Рассказать Богу про коронавирус

Марина Филоник

Психолог, руководитель образовательного проекта «Психология для Церкви».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Коронавирус. Пандемия. Паника, страх, тревога, растерянность…

Неделю назад запретили собираться в помещениях более чем по 50 человек. Отменяются мероприятия, планы меняются ежедневно. Сегодня пока неизменное — встреча евангельской группы.

Обычно мы почти не разговариваем на группе о текущих событиях, не пьем чай: группа молитвенная, на общение просто не хватает времени. Однако сегодня очевидно, что есть общее переживание, объединяющее не только нас, но и всех людей земного шара: мы всерьез встречаемся с чем-то, что касается любого человеческого существа. Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины, нет своих и чужих. Мы все вдруг оказались одно.

И мы снова приходим к Богу — как есть, каждый со своим, приносим Ему свою тревогу и все то, что есть на сердце. Господи, как же хочется услышать сегодня от Тебя что-то в контексте нашей ситуации! Но да будет воля Твоя, помоги нам в открытости принять то, что будет происходить, независимо от наших ожиданий. Мы собираемся вместе и Ты здесь, среди нас, по Слову Твоему — «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20).

Мы надеялись, что Он избавит нас так, как мы ожидали. А Он вместо этого  умер и воскрес и приходит к нам, как приходит к Луке и Клеопе.
Ужин в Эммаусе. Фреска. Сербия. Монастырь Грачаница, XIV в.

Мы читаем отрывок из эпизода про двух учеников, шедших в Эммаус. Евангелие от Луки, последняя глава. Я слушаю текст и поражаюсь параллелям.

Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;

как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло (Лк 24:17–21).

18. Неужели Ты один не знаешь о происшедшем в эти дни? Как мне это понятно и созвучно. Неужели Ты не видишь, что творится в мире? Мы захвачены трагедией и горем, все знают об этом, но где Ты здесь? Я готова еще более возмущенно, чем Клеопа, задавать Богу этот вопрос. Ты как будто не видишь, Ты как будто не знаешь, — Ты что, не в курсе?

Как часто бывает, что я рассказываю Богу что-то так, будто Он Сам не знает. Нелепо? Наивно? В стиле «хочешь удивить Бога — расскажи Ему, что происходит». И оказывается, что Ему это почему-то важно. Важно, чтобы мы рассказали Ему о том, что нас волнует:

17. «Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» Если Он Бог и Сам всё знает, то зачем Он спрашивает такие вещи? Неужели Ему интересно про наши чувства? Как если бы сегодня Он говорил нам: “Расскажите Мне о том, что вы обсуждаете между собой в соцсетях и мессенджерах, на кухнях и в кабинетах. Мне это важно, Я хочу это с вами разделить. Расскажите Мне о своих страхах и тревогах, расскажите, отчего вы печальны…”

Иногда в это сложно поверить, но почему-то Богу всерьез важно, что с нами происходит. Он хочет идти рядом и дать нам говорить с Ним. Во всяком случае, так Он делает с Лукой и Клеопой — просто идет с ними, интересуется, что произошло, дает им пространство рядом с Собой (можно тут вспомнить про кенозис). Дает выговориться, слушает, не мешает, позволяет быть собой в правде своих переживаний.

Хороший, кстати, пример эмпатической поддержки и внимательного присутствия рядом с человеком в горе. При этом на первый Его вопрос (стих 17) они не отвечают прямо. Повторюсь, их можно понять: разве Ты один не в курсе? (стих 18).

19. Но в ответ на эту их реакцию Он снова, то есть второй раз, спрашивает, что же произошло. Похоже, Ему действительно важно, чтобы мы делились с Ним тем, что нас беспокоит.

19. «Сильный в деле» —вот наше частое восприятие Бога, такое же, как было у учеников. Приди и исправь ситуацию, освободи Израиль, избавь нас от страданий, избавь нас от коронавируса. Если Ты Бог — сотвори чудо, сойди с Креста, сделай мир лучше.

Я не хочу соглашаться на то количество зла, которое вижу в мире, не хочу принимать такой мир, сделай его другим, Ты ведь всё можешь.

А Он просто идет с ними рядом, «но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» (стих 16).

На группе мы делились своими размышлениями, были в искренности и открытости перед Богом и друг другом. Господь был среди нас, рядом, мы чувствовали это. Но гораздо чаще в жизни я совершенно, как эти ученики, не узнаю Его!

Вот я захвачена тревогой после прочтения очередных новостей, и в этот момент не думаю о Нем, не вижу, а Он идет со мной рядом и спрашивает: «что случилось, отчего ты так печальна?». Но я снова и снова не узнаю Его.

Как же я понимаю этих двух путников! Они захвачены горем и не видят Человека рядом с собой. Я захвачена суетой, тревогой и в эти моменты ничего, кроме своего страха, не вижу. Очень сложно узнать Бога, когда есть вот такая захваченность, плененность, катастрофизация: «все, конец света». Ослепление — их глаза были удержаны.

Всегда ли в том, что я не узнаю Его, есть моя вина? Виновата ли я в своей слепоте? Оказывается, далеко не всегда, как и в случае со слепорожденным (кто согрешил — он или родители его, что родился слепым?). Иисус отвечает радикально: ни он, ни родители его, есть иные причины в контексте славы Божией. Мне это сложно понять до конца, но одно понятно, что это не вина. И от этого как-то легче. Верую, Господи, помоги моему неверию, помоги мне чаще узнавать Тебя и доверять Тебе! Отверзи ми очи — «Тогда открылись у них глаза и они узнали Его» (стих 31).

21. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить нас от коронавируса, но вот уже который день идет, как всё это произошло и продолжает происходить. Мы надеялись, что Он избавит нас от страдания, что Он что-то даст.

Важно именно что-то, объект, то, что я хочу от Него получить в товарно-денежном плане отношений. И порой я всерьез, как и эти двое, могу думать, что он должен что-то такое сделать. «Сильный в деле». Это так понятно — про всемогущество и про то, что Он нам должен. И который раз сложно поверить, что наш-то, наш-то Бог на ослике цок да цок.

Мы надеялись было, что Он избавит нас так, как мы ожидали. Ожидания, в том числе ожидания от Бога, вообще, — важный предмет для рефлексии и пересмотра. Но сейчас хочу сказать о другом. Мы надеялись, что Он избавит нас от страдания, исправит мир, уберет зло и болезни, запретит коронавирусу распространяться. А Он вместо этого («уже третий день») умер и воскрес и приходит к нам, как приходит к Луке и Клеопе.

И разделяет с нами то, что мы проживаем сейчас, продолжая давать нам пространство для действий, слов, переживаний, продолжая давать нам свободу, которую так порой не хочется брать.

Лучше Ты уже приди и все сделай, как надо, за нас. Но Он просто продолжает идти рядом, даже тогда, когда мы не узнаём Его.

С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle