Рай открылся, человеку остается только войти

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Пасхальное слово священника Григория Дьяченко.

По традиции на праздник Пасхи во всех наших храмах отверзаются Царские врата и в течение всей Светлой седмицы так и остаются стоять открытыми. Православное богослужение глубоко символично. Понятно, что и в том, как мы поступаем с вратами, тоже кроется какая-то символика.

Господь воскрес, и ад побежден. Рай открылся, человеку остается только в него войти. Открытые Царские врата — призыв, обращенный к человечеству следовать за Христом.

Как известно, душа по природе христианка и рвется на небеса. Человек входит в церковь и видит, что врата, которые обычно закрыты и открываются только во время службы и лишь на малое время, широко распахнуты. Конечно, ему любопытно заглянуть в открытое пространство алтаря и рассмотреть то, что в нем находится.

Сам помню, священник — а только он один из всех молящихся имеет право пройти Царскими вратами — казался мне существом неземным, может, из-за этого и казался. Я думал, вот стоит только войти в манящее пространство алтаря, и ты станешь причастником чего-то такого необычного и сверхъестественного, чего не знает и никогда не достигнет тот, кто молится в самом храме. Только в алтарь просто так не войдешь.

И вот заходишь в храм и обнаруживаешь, что вожделенные врата нараспашку. Но ты человек, воспитанный в мире условностей. Врожденная робость и соблюдение множества табу не позволят тебе ринуться напрямую в открытые двери. Другое дело, если ты пришел выпивши, тогда все запреты отходят на второй план и душа, в соответствии с крылатой фразой «дверям закрытым грош цена», смело отправляется к цели.

В Светлую седмицу такие решительные души и доставляют нам основное беспокойство. Потому, оставляя двери открытыми, мы сразу после службы начинаем устанавливать перед ними баррикады. Мало того что стол с артосами подвигаем, так еще и по углам что-то придумываем, вазы с цветами ставим, ленточки вяжем.

А началось все после того, как в алтарь прорвался один из отдыхающих соседнего с нами санатория. На Пасху уже после ночной литургии прихожу в церковь служить молебен, и мне показывают на мужчину, что, охватив голову руками, скромно сидит на лавочке в углу. Подхожу, сажусь рядом.

И сразу чувствую запах перегара.

— Что-то случилось?

Тот поднимает на меня мутные глаза, видит рясу, крест и начинает плакать.

— Я не знал! Я ничего не знал, честное слово! Пожалейте меня, пожалуйста. У меня ведь семья, жена, двое детей. Я не хочу быть монахом! — выкрикнул человек и заплакал уже громко в голос.

— Монахом?! Почему монахом? Вас что, кто-то заставляет? Ничего не понимаю.

— Я прошел в открытые Царские врата, и ваши бабушки сказали, что теперь я проклят, потеряю семью и должен идти в монахи.

— Что за дикость? Какое проклятие?

— Батюшка, — к нам подошла дежурная по храму, — этот человек зачем-то пошел в алтарь. Мы его предупреждали, и столик с артосами перед вратами поставили, и еще две вазы с цветами по углам. Только отвлеклись, всего на минутку, а он все равно зашел.

— Зачем вы это сделали?

— Так ведь открыто же было.

Из книги «Книга пасхальной радости. 50 дней от Пасхи до Пятидесятницы. Вдохновение на каждый день». — М.: Никея, 2018

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle