Несмотря на то, что событие Рождества Христова является важнейшим для всей человеческой истории, о нем пишут только двое из четырех евангелистов: Матфей и Лука.
Дева Мария вместе с Иосифом жили в небольшом городе Назарете, ожидая исполнения ангельского благовестия о том, что у Марии от Святого Духа родится Сын — Спаситель мира. Согласно евангельским повествованиям, Христос родился в Вифлееме, когда правил царь Ирод Великий.
Евангелист Лука связывает время рождения Иисуса со временем переписи населения в Римской империи, провинцией которой в то время являлась Иудея. Так как Мария и Иосиф происходили из рода Давидова, им необходимо было идти в Вифлеем (город Давида), чтобы пройти перепись. В городе было многолюдно, поэтому родители Иисуса не смогли найти свободной гостиницы для ночлега и остановились в пещере, служившей загоном для скота. Здесь и предстояло родиться Богочеловеку, к Которому первыми пришли поклониться пастухи, услышавшие весть о рождении Спасителя, и волхвы, увидевшие на небосводе необычную яркую звезду.
Литургическое почитание
Изначально Рождество Христово праздновалось вместе с Крещением Господним. Этот праздник имел одно общее название — Богоявление. В Риме около 335 года фиксируется традиция отмечать Рождество Христово 25 декабря. На Востоке выделение Рождества Христова в отдельный праздник происходит чуть позже — в конце IV столетия. Богослужение празднику Рождества Христова появляется в иерусалимских богослужебных книгах VI–VIII вв.
Богослужебные особенности
Всенощное бдение накануне праздника Рождества Христова отличается от привычного воскресного или другого праздничного богослужения. Чин состоит из великого повечерия, на котором особенно торжественно звучит песнопение «С нами Бог…», и утрени с величанием праздника и чтением Евангелия от Матфея.
В сам день совершается Литургия святителя Иоанна Златоуста. Она имеет ряд особенностей, которые свойственны господскому двунадесятому празднику. Например, поются праздничные антифоны со стихами из Псалтири, характеризующие празднуемое событие. А на входе с Евангелием диакон (или священник, если нет диакона) перед тем, как зайти в алтарь, произносит входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову» («Из чрева прежде утренней звезды Я родил Тебя», — клялся Господь, и не раскается: «Ты — священник вовек, по чину Мелхиседека» (Пс 109:3–4).
Вместо Трисвятого поется крещальный стих из Послания апостола Павла к Галатам: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» («Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3:27). Это отражает древнюю христианскую практику совершения таинства Крещения только в определенные дни года, в том числе на Рождество Христово.
В современной практике Русской Православной Церкви есть традиция совершать богослужение праздника в ночное время, соединяя вечернее богослужение с Литургией.
Иконография праздника
Самые ранние изображения, на которых присутствует сюжет Рождества Христова, относятся к IV веку. Мы можем встретить их на рельефах саркофагов. Появление таких изображений связано, вероятно, с выделением Рождества Христова в отдельный праздник, независимый от события Крещения Господня. В основу композиции легли евангельские тексты от Матфея и Луки, а также свидетельства из апокрифических Евангелий (например, из Протоевангелия Иакова).
До VI века в композиции преимущественно можно увидеть запеленатого Богомладенца в яслях, стоящих вола и осла, праведного Иосифа и Божию Матерь, а также одного или нескольких пастухов и Вифлеемскую звезду.
Уже в IV веке появляются символические толкования иконографии праздника: согласно святителю Григорию Нисскому, вол — символ иудейского народа, осел — языческого мира, а Христос между ними знаменует всеобщее освобождение.
C VI столетия начинает формироваться новая иконография праздника: в композиции Рождества Христова Богородица начинает изображаться лежащей на ложе. Такое нововведение не случайно: оно отражает догматическое учение Церкви («человечество Господа не должно выглядеть кажущимся»).
В это же время в композиции начинает появляться повитуха Саломея, которая, согласно Протоевангелию Иакова, усомнилась в Приснодевстве Марии и за это была наказана болезнью, а после раскаяния — исцелена. Иногда фигурируют и другие повитухи, участвующие в омовении Младенца.
С X века складывается привычная для нас композиция: пейзаж с горками и пещерой, ясли с Богомладенцем, фигуры вола и осла, Вифлеемской звезды, ангелов и пастухов, образы Богоматери, Которая сидит или возлежит рядом с яслями, задумчивого Иосифа, сцена омовения Иисуса в купели.
В последующие века композиция дополнялась различными иконографическими деталями, в том числе под воздействием церковных песнопений из богослужений праздника.