Наш путь к Рождеству мы начинаем издалека — вспоминаем не только о рождении Спасителя, но и об истории, предшествовавшей этому событию, о тех, кто приуготовлял к нему народ Божий и все человечество. Наш путь будет пролегать вместе с праотцем Авраамом и вместе с Богом, Который открывается этому великому предку Господа нашего Иисуса Христа.
Здесь можно было бы сразу перейти к библейскому повествованию (и вы можете это сделать, перейдя к следующему параграфу). Но хотелось бы прояснить один момент, который иногда становится препятствием для читающих библейские тексты, а именно: насколько мы можем доверять повествованиям об Аврааме?
Историчность рассказов об Аврааме
В принципе, даже если оказалось бы, что история Авраама представляет собой художественное повествование, верующие люди все равно доверяли бы ему, потому что богооткровенные истины могут быть выражены и на языке сказки, на языке притчи (в этом убедится всякий, кто внимательно прочтет Книгу Товита или притчи Господа в Евангелии).
Однако в случае Авраама достаточно оснований утверждать, что мы имеем дело не с выдуманным повествованием, а с историей в самом буквальном смысле этого слова. Хотя Книга Бытия, как полагают сегодня, в окончательном виде складывается довольно поздно, возможно, к V веку до Рождества Христова, повествование об Аврааме и других праотцах относится к очень древнему слою предания, примерно к XX–XVIII веку до Рождества Христова.
Дело не только о том, что перед нами — жизнь кочевника, уже мало знакомая писцам в городских поселениях. Сами детали повествования противоречат тому, как привыкли жить и мыслить люди, получившие Закон:
— Авраам женат на своей сводной сестре (Быт 20:12), притом, что такие близкородственные связи запрещены Моисеевым законодательством (Лев 18:9, 11);
— он сажает священную рощу (Быт 21:33), хотя в законе есть требование уничтожать подобные места поклонения (Исх 34:13);
— оказывая гостеприимство трем таинственным путникам, Авраам предлагает им одновременно молочное и мясное (Быт 18:8), тем самым нарушая одно из основных правил кашрута.
Не только с юридической, но и с политической точки зрения эта история выглядит необычно для человека, живущего впоследствии. Мы видим, что Авраам находится в дружеских отношениях с племенами, которые ко времени Моисея и монархии являются врагами Израиля: Авимелех, с которым Авраам заключает договор, — филистимлянин, а правнуки Авраама Иуда и Симеон берут в жены хананеянок.
Наконец, в Книге Бытия мы встречаем трудные, двусмысленные истории, которые явно не стали бы выдумывать те, для кого Авраам и его ближайшие потомки уже являются предметом благоговейного почитания. Вершиной таких историй является рассказ о том, как Бог повелевает Аврааму принести в жертву своего возлюбленного сына.
Если бы кто-то дерзнул редактировать повествование о праотце Аврааме, он постарался бы лишить его жизнь таких смущающих подробностей, и уж, конечно, не стал бы такое придумывать.
Но, возразят нам, как же быть с некоторыми несостыковками между Библией и существующими научными реконструкциями истории? Например, у Авраама есть верблюды, а в исторической науке считается, что они были одомашнены лишь к XII веку до Рождества Христова. На самом деле упоминания верблюдов встречаются в месопотамских текстах и за две тысячи лет до Рождества Христова. Правда, тогда верблюд еще не использовался как вьючное животное, а представлял собой предмет роскоши (как львы и леопарды в садах восточных владык). Авраам был настолько богат, что мог себе это позволить — говорит нам рассказчик. И хотя определенные сложности согласования сохраняются, то, что еще два века назад казалось вымыслом — например, существование хеттов, — в наше время находит свое подтверждение.
Таким образом, многое свидетельствует в пользу исторической достоверности рассказов, с которыми мы будем знакомиться. А если кто-то все же не убежден, и при этом хочет верить, мы можем предложить молиться и сердцем проверять достоверность сказанного.
Сказав это, перейдем собственно к истории Авраама.
Род Авраама
Начальные сведения об Аврааме даны в 11-й главе Книги Бытия. Там приведено полное родословное древо Авраама, мы же посмотрим самые значимые последние стихи.
Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана.
Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота.
И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском.
Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски.
И Сара была неплодна и бездетна.
Быт 11:26–30
Итак, Аврам (вначале его имя пишется именно так, с одной а) родился в Уре, городе южной Вавилонии, на территории современного Ирака. Этот город был культовым центром бога Нанну, бога Луны (жители Ура верили в разных божеств и духов, т. е. были язычниками).
Отцом Авраама был Фарра, или, в других переводах, Терах. О матери Аврама, к сожалению, ничего не сказано.
В семье — трое братьев, но как будто какой-то злой рок тяготеет над ними. Третий умирает раньше других, оставив после себя сына Лота. Авраам женится на своей сводной сестре Саре (Быт 20:12), но с продолжением жизни также возникают проблемы: Сара бесплодна и бездетна. И сегодня отсутствие детей непросто перенести, но в библейские времена, когда люди еще не знали о жизни вечной, это означало конец всяким надеждам на будущее… Писание не случайно употребляет два прилагательных, как бы подчеркивая трагедию: у Сары не было детей: не было и уже быть не могло. История семьи Авраама начинается с безнадежности, или, как сказали бы сегодня, с отсутствия смысла.
И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там.
Быт 11:31
Что-то побудило Фарру оставить родину, сына Нахора и двинуться довольно далеко на юго-запад, в сторону Палестины. Существует мнение, что его к этому побуждал Аврам, уже в Уре пришедший к познанию Бога (см. Деян 7:2). Впрочем, до своей цели Фарра не дошел, остановившись на полпути, в Харране.
И было дней [жизни] Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране.
Быт 11:32
Следующая глава начинается с события, перевернувшего всю жизнь Авраама.
Призыв Аврама
И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
Быт 12:1–4
В этих кратких словах — так много смысла, так много поразительного!
Удивительно уже то, что Господь заговорил, и как заговорил! Он прорывается через язычество Аврама, через его переживания безнадежности, бессмысленности существования.
И что же Господь говорит Авраму? Человеку семьдесят пять лет, пора заботиться о смерти (ср. Пс 89:9–10). Тем не менее Бог ждет, чтобы Аврам:
- 1) пошел от своей земли — т. е. порвал все связи с родной культурой, язычеством и был открыт новому;
- 2) ушел от своего родства — т. е. отважился своей защитой иметь не семью, клан, — а лишь Бога, Который к нему обратился;
- 3) расстался с домом отца — с теми дорогими ему людьми, которые тем не менее будут связывать его с прошлым.
И ведь Авраму даже не открыто, куда именно его зовет Господь. Будет ли там лучше, чем здесь? Не обернется ли сам переход в новую землю трудностями и трагедиями? У Аврама могло быть много объективных возражений (мы видим подобные возражения в Евангелии: «Позволь мне пойти прежде похоронить отца моего» — Мф 8:21). И все же Аврам говорит Богу «да» (как потом скажет и Петр: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою…» — Мк 10:28–30). Иногда необходимо от всего отказаться, чтобы стало возможно дальнейшее.
Такое бывает нечасто, но бывает. Именно так человек откликается на призыв веры. Так начинаются новые этапы жизни, например, брак, служение.
Нам хотелось бы узнать, как именно Авраам услышал голос Бога. Вот что говорит по этому поводу митрополит Антоний Сурожский:
Звучал ли этот голос в его ушах или в его сердце, мы знать никогда не будем, мы одно знаем: когда он услышал этот голос, он узнал сразу, внутренним чутьем, что с ним говорит Живой Бог; он спросил этого своего Бога, чего Тот от него ожидает, и Бог ему ответил: Он приказал Аврааму выйти из своего народа, выйти из своего племени, удалиться от самых близких людей и идти, куда Бог его поведет. В каком-то отношении это возвращение к состоянию Авеля: будь свободен от всего, что тебя связывает, порабощает, приковывает к земле, и иди, и Я буду тебя вести — вести внутренним чутьем, вести обстоятельствами твоей жизни, вести туда, куда Я хочу тебя привести в конечном итоге… Это бывает и с нами. И мы иногда слышим внутри себя голос, который называем совестью. Это может быть откровение из самых глубин наших, голос Божий, который нам то или другое повелевает или зовет куда-то, и мы не можем оставаться до конца цельными, добротными людьми, если не последуем этому голосу…
Обещание благословений
Двинемся чуть дальше и рассмотрим, что же Бог обещает Авраму. Можно насчитать семь обещаний, которые Бог дает ему:
- Я произведу от тебя великий народ — у тебя все же будет потомство, дети.
- И благословлю тебя — ты ощутишь полноту жизни, увидишь в ней смысл.
- И возвеличу имя твое — ты будешь известен и почитаем, и тебе не придется для этого прилагать специальных усилий, как злополучным строителям Вавилонской башни (Быт 11:1–9).
- И будешь ты в благословение — рядом с тобой будет хорошо другим, ты будешь распространять жизнь.
- Я благословлю благословляющих тебя — окружающие будут стремиться заручиться дружбой с тобой.
- И злословящих тебя прокляну — горе тем, кто посмеет выступать против тебя.
- И благословятся в тебе все племена земные — ты принесешь благословение не только ближним, но и всем народам земли (забегая вперед, скажем, что это означает, что через тебя и твоих потомков люди смогут узнать о Едином Боге и отринуть язычество, а в будущем именно из твоего народа произойдет Спаситель).
Относятся ли эти обетования только к Аврааму или и к его потомкам? Судя по последнему благословению, и к потомкам.
Более того, с точки зрения апостола Павла, все верующие во Христа — духовные потомки Авраама (Гал 3:7), и все эти обетования относятся и к нам.
Лучше всего это можно увидеть, посмотрев на отца и молитвенника земли Русской, преподобного Сергия Радонежского. Он монах, но сколько у него появилось духовных чад — еще при его жизни они основали более 70 монастырей! Он был особенно благословен своей близостью к Богу, Богородице и прожил необычайно насыщенную жизнь. Вероятно, нет ни одного русского человека, который бы не знал о преподобном Сергии, его имя стало одним из самых любимых. Он действительно был благословением для своих близких, и его общества искали князья и митрополиты. А сколько миссионеров вышло из его учеников, которые и словом, и кистью поныне свидетельствуют миру о красоте Божьего мира и Его любви…
Но все эти благословения не появились в его жизни сразу и автоматически. Житие преподобного Сергия свидетельствует и об испытании одиночеством, и голодом, и ропотом братьев, — прежде чем все вышесказанное сбылось.
Так и Аврааму (на образ которого, по-видимому, ориентировался составитель жития преподобного Сергия) придется пройти через многие испытания, прежде чем эти обетования исполнятся. В частности, ему предстоит долгий путь:
И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.
И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи.
И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему.
Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой [так, что от него] Вефиль [был] на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа.
Быт 12:5–8
Придя в Землю обетованную, Авраам обнаруживает, что ею уже владеют хананеи, более того, и владеть этой землей будет не он, а его потомки — а когда еще это будет! У другого человека, замечает свт. Иоанн Златоуст, такое «исполнение обетований» вызвало бы сарказм — но не у Аврама. Вместо этого он ставит жертвенник, тем самым свидетельствуя о своей благодарности (ведь он все-таки дошел сюда), о преданности Богу. И еще через некоторое время он ставит другой жертвенник. Он будет ставить жертвенники везде, где окажется. Это одна из граней его праведности. Еще нет специальных законов о жертвах, но сердце его живет благодарностью, и он ищет Божьего Присутствия. В этом — весь Аврам. Благодарность — такая простая вещь, но почему же многие забывают благодарить?
Однако успокаиваться рано. Вместо размеренной тихой жизни Авраама ждет испытание. Кстати, оно ждет и нас, потому что следующий рассказ об Аврааме может показаться весьма смущающим.
И поднялся Аврам и продолжал идти к югу.
И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.
Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.
И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?
для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди.
И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было.
Быт 12:9–20
Р. Н. Вайбрю в Оксфордском библейском комментарии крайне негативно оценивает поведение Аврама. Он считает, что Аврам, опасаясь за свою жизнь, жертвует своей женой, лжет и вообще жалок — тогда как фараон ведет себя образцово и проявляет щедрость. Молчание Авраама в ответ на упреки фараона говорит само за себя. Вся мораль истории, по Вайбрю, заключается в том, что если уж Господь с тобой заключил завет и благословил, то это неотменимо, и, как бы ты себя ни вел, Он тебя не бросит. Сомнительная, надо сказать, мораль!
Давайте прочтем эту историю не спеша, размышляя, вглядываясь в детали.
Итак, Аврам оказывается в незнакомой ему местности, начинается голод. На нем — ответственность и за свою семью, и за семью брата, которого представляет Лот, и за многочисленных домочадцев. Некоторые богачи в неурожайные годы просто распускали своих слуг — ведь их необходимо кормить, а так пусть выживают сами как хотят. Аврам бы тоже выжил, но он заботится не только о себе. Он уже начал понимать, что значит — быть в благословении. «Над благословением нужно трудиться» (И. Я. Гриц).
Вариантов немного. Вернуться назад нельзя, Бог недвусмысленно потребовал попрощаться с прошлым. Значит, только вперед. Египет благодаря регулярному земледелию в долине Нила меньше подвержен засухе — нужно идти туда.
Авраам еще плохо знает, каков Бог, Который обратился к нему. Все же он — человек своего времени и мыслит совсем иначе, нежели мы, воспитанные в культуре единобожия. Для человека древности существует много богов, и у каждого — своя специализация и своя территория. В Египте — свое мощное государство и свои боги. Будет ли Бог Авраама настолько силен, чтобы спасти его и его семью в Египте?
Аврам решает взять ситуацию в свои руки и на всякий случай обезопасить себя. Он предлагает Саре назваться сестрой. Если дойдет до сватовства, время можно потянуть (браки на Востоке готовятся долго), а там и голод кончится, все разрешится само собой. Публичное объявление Сары женой все равно не спасет — что египтянам до браков, заключенных каким-то пришлым кочевником, который и постоять-то за себя не сможет…
Но ситуация разворачивается вовсе не по плану. Сару неожиданно замечают и отправляют в гарем к фараону.
Заметим, в египетской сказке «Два брата» брак не останавливает «его величество фараона — да будет он жив, невредим и здрав!» от того, чтобы уничтожить законного супруга женщины, которая ему понравилась. Так что Аврам в каком-то смысле поступил дальновидно и, более того, действительно обогатился благодаря этому союзу. Но действительно ли ему было «хорошо» или это — авторская ирония? А каково было Саре?..
Отвлечемся на минуту. Ничего не напоминает вам в древних текстах этого сюжета похищения? Конечно же, завязку Илиады. Парис похищает Елену, а дальше начинается целая эпопея, унесшая жизни прославленных героев, погубившая один из величайших городов мира, Трою. При этом боги не только ничего не смогли сделать, чтобы это предотвратить, но напротив, активно участвовали в том, чтобы ущерба и смерти было как можно больше.
А теперь — снова к библейскому тексту. Здесь тоже есть Бог. Но Он — один. И Он — восстанавливает брак Аврама. Он никого не убивает, но действует настолько убедительно, что могущественный фараон, который называл себя «сыном богов», наконец ощущает себя просто человеком и спешит избавиться от Сары с Авраамом!
Это действительно рассказ о милосердии и верности Бога, о том, как начинают сбываться благословения, данные Авраму. Конечно, возможно, что Аврам поспешил, слишком понадеялся на свой план. Но мы, оказавшись на его месте, смогли бы поступить лучше?
В следующем материале цикла мы поговорим о кротости и мужестве и о заключении завета рассеченных жертв.
Чтобы знакомиться с материалами цикла раньше других, можно подписаться на нашу рождественскую рассылку.