язычества, всеобщее падение нравов. Смутное время. Но многим тогда казалось, что истина – в прошлом и лишь случайно эти великие знания оказались забыты. Что-то в этом есть общего с возрождением православия в 1990-е годы.
Почему средневековых трактатов недостаточно
И ведь действительно обращение к древним текстам помогло. Но не тем способом, который предлагали проповедники Возрождения. Им удалось зажечь в сердцах искру поиска, веру в человека и уверенность в своих силах. Но сами их идеи, увы, оказались скоро забыты. Место алхимии заняла химия, рассуждения астрологов заменили уравнения Ньютона. Чем дальше шло это движение, тем быстрее устаревала возрожденная Античность. Да, обаятельные проповедники Возрождения были приняты при лучших дворах Европы, а некоторые даже проводили магически-астрологические обряды в резиденции римского папы. Но породившая их эпоха уходила в прошлое. Их место занимали простые труженики новой науки. Вместо личной харизмы, утопического построения государства по астрологическим канонам постепенно выигрывала строгая методология и планомерное развитие. Основой развития становилось не древнее предание, а научный эксперимент.
Новая наука Галилея, Декарта, Ньютона развивалась с опорой на точные знания и выступала против склонности Возрождения во всем видеть действие различных духов, влияние ангелов или планет. Но это вовсе не означало противостояния с христианством. Напротив, в борьбе с нездоровой религиозностью союзником новой науки стало движение за обновление христианской Церкви. Магические обряды в резиденции римского папы были одинаково неприятны и ученым, и простым христианам.
Да, в эпоху Возрождения много говорилось о конце христианства. И не удивительно, почитаем у А. Ф. Лосева описания обратной стороны того возрождения античного язычества:
«Священнослужители содержат мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома, так что приходится неоднократно издавать декреты, запрещающие священникам “ради денег делаться сводниками проституток”, но все напрасно. Монахини читают “Декамерон” и предаются оргиям, а в грязных стоках находят детские скелеты как последствия этих оргий. Тогдашние писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами».
Отдаленно это тоже напоминает российские 1990-е, когда потеря ориентиров привела к смуте в обществе. Хотя, разумеется, внутри современной Православной Церкви масштабы этого бедствия были значительно меньше.
Но смутное время прошло. Европейцы, вдохновленные духом Возрождения, двинулись дальше. Христиане стали активно изучать новые идеи, которые им предлагала современная наука. Система религиозного образования перестраивалась в соответствии с требованиями нового времени. Протестанты переводили Священное Писание и учили людей грамоте. Иезуиты создавали по всей Европе современные колледжи. Эпоха Возрождения уходила. «Он ничему не может научить нас в области науки, но все же у него хорошая память и богатое воображение», – так отзывался о последнем проповеднике Возрождения один из отцов новой науки, священник Марен Мерсенн. Возрождение осталось в прошлом, а христиане продолжали свое служение. И хотя в средневековых трактатах есть много ценных мыслей, практически невозможно продолжать церковную жизнь, основываясь только на них.
В связи с началом учебного года и Новолетием можно поразмышлять о том, изучению каких дисциплин нам стоит уделить внимание. Это касается и религиозного образования, и самообразования обычных мирян. Ведь в конечном итоге позиция Церкви будет определяться не постановлениями Синода, а тем, как верят христиане. Недостаток священников позволяет мирянам активнее говорить о том, во что они верят. А значит, нам нужно все больше внимания уделять саморазвитию, чтобы использовать современные достижения для актуализации Евангелия. Нельзя, подобно проповедникам эпохи Возрождения, считать, что вся нужная информация уже содержится в книгах погибших цивилизаций. Но на какие дисциплины при нынешнем многообразии стоит обратить внимание?
Чему учить сегодня?
Во-первых, не стоит отвергать старое, только потому что оно старое. Некоторые вещи не устаревают, необходимо только раз за разом прочитывать их свежим взглядом. Речь, разумеется, о Новом Завете. Если Евангелие более-менее знакомо всем, то Апостол зачастую остается заброшенным. Это не случайно. Сам смысл апостольских посланий – в создании совсем иной модели религиозности, нежели ветхозаветная религия. Акцент на внутреннем, а не на внешних формах. Соответственно, чем консервативнее христианская конфессия, тем больше вероятность, что Апостол станет лишь источником цитат. А ведь он предназначен быть настольной книгой по созданию христианских сообществ.
Сюда же отнесем раннехристианские труды (Дидахе, Послание Диогнету, Пастырь Ерма, послания Климента и т. д). Изучаем обязательно! Используем и синодальный текст, и современные переводы (РБО, А. Десницкий). Активно привлекаем комментарии: и святых отцов, и современных библеистов. И помним, что писали эти книги живые люди, хоть и вдохновленные Святым Духом. Каждый со своими особенностями, взглядами, оппонентами и конфликтами. Это все очень интересно, и каждая эпоха христианства может найти в этих книгах что-то свое.
Неплохо также изучить «Введение в литургическое предание» – богословие таинств Церкви. Там, с одной стороны, богатство смыслов и глубина, а с другой, – богословские взгляды сильно отличаются от приходской практики, и об этом нужно знать (речь не только про связку исповедь-причастие). Хорошо, конечно, прочитать обновленный православный катехизис, но работы по его созданию застопорились. Как он мог бы выглядеть, можно посмотреть у католиков: там есть и подробный Катехизис Католической Церкви и краткий Компендум, и молодежный YouCat. Расхождения в вероучении между католиками и православными хорошо известны и касаются лишь отдельных конкретных тезисов (о римском папе, о зачатии Богородицы и т. д.).
Чем занимаются приходы
Итак, напомнив о необходимости богословских знаний, перейдем к практическим. Давайте посмотрим на список деятельности, которой занимаются приходы, и подумаем, какие знания нужны для осуществления этой деятельности.
Религиозное образование и катехизация. Прежде всего здесь нужно изучить возрастную психологию (в каком возрасте что происходит с ребенком, подростком, кризис среднего возраста и т. д.). Святоотеческие труды, как мы знаем, практически не касаются этого вопроса и считают ребенка «маленьким взрослым». Поэтому, скажем, святитель Феофан Затворник активно изучал современную ему педагогику и брал оттуда лучшее. Изучив возрастную психологию, нужно продолжать изучение уже конкретного возраста, с которым мы взаимодействуем. Это может быть детская психология, подростковая, кризис среднего возраста и т. д. Кроме этого обязательна современная педагогика. Известный тезис «сейчас такие дети, они совершенно не умеют учиться» говорит больше о квалификации педагога, чем собственно о детях. Ну и конечно, изучение «детских» проблем неизбежно приведет нас к семейной психологии.
Миссионерская деятельность. Пожалуй, самое сложное. Реальное миссионерство требует знакомство с современными учениями. Причем на серьезном уровне. Это и космология, и биология (особенно генетики, антропогенез и нейробиология), и философия, и современные авторы-атеисты. Разумеется, что чтение такой литературы сильно меняет взгляды человека. Картина мира становится сложнее, интереснее. Но и многие старые взгляды оказываются весьма наивными. Если сомневаетесь, то лучше не читайте и назовите «искушением». Следующее поколение будет относиться к этому проще, как мы спокойно относимся к «ереси Коперника». Когда-то ведь люди искренне верили, что учение о движении Земли вокруг Солнца противоречит христианству.
Взаимодействие с медицинскими учреждениями. К сожалению, наша медицина становится все более коммерческой, и хотя бы в азах разбираться нужно. К азам я отнесу само понятие доказательной медицины, основные параметры тела (то, что называют vital sighs – температура, давление крови, пульс, дыхание). Причем нужно следить именно за современной медициной: данных огромное количество, а в старых схемах лечения постоянно находят проблемы. Да, конечно, самолечение опасно. Но не менее вредно пить «на всякий случай» назначенные врачом антибиотики при ОРВИ. Это не имеет непосредственного отношения к христианству, но все равно очень полезно. Работающим с молодежью стоит поинтересоваться и репродуктивным здоровьем, особенно в контексте влияния гормонов на поведение подростка. Самые смелые могут ознакомится и с темой сексуального просвещения, но тут на любителя. Дело в том, что христианской литературы на русском на эту тему достаточно мало (а православной вообще практически нет), а популярные издания, как правило, очень лояльны к сексуальным меньшинствам, что делает сложным чтение и анализ этих книг.
Взаимодействие с зависимыми людьми (алкоголь, наркотики, игры и т. д.). Конечно, каждому нужно знать хотя бы основы психологии зависимости и современные способы борьбы с нею. Конечно, лишь единицы ведут группы для зависимых, но основные принципы понимать все равно стоит. Слишком часто мы встречаемся с этой бедой в нашей жизни. Помимо зависимости, важно понимать хотя бы общие вещи о психологии созависимых отношений и не путать болезненные формы поведения с христианской любовью. Дисциплины это достаточно сложные, поскольку границу между добровольной жертвой и созависимостью очень сложно нащупать. Тем не менее, крайние формы увидеть можно. Сюда же добавим основы клинической психологии. Неплохо понимать, что религиозность и невроз на религиозной почве – это не одно и то же. Ну и конечно узнать, что клиническая депрессия — это не «лень», а серьезное заболевание.
Социальное служение. Христианство во все времена было связано с социальным служением. Поэтому, конечно, хотя бы в основах современной благотворительности нужно разбираться и не жертвовать лжеволонтерам в электричке. А если есть время, лучше поучится подробнее. Курсов, в том числе и церковных, сейчас достаточно. Необходимо также познакомиться с основами кризисной психологии и тем, как помочь человеку в случае психологической травмы. Разумеется, этим должны заниматься профессионалы. И все же человек, живущий в России, в случае проблемы чаще идет в храм, чем к психологу. И если не помочь, то хотя бы не навредить мы обязаны. Любой сознательный христианин должен уметь это делать. А всякие «это тебя Бог так наказал» должны уйти в прошлое, как и невнятные чинопоследования «егда извержет младенца», называющие пострадавшую от выкидыша убийцей.
Есть еще много интересных направлений, о которых следует знать и учить им детей и взрослых. Это и информационная безопасность, и воспитание молодежи, и история, и политология. Все это важно, интересно и полезно. И всему этому было бы неплохо учиться.
Где этому учат?
Как обстоит дело с получением такого образования внутри Русской Православной Церкви? По-разному. С одной стороны, для желающих много доступной информации. По социальному служению так вообще с избытком, есть доступные бесплатные курсы. Также есть программы подготовки катехизаторов, где даже по стандарту идет и вероучительная, и практическая информация в равной пропорции.
А вот если мы посмотрим на семинарскую программу подготовки будущих священников, то тут картина гораздо печальнее. Даже катехизаторы-вечерники должны прослушать два семестровых курса педагогики и два психологии. А будущим священникам-очникам сочли достаточным в два раза меньшее количество этих предметов. И даже это вариативно и может быть заменено семинарией на другие курсы.
Священника не учат взаимодействовать с реальными людьми. Пастырское богословие есть в учебном плане, но оно больше занято высоким образом пастыря в святоотеческом богословии. Самые свежие учебники по этой дисциплине написаны лет 50 назад на основании дореволюционных трудов. Вместо навыков диалога (а еще лучше понимающей психотерапии) – лекции по гомилетике. Практическое руководство для священнослужителей больше занято богослужебными книгами, чем людьми. Разве что в миссиологии можно увидеть современные книги в списке литературы. Но в целом же семинарская программа продолжает вдохновляться идеалами дореволюционной духовной школы. Иначе как объяснить, что древним мертвым языкам (латынь, древнегреческий, древнееврейский) в сумме выделяется часов больше, чем даже Новому Завету. А жизненно важные для пастыря (а не требоисполнителя) навыки вообще вынесены в вариативную часть.
Увы, но выпускнику семинарии придется еще долго доучиваться, если он захочет на одном языке говорить со специалистами в тех сферах, с которыми он так или иначе взаимодействует. Вообще же образование – одна из наиболее быстро меняющихся областей и не стоит надеяться, что «проверенные временем» дореволюционные программы помогут вести христианское служение в непрерывно меняющемся мире.