Великий пост — это дорога, ведущая к Пасхе. 40 дней бодрствования и аскезы, цель которой — обновление духовных, душевных и телесных сил. А основным эквивалентом слова «сила» в церковнославянском языке является слово «добродетель».
Почему добродетелей семь? Число 7 — полнота и совершенство. Семь таинств в Церкви, 7 дней в неделе, 7 богатырей в русских сказках. Традиционный список добродетелей включает в себя: благоразумие, мужество, справедливость, умеренность, веру, надежду, любовь.
Сегодня «добродетель» воспринимается как нечто неопределенное и скучное. Попытаемся вернуть этому слову его первозданное сияние! Как говорят о добродетелях Святые Отцы и как они отображаются в живописи таких европейских мастеров, как Пьеро дель Поллайоло, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший, Сандро Боттичелли, Иероним Босх, рассказывает протоиерей Димитрий Сизоненко.
Воздержание — это ни в коем случае не какая-то старомодная или унылая добродетель. Напротив, умеренность — это то, в чем мы все по-настоящему нуждаемся. Именно умеренность позволяет человеку испытывать подлинные и самые яркие удовольствия. Она направляет нашу жизнь к прекраснейшим и величайшим из земных благ.
Прежде всего, попытаемся дать определение: что такое умеренность?
Умеренность — это способность души соблюдать золотую меру в том, что касается проявлений наших чувств. Это сила самообладания. Благодаря ей человек способен укрощать стихийные волнения страстей, влечение к грубым удовольствиям, которые в конечном счете лишь опустошают душу. Быть человеком умеренным не означает быть занудой или подавлять свои чувства. Быть умеренным означает иметь совершенно здоровое самообладание перед лицом тех влечений, которые для многих наших современников оборачиваются проблемами, тех удовольствий, которые человека могут сделать рабом ощущений. При отсутствии такой способности души, которую называют добродетелью умеренности, удовольствия легко оборачиваются аддиктивностью, зависимостью и созависимостью. Означает ли это, что нужно подавлять свои влечения? Нет, это означает развивать в себе самообладание и тем самым извлекать максимальное удовольствие от всего прекрасного, что нам преподносит жизнь.
С точки зрения функционирования наших чувств и ощущений, жизнь души можно сравнить с двухступенчатой ракетой. У нее есть нижняя ступень — это страсти, которые приводят в движение наша чувства. У нее есть верхняя ступень — добродетели, силы души, которые позволяют нам с максимальной выгодой для себя использовать энергию страстей.
Какие страсти необходимо регулировать прежде всего? Какие удовольствия обладают самой неотразимой силой?
Совершенно понятно, что самые сильные — это удовольствия, связанные с пищей, питьем и сферой плотских наслаждений, потому что на самом деле эти удовольствия связаны с нашими самыми важными биологическими потребностями, того, что касается поддержания в нас жизни и порождения жизни, продолжения рода.
Именно эти две сферы жизни человека являются главным пространством для культивирования в себе умеренности.
В области употребления пищи умеренность тренируется соблюдением поста, трезвением (конечно, у многих слово трезвение ассоциируется прежде всего с воздержанием от алкоголя). В конце XIX — начале XX века в Российской империи стали возникать многочисленные братства трезвости, сообщества людей, помогающих друг другу бороться с алкоголизмом. Однако трезвение не ограничивается лишь какой-то одной пагубной привязанностью — это вообще способность управлять своими потребностями в пище и питье таким образом, чтобы не оказаться в плену чревоугодия и при этом испытывать максимальную радость от вкушения пищи.
В области плотских связей умеренность проявляется как целомудрие, воздержание. Она защищает душу человека от злокачественного сладострастия.
Вероятно, в ответ вы можете сказать: «Дорогой батюшка, все это очень мило, но вы прекрасно знаете, жизнь наша и так сложна. И вы хотите лишить нас последних радостей жизни, которые, в сущности, никому и не мешают? Если вы хотите заинтересовать людей, расскажите о пользе диеты для поддержания стройной фигуры или о пользе голодания для очистки организма. Это то, что будет услышано».
Проповедовать о вреде алкоголя, сахара, кофе — неблагодарное дело. Разве что в случае, когда эти субстанции наносят непоправимый вред здоровью или отношениям в семье.
Тогда, может, вообще не стоит говорить об умеренности и воздержании?
Однако почему-то с древнейших времен мудрецы возвели ее в ранг кардинальной добродетели. Отцы-пустынники вообще учили, что человек, который не способен сохранять умеренность в отношении пищи, совершенно не пригоден для духовного подвига, для аскезы.
Повторяю, некоторые отцы пустыни говорили, что если мы не способны к воздержанию в пище, не надо себя обманывать: никакое продвижение вперед в духовной жизни невозможно.
Умеренность для них служила вратами к остальным добродетелям. Первый шаг может показаться кому-то незначительным, но на самом деле это нечто основополагающее.
Чтобы понять это, представим себе четыре благотворных воздействия, которые умеренность оказывает на нашу душу.
Первое. Оно позволяет нам обрести свободу и возрастать в ней.
Вы можете сами установить себе меру в том, что касается употребления пищи, напитков или сладостей. Можете отказаться от них, но не потому, что этот продукт, скажем, является вредным для здоровья. А для того, чтобы оставаться внутренне свободным и независимым от своих желаний и порывов.
В Книге премудрости Иисуса сына Сирахова написано: «Не следуй влечению души твоей и крепости твоей, чтобы ходить в похотях сердца твоего» (Сир 5:2).
Не полагайтесь на свои силы
на аппетит своего существа.
Не опирайтесь на сердце ваше и глаза ваши.
чтобы идти за похотями зла.
Либо я обуздываю свой аппетит, жажду удовольствий, либо удовольствия управляют мной, моей жизнью. Смогли бы вы любить, дружить, строить семью или бизнес с человеком, который не принадлежит себе, который является игрушкой в руках своих желаний и прихотей?
Представьте себе легковую машину. В ней есть место водителя и место для пассажиров. Человек, обладающий умеренностью, занимает водительское место и крепко держит руль собственной судьбы в своих руках. Чтобы в автомобиле собственной жизни не оказаться пассажиром, на заднем сиденье, нужна сила, необходимы самообладание, умеренность. Иначе это место легко могут занять другие люди или — что еще хуже — ваши слепые страсти и влечения.
Итак, первый плод умеренности — свобода.
Второе. Умеренность необходима для того, чтобы уметь правильно расставлять приоритеты в своей жизни, чтобы прекрасные вещи, которые возникают на вашем пути, занимали подобающее им место в иерархии ценностей. Точно определять для себя, какие вещи являются необходимыми, какие вещи являются неотложными, а что можно отложить в сторону, без чего можно обойтись. С полной свободой пожертвовать некоторыми мелочами, не распыляться на ерунду, иначе в какие-то важные моменты жизни у вас может не оказаться достаточно силы и выдержки. Например, в тот момент, когда требуется максимальная сосредоточенность воли, не отвлекаться на пустые развлечения. Умеренность позволяет устоять в искушениях, когда под ударом оказывается, например, супружеская верность или товарищество.
Умеренность помогает выбрать большее благо в тот момент, когда второстепенные вещи могут отвлечь внимание от главного.
У нас бывают разные потребности: физические и плотские, эмоциональные и аффективные, наконец, у нас есть духовные потребности.
Умеренность помогает не поддаваться капризам физических потребностей, чтобы они не могли захватить в плен твои мысли и волю.
Например, в начале поста, быть может, вы слишком много думаете о пище, в которой решили себя ограничить. Умеренность помогает постепенно снять эту озабоченность. Вероятно, вы замечали, что, когда пост заканчивается, ты возвращаешься к привычной пище с большей радостью и меньшей зависимостью. И вспоминаешь пост как счастливые дни.
Итак, иерархия ценностей — второй плод умеренности.
Третье. Умеренность дарит нам возможность самопознания. В скобках я позволю себе добавить: это самопознание требует от нас смирения и чувства юмора. В разные моменты нас буквально накрывают с головой чувственные желания, непреодолимое влечение к новостным лентам, социальным сетям. Умеренность учит нас познавать себя, принимать с терпением и без иллюзий ту часть нашей души, которая связана с навязчивыми состояниями. Когда накрывает шквал эмоций, неистовых стремлений, важно не паниковать, оставаться терпеливым с самим собой, проявить самообладание и силу воли. Чувство юмора — у кого оно есть — поможет сохранять трезвость и чрезмерно не драматизировать ситуацию.
Это был третий плод умеренности.
Сдержанность позволяет нам познавать самих себя.
И наконец, четвертое благотворное воздействие умеренности проявляется в том, что в христианстве называют «духовной бранью», «духовной битвой».
Через таинство крещение мы приобщаемся к духовной жизни, в которой нам предстоит сражаться с силами злобы поднебесной. Враждуя против нас, эти духи очень часто используют наши чувственные желания для того, чтобы лишить нас духовных сил и духовных благ, чтобы мы стали пассивными и унылыми. Они пытаются нас ослепить и внушить, что единственная цель жизни — есть, пить, веселиться.
Аскеза, возрастание в добродетели умеренности позволяет нам разоблачать подобные уловки. Духи злобы попытаются внушить нам, что жизнь со Христом — это скучно и монотонно. Но все с точностью до наоборот: умеренность открывает нам все новые горизонты радости, необъятные просторы полной и по-настоящему счастливой жизни.
Немного перефразируя знаменитые слова апостола Павла из Послания к Ефесянам, хочется сказать: если уж упиваться, то упивайтесь не вином, упивайтесь Духом Святым. Если испытывать опьянение, то выбирайте самое лучшее — опьянение Божественной любовью, которая потоками изливается в наши сердца.
Temperance —«Умеренность» написана в 1470 году Пьеро дель Полайоло и хранится в галерее Уффици во Флоренции.
Из всех добродетелей умеренность обладает особой привлекательностью, она требует от нас незаурядной креативности. Между тем, нередко ее недооценивают по достоинству.
Умеренность — это добродетель тех, кто в совершенстве владеет искусством оставаться в пределах золотой середины.
Мы видим молодую девушку, которая посредством жестов и мимики выражает спокойное самообладание и уверенность. Она разбавляет вино водой. Вода и вино выступают как две противоположности: чувственности и опьянению страстями противопоставлена чистота помыслов, исступлению, экстазу противопоставлено трезвение, избытку и роскоши — простота.
Иногда умеренность держит в руках два кубка: один пустой, другой — полный. Умеренность всегда умеет найти точное равновесие между противоположностями, ни впадая ни в одну из крайностей.
Она восседает на троне, потому что она царствует в душе благородного человека.
Ее цель — уравновешивать природные порывы души. Умеренность создает золотую середину, объединяя противоположности, создает парадоксы и оксюмороны: опьянительная скромность, роскошная простота, степенное ликование. Умеренность всегда сопровождается возникновением чего-то нового и доселе неслыханного. Эта добродетель прекрасно выражает суть архетипа жреца, волхва, кудесника. Ее цель — господствовать над стихийными движениями души, избегать излишеств и в чувствах, и в поступках. Ее противоположностью является всякая чрезмерность, непомерное преувеличение.
Она не призвана подавлять движения души, уничтожать желания, обесценивать привязанности и наши предпочтения. Напротив, умеренность является надежным основанием для всего этого, она позволяет нашим пристрастиям не перерождаться в свою противоположность, что нередко случается, когда мы пренебрегаем правильной мерой. Страсти нужно уметь упорядочивать, чтобы из них возникала гармония.
Джотто в капелле Скровеньи на лице умеренности изобразил почти хирургические швы, которые указывают, что язык этой женщины совершенно обуздан. Она держит меч, туго перевязанный бинтами: умеренность способна сражаться, при этом никогда не теряя самообладания, не прибегая к грубой силе. Она облачена в длинную тунику и головной убор, напоминающий капюшон — символ ее способности не выставлять себя напоказ, но действовать осмотрительно, кротко, но действенно.
Амброджио Лоренцетти среди аллегорических фигур «Справедливого управления» в Общественном дворце Сиены изобразил умеренность с песочными часами в руках, напоминая, что времена лукавы. Умение распоряжаться временем с высокой эффективностью, не нарушая при этом гармонию, — высочайшая мудрость.
С христианской точки зрения единственный смысл аскезы — ради большей любви. Воздержание и умеренность прекрасны тем, что они пробуждают в нас музыку божественного желания. Это желание возвышает нас и дарит неизъяснимую радость. Умеренность в отношении земных благ и плотских наслаждений расширяет сердце настолько, что оно способно вместить божественное блаженство, о которой блаженный Августин говорил: «Мера любви — любить без меры».
Желаю, чтобы воспитание в себе добродетели умеренности подарило вам преуспеяние в духовной жизни.