Об апостоле Марке нет прямых свидетельств в Евангелии. История его жизни, как и многих других апостолов, запутанна и неоднозначна. В поздней византийской традиции кроме евангелиста Марка распространилось мнение о существовании еще двух Марков: племяннике апостола Варнавы и Марке Иоанне, упоминаемом в Книге Деяний святых апостолов.
Как Марк стал последователем Христа?
Апостол Марк не входил в число 12 ближайших учеников Спасителя, но был одним из числа 70 апостолов, то есть призванным к апостольскому служению уже после Преображения Господня (см.: Лк 10:1–2). В «Деяниях апостола Марка» евангелист представлен как человек, с раннего возраста интересующийся Писанием. Позже он раздал свое имущество иерусалимским нищим, был учеником пророка Иоанна Крестителя. По преданию, в доме матери апостола Марка Марии часто бывал Христос, возможно, в нем и была совершена Тайная вечеря.
Был ли связан с апостолами Петром и Павлом?
Некоторое время апостол Марк был спутником апостолов Павла и Варнавы (который, по преданию, был его дядей) в их миссионерских путешествиях, а затем и соработником апостола Петра, с которым отправился из Иерусалима в Рим. Он же впоследствии отправил Марка проповедовать в Александрию и другие египетские территории. Его проповедь имела большой успех, однако такие авторы, как Ориген, Климент Александрийский и святитель Дионисий Великий, который был епископом в Александрии в 247/248–264/265 гг., ничего не говорят о миссионерской деятельности апостола Марка и пишут о нем только как о евангелисте.
Как написал Евангелие, если не был свидетелем всех событий жизни Спасителя?
Когда апостол Марк был в Риме, он на основании рассказов апостола Петра написал Евангелие. Это подтверждает раннехристианский писатель — святой Папий Иерапольский (ок. 70 — 155/165). Богослов ссылается на свидетельство «старца» Иоанна и утверждает, что Марк был переводчиком (возможно, секретарем) апостола Петра и записал его повествования:
Марк, будучи переводчиком Петра, как запомнил, в точности записал, впрочем, не по порядку, то, что сказал и сделал Господь. Ибо он не слышал от Господа и не следовал за Ним, но позже, как я сказал, за Петром, который к нуждам приспосабливал поучения, а не следовал в точности построению Изречений Господних. Следовательно, Марк ни в чем не прегрешил, так записав некоторые (события), как запомнил. Заботился он только об одном, чтобы ничего из того, что он слышал, не пропустить и не передать неверно.
Чем Евангелие Марка отличается от других?
Евангелие от Марка — самое короткое из четырех благовестий. Оно имеет много живых деталей, которые придают динамику повествованию. Вот некоторые примеры (отличия от других евангелистов выделены в цитатах курсивом): «И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им…» (Мк 9:36); «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк 10:17); «Пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову» (Мк 14:3). Нередко автор при описании событий весьма эмоционален. Это подтверждает мнение о том, что повествование было записано со слов апостола Петра, известного своей темпераментностью.
Еще один особенный эпизод в Евангелии от Марка, который отсутствует у других евангелистов, связан с историей о юноше. После ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду за Ним последовал молодой человек в покрывале. Воины схватили юношу, «но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (Мк 14:52). Возможно, этим юношей был сам апостол Марк, для которого данное воспоминание было дорогим и важным, поэтому он и упоминает о нем.
Почему символом этого евангелиста является лев?
Часто можно встретить изображение апостола Марка вместе со львом, который является символом евангелиста. Это связано с тем, что евангельское повествование апостола Марка начинается с проповеди святого Иоанна Предтечи о покаянии и приближении Царства Божия. Этот призыв является «гласом вопиющего в пустыне» (Ис 40:3) и сравнивается с рычащим львом, живущим в пустыне. Кроме того, в Евангелии от Марка особым образом раскрывается Божественная власть Христа, которая сравнивается с властью льва в животном мире.