Адам, поплакав у врат, поднялся и пошел нести свой крест, заведомо зная, что при жизни он уже никогда не встретится с Создателем, с которым жил когда-то в радости Рая… Проповедь игумена Силуана (Туманова) в Прощеное воскресенье.
Сегодня мы поговорим о Прощеном воскресенье, предваряющем наступление Великого поста. Подготовительные недели завершаются в этот день и Церковь вспоминает изгнание Адама из Рая. Естественно, мы ждем какого-то финального аккорда от этого дня, чтобы уже, вдохновившись Евангельским чтением, вступить в пост.
Но удивительно, что в сегодняшнем евангельском отрывке про изгнание Адама практически ничего не говорится. А говорится о том, что если мы будем прощать людям согрешения, то и нам Отец наш небесный их простит. И что, когда мы постимся, мы не должны быть унылыми и лицемерными, принимающими на себя мрачные лица. Это воскресенье продолжает линию образов покаяния, о которой мы говорили неделю назад. Показывает нам, что делать, когда мы хотим каяться.
Ведь мы понимаем, что покаяние – это не просто какой-то чувствительный акт сожаления о содеянном. Покаяние, то есть метанойя, – в переводе с греческого «поворот». Мы обращаемся от тьмы к свету, от греха ко Христу, это светлый процесс. И это именно процесс, деланье – набор дел, слов, мыслей, не таких как раньше, но вдохновленных Евангелием.
Адам, поплакав у врат Рая, поднялся и пошел нести свой крест, заведомо зная, что при жизни он уже никогда не встретится с Тем, Кто создал его и с кем он прожил какое-то время в радости Рая. Адам терял детей, приобретал самый разный опыт, но не терял веры. И, пожалуй, это наиболее яркий пример для каждого, кто подходит к вратам Великого поста.
Великий пост многим кажется периодом темным. Этому способствуют и черные ризы, и особенные печальные песнопения. Но, по сути дела, Великий пост как деланье покаяния — процесс светлый. И если мы вслушаемся в тексты, особенно в манеру исполнения всех текстов Русской Православной Церкви, то увидим, насколько отличается черная траурность богослужебных риз от самих песнопений, исполненных надежды – и на покаяние, и на то, что мы сами можем когда-нибудь, оступившись, как Адам, всё-таки найти Бога в своей жизни.
Предыдущее воскресенье было посвящено воспоминанию Страшного суда, которое, как венец, объединяет все эти подготовительные недели к Великому посту. Церковь напоминает, что встреча с Тем, Кого мы потеряли, Кого потерял Адам, — будет уже на Страшном суде. И это, с одной стороны, трагическое событие, потому что мы понимаем, что это действительно суд и хвастаться нам будет особо нечем. А с другой стороны, — это радость обретения Того, о встрече с Кем мы всю свою религиозную жизнь мечтали и о чем молились.
Важно ощущать эти прошлые и будущие события, когда мы входим в Великий пост. И тогда сам пост уже не становится для нас диетой или нудным посещением семинарских богослужений, или еще какой-то тягостной обязанностью. Сам пост становится для нас особым периодом, когда мы стараемся жить более религиозно-активно, нежели в другие дни.
Вы скажете: «что такого удивительного, ведь каждый день христианин обязан жить как христианин, соблюдая заповеди?» Но каждый из нас понимает, что у всех есть взлеты и падения, а есть долины более ровного состояния. И вот Великий пост и Святая Пасха — это период определенного духовного взлета, когда мы стараемся соблюдать всё с большим усилием, понимая, что человек слаб и мы не можем постоянно находиться на таком высоком духовном уровне.
И вот Великий пост – эти 40 дней, а потом 50 дней Пасхи, – вот эти 90 дней нам даны, чтобы мы немного почувствовали себя на духовной вершине. А потом, да, к сожалению, у большинства из нас может прийти период схождения с горы Преображения в равнину. Но сейчас мы готовимся взойти на эту вершину, и пусть для каждого это будет светлым и радостным.
Видеопроект
“Великий пост с игуменом Силуаном: выстоять или прожить”