Семь добродетелей: от Антония Великого до Иеронима Босха. Благоразумие: женщина, зеркало, змея

Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Великий пост — это дорога, ведущая к Пасхе. 40 дней бодрствования и аскезы, цель которой — обновление духовных, душевных и телесных сил. А основным эквивалентом слова «сила» в церковнославянском языке является слово «добродетель».

Почему добродетелей семь? Число 7 — полнота и совершенство. Семь таинств в Церкви, 7 дней в неделе, 7 богатырей в русских сказках. Традиционный список добродетелей включает в себя: благоразумие, мужество, справедливость, умеренность, веру, надежду, любовь.

Сегодня «добродетель» воспринимается как нечто неопределенное и скучное. Попытаемся вернуть этому слову его первозданное сияние! Как говорят о добродетелях Святые Отцы и как они отображаются в живописи таких европейских мастеров, как Пьеро дель Поллайоло, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший, Сандро Боттичелли, Иероним Босх, рассказывает протоиерей Димитрий Сизоненко.

Традиционный список добродетелей включает в себя четыре кардинальных и три теологических добродетели.

Часто подчеркивают, что кардинальные добродетели пришли в христианство из языческой философии, это общечеловеческое достояние, такие качества и способности души, которые придают благородство человеку.

Благоразумие — мудрость

Мужество — стойкость

Справедливость

Умеренность

Считается, что это природные таланты, которые достойный человек призван в себе развивать. Для этого достаточно лишь употреблять по назначению те силы, которые нам даны от природы, от рождения. Таким образом, первые четыре добродетели — это естественные добродетели.

К сожалению, в нашем языке слово «добродетель» нередко воспринимается как некий архаизм. Нечто неопределенное и даже скучное. Выражения «добродетельная женщина» или «добродетельный мужчина» вызывают привкус елейного благочестия, показной набожности, от которых веет скукой.

Но мы можем попытаться вернуть этому слову его первозданное сияние.

Славянское слово «добродетель» является переводом соответствующих греческих и латинских терминов, греческое слово аретэ выражает внешнюю доблесть, воинскую славу, превосходство. А вот латинское слово вирту буквально означает силу.  Точно так же, как силой обладает закон, который все исполняют. Точно так же, как исцеляющей силой обладают некоторые травы. Итак, добродетель — это доблесть и силы.

Первые четыре добродетели являются естественным фундаментом, внутренним стержнем человеческой личности, которые позволяют нам достичь расцвета. К ним добавляются три божественных, сверхприродных силы, которые представляют собой благодатный дар свыше: вера, надежда, любовь.

Бог даем нам Свою силу верить и хранить верность, надеяться, любить.

Начнем с добродетелей, присущих человеку по природе.

Иногда можно услышать, что христиане заимствовали их у языческих философов. Однако в Священном Писании о них тоже говорится. Они присущи человеческой природе, которую сотворил Бог. Платон лишь сформулировал их. Он сделал то, что Ньютон сделал для законов физики, они их лишь сформулировал. Платон нам подарил грамматику, Слово Божие дает нам поэзию добродетелей.

Попробуем начать с чистого листа, заново открыть для себя добродетели, тогда вы получите нечто новое и действенное.

Добродетели не для того, чтобы о них говорили, а чтобы их практиковали, чтобы их сделали реальностью человеческой жизни.

Итак, каким бы качествами вы хотели наделить своих близких, своих начальников, но и своих врагов. Но чем можно построить более счастливый мир.

И прежде всего. Какими качествами должен обладать лидер, за которым вы с радостью и с пользой для себя последовали. Достаточно ли, чтоб в его руках оказались деньги, власть, привилегии? Разве вам не хотелось бы иметь начальника, у которого вы могли бы чему-то научиться. Чтоб у него был не просто ум или предприимчивость, но еще и понимание, сострадание. Видение, как можно очеловечить нашу окружающую жизнь и даже бизнес. Лидер должен хорошо понимать людей, их проблемы, уметь решать их. Ему нужен не просто сильный ум, а очень практический разум. Именно в этом и состоит добродетель благоразумия или мудрости. Говорят, мудрость — это знание, настоянное на нравственности, а такой эликсир не всем по плечу.

Разве тот, кто обладает мудростью, не живет более счастливой жизнью? Человек, живущий в согласии со своими ценностями по-настоящему, и естественным образом будет счастлив, для этого не обязательно обладать богатством и властью. Счастье приходит изнутри, а не извне. Вот наш с вами секрет, который мы заново попытаемся открыть.

Художники изображали человеческие добродетели в виде женских образов, каждый из которых был наделен присущими только ему символами.

На полотне братьев Пьетро и Антонио дель Поллайоло, хранящемся в галерее Уффици во Флоренции, благоразумие изображено в виде молодой женщины, восседающей на троне, и держит в руке зеркало, в которое она смотрится. В ее руке змея, которая обвивает ее руку. Трон, на котором она восседает, символизирует власть, господство, это говорит о том, что ей доверено управлять поведением людей.

Зеркало — символ осмотрительности, каждый убежденный христианин должен быть осмотрительным, чтобы силы зла не могли его обмануть. Этот символ происходит из Книги Премудрости.

Не будем также забывать, что зеркало, благодаря которому человек может видеть собственное лицо, является символом самопознания — без этого добро не сможет восторжествовать в твоей жизни. 

Змея в руках благоразумия, тоже символизирующая осторожность, необходимую для праведной жизни. Этот символ также происходит из Священного Писания: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф 10:16).

Змея также символизирует время, которое обновляется с окончанием каждого цикла, это символ циклического времени. Змея, проглотившая свой хвост, — выразительный символ вечности. Змея намекает на вечную необходимость проявлять эту добродетель.

Благоразумие — способность правильно оценивать происходящее с тобой, предвидеть последствия поступков, извлекать уроки из прошлого. Знать истинную ценность вещам из прошлого и будущего, потому что времена лукавы.

Змея, обвившая руку, поразительным образом напоминает изображения античного божества Асклепия, мудрость обладает терапевтической силой, она приносит душевное и телесное здравие, благоразумие способно предотвращать зло.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle