Статьи
Преставился Христос Яннарас, богослов эроса и небытия Бога
Мемориальный обзор творений великого православного богослова: актуализация сокровищ патристической мысли, ставшая возможной благодаря постмодерному повороту актуальной мысли. Мы можем читать Дионисия Ареопагита благодаря Хайдеггеру; Хайдеггер позволяет понять глубину и радикальность мысли Дионисия; православная теология как продукт постметафизической мысли: так можно было бы передать суть богословского начинания Яннараса, если бы не было упущено одно: свободный, поэтический, «экзистенциальный» стиль его слова и мысли.
Спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы — долг религиозных сил
В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви путем регулярной публикации текстов с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».
Борьба против ядерного оружия, против возможности ядерной войны — одна из основных тем миротворческого дискурса ЖМП. Его образец — доклад патриарха Московского и всея Руси Пимена на всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы» (Москва, 10–14 мая 1982 г.: доклад и др. материалы конференции опубликованы в специальном выпуске ЖМП; доклад большого размера — мы выпустили несколько “официальных”/”конъюнктурных” мест). Ценность доклада — в демонстрации того, как следует переходить от высокого богословия к конкретной политике, к дипломатии (поэтому в конце мы размещаем также принятое конференцией «Обращение ко всем правительствам мира»): патриарх Пимен начинает с богословия жизни и мира как сути христианской веры, задающего установки, ориентиры для дипломатии; не в том только дело, что ядерная война — очевидное безумие и зло, но и в том, что «мир» основанные на балансе угроз, страха, сил уничтожения — непрочный и нравственно недоброкачественный мир; христианам следует бороться — добиваться соответствующей политики от своих правительств и т. п. — за мир, основанный на сотрудничестве, на доверии; христианам следует не только указывать на очевидное зло и безумие т. н. «ограниченного» применения ядерного оружия, доктрины превентивного ядерного удара и т. п., но добиваться ядерного разоружения, уничтожения ядерного оружия как такового; христианам следует добиваться сокращения и неядерных вооружений; христианам следует бороться за перенаправление средств — финансовых, ресурсных, административных и пр., а главное человеческих (ума, таланта, труда, времени) — с развития технологий уничтожения жизни, на сохранение и развитие жизни; христианам следует бороться за обращения гонки вооружений вспять; христианам следует бороться за смену самой риторики, принятой в дипломатии: враждебная риторика как таковая не приемлема; и пр. и пр.
Роман Стариков: в этот раз в рубрике «Святые Отцы — доступно» у нас труд не святого, но известного многим проповедника, церковного историка, литератора — «Записи» священника Александра Ельчанинова. 24 августа 2024 года — 90 лет со дня его смерти.
О чем говорит Ветхий Завет. Шестоднев, Адам и Ева
Михаил Скобелев: описывая устройство физического, видимого мира с его четырьмя измерениями, слово Божие раскрывает нам и пятое измерение нашего бытия, недоступное научному анализу, — жизнь невидимого мира.
Богослов Преображения о насилии, собственности, неравенстве, кредитовании
Владимир Шалларь: 19 августа Церковь празднует Преображение Господне. Преображение — мистическое ядро Евангелий, не зря именно в вопросе о Фаворском Свете восточнохристианская теология обретает свою мистическую высоту-глубину (исихазм, паламизм). В мистическом ядре — политическая тема: власти уже убили Иоанна Крестителя, и Иисус — «преобразившись», явив Свое божество — говорит, что и Его власти убьют. Божественный Свет, «хорошо нам здесь быть» — и политика, казни. Как вообще совмещаются исихазм и социум/полития? — не нечто ли это не противоположное даже, но несовместимое?
Преображение Господне: увидеть Бога «со спины»
Монахиня Елисавета (Сеньчукова): праздник Преображения — о чем он? Не о яблоках же? И даже не о винограде. Разбираемся вместе.
Двенадцать коробов полных, или Рецепт доброго утра, если проснулся не в духе
Анна Ершова: хоть ты так и не нашел слов для Бога и вообще даже не позвал Его, Он тебя видит.
Алексей Марков: личный опыт переживания запредельного горя помогал Наталии Скуратовской вытягивать людей из самых тяжелых состояний.
Леонид Виноградов: как бы ни менялась реальность, люди искали, ищут и будут искать смысл жизни, и многие со своими поисками по-прежнему будут приходить в Церковь.
Духовные практики Библии для нас. Дух, душа, тело — единство в движении
Владимир Сорокин: библейский взгляд на человека парадоксален: он оказывается одновременно самым эфемерным и самым могущественным существом в сотворенной Богом на «третий день» вселенной.
Джаз, соул, Пугачева, Богушевская. 8 красивых песен для августа
Денис Маханько: лето — особая пора в нашей жизни. У нас есть еще несколько недель, чтобы насладиться летними днями. Уместно сделать это под музыку о лете, созданную в разное время в разных уголках планеты.
Статьи
«Из тех и этих лет» и «Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос» — сборники текстов выдающегося советского мыслителя Михаила Гефтера. Гефтер — историк русского революционного движения: от проблематики революционного социализма, марксизма, Русской революции, ленинизма, России в мировой истории он выходит к проблематике философии истории, и что принципиально важно — к теологии истории: его историческая, политическая мысль совершается теологически поворот; в рамках этого поворота он пытается осмыслить только намечающиеся тогда постсоветскую эпоху жизни России и эпоху развития мира после холодной войны.
«История» — особое качество человеческого бытия в мире; «истории» всего навсего две тысячи лет: христианство закладывает сам диспозитив, проект «истории» как создания единого человечества, вырывает человека из «эволюции» в «историю». «Европа», «Запад» — имена «истории», то есть движения «прогресса», «глобализации»; марксизм был радикальным альтернативным проектом «истории»; поэтому он находит себе пристанище в России — альтернативной Европе: Россия — мир альтернативного, не-западного христианства — реализует альтернативный вариант истории. История в своем истоке и сути — теологична.
Холодная война, ядерный мир есть предел «истории»: две модели ее воплощения — «капиталистическая», имеющая исток в западном христианстве и «социалистическая», имеющая исток в восточном христианстве — заполнили до конца Землю: глобализация охватила весь мир: пространства для «прогресса», «истории» буквальным образом не осталось. Человечество ставшее невыносимо единым в ядерном мире падает в до-историю — в бытие в горизонте гибели: как архаический человек осваивает мир в бегстве от подобных себе, в ужасе от несомой ими гибели — так человек холодной войны снова оказывается перед гибелью — но бежать ему некуда.
Однако в XX веке «история» приходи к кризису: она охватила все человечество, весь Мир. Тоталитаризмы, диктатуры, репрессии, войны и пр. и пр. — вот что приходит на смену всемирной истории, ибо более нечем сдерживать угрозу панубийства. Человечество падает в до-историю — в бытие в горизонте гибели: как архаический человек осваивает мир в бегстве от подобных себе, в ужасе от несомой ими гибели — так человек XX века снова оказывается перед гибелью — но бежать ему некуда. Отсюда — холокост. Конец нацизма тут ничего не изменил: человечество продолжает жить в горизонте панубийства.
Но поскольку — это одна из основных мыслей Гефтера — история есть пространство альтернативности, то и здесь есть выбор: Конец истории не в смысле Пангибели. Мир из невыносимой тесноты ядерного мира должен изойти в Мир миров, в Мир культивируемых различий, альтернативности. Здесь — потенциальное авангардное место России в Мире миров: потенциальная постсоветская Россия как Страна стран, как полигон Мира миров, как образец для всего мира, как человечество может мирно устроится в Мире миров после Конца истории. Своего рода постмодернисткое евразийство, обоснованное на посттеологической/
«Мысли христианина о браке» священника Михаила Труханова; из предисловия:
«Тема о любви и браке особенно актуальна в наши дни, когда семья — священная ячейка, соединяющая личность и общество, — подвергается особенно жестоким нападкам.
Именно в супружестве, которое, как подчеркивает отец Михаил, есть ДАР БОЖИЙ и требует особого сбережения, открывается наиболее полная возможность вновь и вновь реализовать основополагающие христианские заповеди: любовь к Богу и ближним своим. Только на этом пути, особенно в нашей противоречивой действительности, может быть достигнуто не просто „счастье двоих“, но и СПАСЕНИЕ, в котором истинно верующие видят смысл своей земной жизни, к которому стремятся по мере своих возможностей».
Кроме текста книги здесь также с разрешения издателей размещена и ее аудиоверсия.
«Религия в Америке» — книга Александра Лопухина, автора знаменитой Толковой Библии. В предисловии о пишет:
«Мы часто называет американцев своими друзьями, но только изредка сознаемся, что мы совсем не знаем их. Русская литература до сих пор не дала ни одного более или менее серьезного произведения, носящего на себе печать действительного изучения американской жизни. А такое изучение могло бы быть поучительным для нас во многих отношениях. Молодым американским народом практически разрешены многие из тех вопросов, которые бесплодно волнуют состарившиеся народы Европы. Это одинаково применимо как к общественной и политической, так и к религиозной сфере жизни. Но если общественная и политическая жизнь американским народа отчасти находила отражение в русской и переводной иностранной литературе, то о его религиозной жизни к нам не доносилось почти никаких отголосков даже чрез иностранную литературу. Между тем религиозная жизнь американского народа в данный момент представляет едва ли еще не более поучительного интереса, чем его общественная и политическая жизнь. Изучение этой жизни может иметь и важное непосредственное значение. В нем ум религиозного человека найдет ободрение и подкрепление уверенности в том, что распространяющаяся в Старом Свете неверие и холодность к религии суть не результата высокой культуры, а плод нравственной дряхлости, так как напротив религия нигде не имеет большей энергии и значения, как среди образованнейшего народа в мире — в Америке. Настоящая, книга составляет результат изучение и личного наблюдения над американской религиозной жизнью во время нашего пребывания в Нью-Йорке и имеет в виду приподнять хоть один край темной завесы, закрывающей от нас религиозную жизнь американского народа».
«Заокеанский Запад в религиозно-нравственном отношении» — публичные лекции, читанные Великим постом 1888 г., А. Лопухиным, автором знаменитой Толковой Библии, одно время жившего в США. Цитируем начало лекций:
«Америка — классическая страна сектантства, и исследование ее религиозно-нравственной жизни поэтому может иметь в высшей степени важный и глубокий интерес, именно в смысле уяснения того, к каким результатам может повести господство личного разума в духовно-религиозной жизни, при отсутствии прочных церковных начал. С религиозно-нравственною жизнью северо-американской республики мы имели возможность знакомиться непосредственным наблюдением.
Чтобы дать более ясное и определенное представление о религиозно-нравственной жизни в С. Америке, мы расширим наш предмет, и рассмотрим его с двух сторон, из которых обе имеют особый интерес, именно со стороны общего религиозно-нравственного состояния американского народа, и со стороны тех, в частности, явлений, которые составляют плод лежащих в ее основе начал. При таком изображены выступят и светлые и темные стороны этой жизни, a вместе с тем яснее и осязательнее станет и ее поучительная для нас сторона.
Едва ли еще можно где ни будь встретить столько образованных светских лиц, занимающихся религиозными вопросами, сколько их встречается в Соединенных Штатах Америки. И это тем более замечательно, что Америка по своему культурному характеру есть страна положительного знания.
Вся жизнь американского народа проникнута религиозным духом, и на всех проявлениях государственной и общественной жизни лежит сильный отпечаток религиозного влияния».
«Русские святые, чтимые всею церковью или местно. Опыт описания жизни их» — труд выдающегося ученого, богослова XIX в. свт. Филарета (Гумилевского). Приведем его слова из предисловия о писании житий:
Из предисловия: “«Да не будет ми лгати на святого», повторил св. Димитрий, кода писал жития святых. Правило святое для каждого, кто касается пером или кистию до святых. Ложь в деле святом сама по себе неприлична, не у места. Она же может вредить сердцам людей. Западные легенды много повредили церкви западной в борьбе ея с реформацией: думали возвысить святых тем, что вносили в жизнь их небывалые чудеса и деяния, а этим только оскорбляли святых и дали повод не верить в легендах и действительному. Потому разборчивость в доверии к старым памятникам при описании святых более нужна, чем при описании событий гражданских. Прежние повествования о святых русской церкви писаны — немногие современниками, очень многие — людьми поздними, при том писаны людьми разных дарований и разного образования. Повторять все эти повести без разбора, без поверки, — грешно пред чистою совестию и стыдно пред просвещенным умом.
«Платон: pro et contra. Платоническая традиция в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология» — собрания текстов Светлова, Вл. Соловьева, Юркевича и др.
«Творения Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Переведено сие с Греческого на Славенский язык блаженныя памяти Покойным великим старцем Паисием Величковским в Святовознесенском Нямецком монастыре, где и гроб его по днесь зрится» (список 1808 года) — важнейший документ православной духовной традиции: творения свт. Григория Паламы составляют ядро мистико-аскетической теологии Православной Церкви; ряд их в XVIII в. вошел в Добротолюбие, чье составление — как и важнейший знак, так и важнейший инструмент возрождения православной духовной традиции в Новое время; один из основных участников этого возрождения — прп. Паисий (Величковский), который помимо прочего переводил и творения Паламы; в славянское Добротолюбие эти переводы не вошли — но, однако, ходили в списках среди российских участников духовной традиции: Россия была знакома с текстами Паламы за два столетия до их систематического перевода на русский язык. Кроме переводов свт. Григория Паламы в книгу вошли также и переводы некоторых текстов прп. Максима Исповедника (другого великого мистико-аскетического теолога православной церкви), перевод «О священнем Архиепископе Григории Фессалонитскем чудотворце» свт. Симеона Фессалоникийского, а также «Надгробное рыдание блаженному Старцу Паисию от всех чад его духовных». Итак: здесь мы имеем важнейший документ жизни православной духовной традиции в Новое время.